Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (ООО «Мегабайт»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы организационной культуры в современных условиях
1.1. Понятие организационной культуры и ее принципы
1.2. Влияние культуры на организационную эффективность
ГЛАВА 2. Анализ организационной культуры ООО «Мегабайт»
2.1. Характеристика организации
2.2. Анализ структурных элементов организационной культуры организации
2.3. Анализ соответствия организационной культуры стратегии организации
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию организационной культуры в организации
Кроме того, взаимодействие элементов организационной культуры в коммерческой организации сводится к следующим типам:
- организованные, когда элементы и ресурсы хорошо подобраны, скоординированы и помогают деятельности друг друга;
- дезорганизованные – целое оказывается практически меньше суммы своих частей. При этом элементы, ресурсы подобраны плохо, деятельность внутри организации не скоординирована, потенциал организации меньше суммы потенциалов входящих в нее элементов. Так, например, два работника мешают друг другу, когда тянут веревку в разные стороны;
- нейтральные: элементы, ресурсы хорошо соединены друг с другом, их потенциал равен сумме потенциалов всех составляющих частей. Например, люди, не связанные сотрудничеством, но и не враждебные друг к другу. Уравновешены процессы растворения и выпадения, т.е. динамическое равновесие.
М. Армстронг утверждал, что организационная культура - это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех работников данной организации. Они не всегда могут быть четко выраженные, но при отсутствии прямых инструкций определяют образ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы [22].
Решение исследуемой проблемы мы связываем с механизмами и процедурами совершенствования и укрепления всех атрибутов деятельности фирмы, в том числе и ее такого показателя, организационная эффективность,
Например, укреплению организационной культуры содействует соответствующее внешнее и внутреннее оформления предприятия, однако не все торговые предприятия на сегодняшний день имеют возможность менять интерьер в соответствии с избранным стратегическим направлением развития.
Таким образом, создание организационной культуры является неотъемлемым элементом стратегического управления фирмой.
На сегодняшний день актуальным являются вопросы социокультурных тенденций. В связи с этим необходимо радикальное изменение концепции управления, направленное на отдельные процессы в организации, где целесообразно использовать технологические процедуры, ориентированные на человека с его системой ценностей, взглядов, убеждений, традиций.
Такой современной концепцией становится организационная культура, которая является идеологией управления, а также охватывает все сферы жизнедеятельности предприятия. Однако, в данное время мы имеем разногласие между общим пониманием важности роли организационной культуры в обеспечении успешной деятельности предприятия и организации, объективной необходимостью формирования организационной культуры на предприятиях и отсутствием технологии, с помощью которой можно это практически осуществить.
Отношение менеджмента к корпоративной культуре определяется тем, сколь сильно ее влияние на подчиненных и насколько она сама управляема. Управляемость же культуры во многом зависит от ее источника.
Если таковым является деятельность администрации, культура полностью управляема и обновляется в результате смены лидеров или стратегии руководства. Причем изменения более вероятны в молодой культуре при малом количестве субкультур.
Если культура формируется как результат взаимодействия индивидуальных культур членов организации, их установок, форм поведения и спонтанно приспосабливается к изменениям внутри и вне организации, непосредственно управлять ею нельзя[1].
На нее можно влиять лишь опосредованно, изменяя самих людей (а измененная культура, в свою очередь, влияет на них).
Каждый из этих подходов сам по себе является ограниченным, поэтому управление организационной культурой должно учитывать положения и того и другого.
Осуществляя процесс управления, можно:
• во-первых, действовать строго в рамках культуры. В этих условиях ее прогрессивность обеспечит успех, но отсталость приведет к падению эффективности работы, ибо необходимые изменения будут игнорированы или заблокированы;
• во-вторых, идти «напролом», игнорируя сложившуюся культуру. Даже если эти действия будут осуществляться в правильном направлении, они вызовут сопротивление персонала и вряд ли будут особо успешными;
• в-третьих, принимать решения частично в рамках культуры, но в необходимых случаях и наперекор ей. Здесь нужно учитывать совместимость проводимых изменений и культуры и по возможности не перегибать палку;
• в-четвертых, предпринимать при необходимости шаги, полностью не совместимые с культурой. Это требует преобразования самой культуры с учетом препятствий и трудностей на этом пути.
Системное изменение культуры влечет за собой изменение поведения людей и может вывести предприятие на новую качественную ступень.
ГЛАВА 2. Анализ организационной культуры ООО «Мегабайт»
2.1. Характеристика организации
ООО «Мегабайт» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Учредительным документом исследуемого предприятия является устав предприятия.
Организационно-правовой статус предприятия - общество с ограниченной ответственностью. Общество создается без ограничения срока деятельности.
Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные не имущественные права и нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество руководствуется в своей деятельности действующим законодательством РФ, Уставом и другими внутренними документами общества.
Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли за счет реализации услуг, как физическим лицам, так и юридическим.
Основной вид деятельности - сдача внаем собственного недвижимого имущества.
Также к целям деятельности ООО «Мегабайт» можно отнести формирование и поддержание положительного имиджа, расширение хозяйственных связей, повышения качества работы.
Компания ориентирована на реализацию виолентной стратегии и планирует расширять своё присутствие на рынке Московской области.
На деятельность ООО «Мегабайт» оказывает влияние комплекс внутренних факторов, которые взаимосвязаны между собой: персонал, технологии, ресурсы, финансовое состояние и т.д.
ООО «Мегабайт», вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе:
• Строительные конструкции, сборные строения и столярные изделия из дерева (производство);
• Техника для сельского и лесного хозяйств, колесные тракторы (монтаж, ремонт и техническое обслуживание);
• Здания и сооружения всех типов (общестроительные работы);
• Земляные работы;
• Кровельные работы;
• Бетонные и железобетонные работы;
• Строительные изделия из бетона (производство);
• Трубопроводы магистральные, линии связи и электропередачи (прокладка, строительство);
• Тара деревянная (производство);
• Строительные конструкции из дерева и столярные изделия (производство);
• Монтаж металлических строительных конструкций;
• Инженерное оборудование зданий и сооружений (монтаж);
• Санитарно-технические работы;
• Штукатурные работы;
• Столярные и плотничные работы;
• Облицовка стен, устройство покрытий полов;
• Малярные работы;
• Автотранспорт (техническое обслуживание и ремонт);
• Обувь, чемоданы, сумки и другие изделия из кожи (ремонт);
• Электрические бытовые изделия (ремонт);
• Грузы (хранение и складирование);
• Автомобильный транспорт (вспомогательная деятельность);
• Гаражи, стоянки для автотранспортных средств, велосипедов.
Компания стремится к имиджу надежного партнера в области реализации услуг для своих клиентов.
Стратегия управления предприятием заключается в стремление укрепить рыночные позиции, расширить долю рынка и стать одним из лидеров в своем сегменте на рынке.
Тактика управления заключается в оптимизации внутренних процессов, повышении квалификации сотрудников для эффективного осуществления ими своей деятельности [33].
Основные технико-экономические показатели производственной деятельности компании за период 2017-2018 гг., представлены в таблице 2.1.
Технико-экономические показатели деятельности
ООО «Мегабайт»
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
||
Абс. знач. |
В % к 20012 г. |
Абс. знач. |
В % к 2017 г. |
|
1. Выручка от реализации работ, услуг, тыс. руб. |
54248,1 |
180 |
41048,8 |
136,3 |
2. Среднесписочная численность работающих, чел. |
113 |
111,9 |
113 |
111,9 |
3. Производительность труда, тыс. руб./чел. |
4800 |
161 |
3632 |
121,8 |
4. Фонд заработной платы, тыс. руб. |
1199,5 |
199,1 |
3543,4 |
588 |
5. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
8,8 |
179,6 |
26,1 |
532,6 |
6. Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб. |
59461 |
120,2 |
51092 |
103,3 |
7. Фондоотдача |
9,12 |
149 |
8,03 |
131,1 |
8. Фондоемкость |
0,11 |
68,8 |
0,12 |
81,3 |
9. Фондовооруженность, тыс. руб./чел. |
526 |
107,5 |
452 |
92,3 |
10. Себестоимость реализации, тыс. руб. |
52378,2 |
242,6 |
39755,4 |
184,1 |
11. Валовая прибыль, тыс. руб. |
1869,8 |
210,1 |
1293,4 |
14,53 |
12. Чистая прибыль, тыс. руб. |
1286,1 |
311,5 |
633,5 |
15,35 |
13. Рентабельность предприятия, % |
2,5 |
131,6 |
1,6 |
84,2 |
Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей как прибыль и рентабельность. Величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
2.2. Анализ структурных элементов организационной культуры организации
Всего в исследуемом предприятии работает 15 сотрудников. Структура ООО «Мегабайт» построена по линейному принципу.
Преимущества линейной структуры:
- четкая система взаимных связей функций и подразделений;
- четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
- ясно выраженная ответственность;
- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих;
- четкое обеспечение согласованности действий исполнителей.
Недостатки линейной структуры:
- отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминируют над стратегическими;
- тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
- критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные; тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
- большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими услуги, и лицом, принимающим решение;
- перегрузка управленцев верхнего уровня;
- повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев [33].
Недостатки этой структуры вытекают, в основном, из принципа единоличного принятия руководителем управленческих решений, так как для принятия качественных и эффективных решений от него требуется всесторонняя компетенция по всем функциям и аспектам объекта управления.