Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации («Фудзи»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность мотивации персонала и ее роль в системе управления
1.2 Характеристика основных элементов политики мотивации персонала и основные этапы ее формирования
2.1 Общая характеристика деятельности ресторана «Фудзи»
2.2 Анализ показателей управления кадровым направлением деятельности ресторана
2.2 Оценка политики мотивации персонала ресторана «Фудзи»
3.1 Внедрение системы грейдов в политику материальной мотивации персонала ресторана
Из данных таблицы заметен рост численности поваров и официантов, снижение численности обслуживающего персонала (уборщиц), поскольку практика показала, что с уборкой помещения успешно справляется один человек, и содержание второго уборщика ведет к росту затрат на заработную плату без повышения эффективности. Численность по категориям представлена в таблице 6.
Таблица 6 – Основные категории работников ресторана «Фудзи»
Категория работников |
2015 |
2016 |
2017 |
Изменение |
||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
2017/2016 |
2017/2015 |
|
Руководитель |
1 |
7 |
1 |
6 |
1 |
5 |
1,00 |
1,00 |
Специалисты |
7 |
46 |
7 |
44 |
8 |
45 |
1,17 |
1,17 |
Рабочие |
1 |
7 |
2 |
12 |
1 |
6 |
0,5 |
1,00 |
Обслуживающий персонал |
6 |
40 |
6 |
38 |
8 |
44 |
1,33 |
1,33 |
Таким образом, доля руководителей составляет в 2017 году - 5% от общего числа сотрудников организации, численность специалистов - 45%, доля рабочих - 6%, доля обслуживающего персонала - 44%. Рост численности наблюдается по категориям обслуживающего персонала и специалистов, снижение по категории рабочие.
Можно сделать вывод об увеличении численности персонала в ресторане «Фудзи» по сравнению 2016 годом на 2 человека, что составляет 11%. Данная ситуация обусловлена ростом объема оказания услуг, значительным притоком клиентов и повышением трудоемкости работы поваров и официантов. Однако, без эффективного использования нормативов численности, трудоемкости работ, норм времени невозможно эффективно управлять ростом персонала, а расширение численности без анализа трудоемкости может привести к негативным последствиям для организации: росту затрат на персонал.
Далее рассмотрим структуру персонала по полу и возрасту по данным таблицы 7.
Таблица 7 – Структура персонала ресторана «Фудзи» по возрасту 2015-2017 гг.
Общий стаж работы |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
до 18 лет |
2 |
2 |
2 |
18 -35 лет |
2 |
1 |
5 |
35-40 лет |
7 |
8 |
7 |
40-50 лет |
4 |
5 |
4 |
более 50 лет |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО |
15 |
16 |
18 |
Анализ возрастной структуры персонала ресторана позволил сделать вывод о том, что большинство работников находятся в возрасте от 35 до 50 лет, что, в целом, не характерно для организации подобного профиля, поскольку состав официантов и барменов как правило достаточно «молодой». В нашем случае данная ситуация может являться плюсом. Поскольку говорит о должном уровне квалификации и «зрелой» мотивации к труду, возможном отсутствии отношения к работе в ресторане «Фудзи» как к временной.
Распределение персонала ресторана «Фудзи» по общему стажу работы представлено в таблице 8.
Таблица 8 – Распределение персонала по стажу работы, чел.
Общий стаж работы |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
до 1 года |
2 |
2 |
2 |
1 -3 года |
2 |
1 |
5 |
3-5 лет |
7 |
8 |
7 |
5-10 лет |
4 |
5 |
4 |
более 10 лет |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО |
15 |
16 |
18 |
Анализ стажа работы сотрудников свидетельствует о том, что на работу принимаются сотрудники, уже имеющие опыт работы в общественном питании и опыт работы в других организациях. Наиболее многочисленная группа персонала - со стажем работы 3-5 лет - на конец 2017 года в этой группе состояло 7 человек. Данная ситуация благоприятна для организации, поскольку позволяет использовать потенциал опытных работников уже сразу после приема. Негативным моментом является отсутствие возможности использовать как мотивацию должностной и профессиональный рост (что возможно, например, для студентов).
Далее необходимо провести анализ движения персонала, как важный индикатор кадровой политики в организации. Данные по движению персонала представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Движение персонала ресторана «Фудзи» в 2015-2017 гг.
Годы |
Среднесписочная численность |
Валовой оборот, % |
Оборот по приему, % |
Оборот по увольнению, % |
Текучесть кадров, % |
Коэффициент стабильности, % |
2015 |
15 |
46,7 |
26,7 |
20,0 |
20,00 |
21 |
2016 |
16 |
31,3 |
18,8 |
12,5 |
6,25 |
16 |
2017 |
18 |
60,0 |
40,0 |
20,0 |
15,00 |
29 |
Можно сделать вывод о том, что текучесть кадров в организации выше нормы (3-5%), что обусловлено общей тенденцией к текучести среди определенных категорий персонала, таких как официанты, бармены. Однако, высокая текучесть является негативным моментом для организации, поскольку цель кадровой политики - укрепление и рост кадрового потенциала, мотивация всех категорий сотрудников для достижения эффективной работы в долгосрочном периоде, в частности за счет устойчивого кадрового потенциала. Ориентация на текучесть и снижение за этот счет затрат на мотивацию и рост оплаты труда - негативная тенденция, которой привержены как малые, так и крупные предприятия в современных условиях.
2.2 Оценка политики мотивации персонала ресторана «Фудзи»
В ресторане «Фудзи» политика мотивации персонала включает в себя экономические и неэкономические способы мотивации персонала. В обобщенном виде политику мотивации персонала, существующую на предприятии, можно представить как совокупность следующих блоков: материальная мотивация, нематериальная мотивация и социальные программы (рисунок 5).
Рисунок 5 – Политика мотивации персонала ресторана «Фудзи»
Рассмотрим основные элементы политики мотивации персонала ресторана «Фудзи» более подробнее.
Основной акцент в ресторане «Фудзи», сделан на систему материальной мотивации: оплата труда используется как важнейшее средство стимулирования добросовестной работы, практикуется стимулирование через назначение премий и их лишение.
В ресторане «Фудзи» используется сдельно-премиальная форма оплаты труда. На каждого сотрудника установлены сдельные оклады, которые определены в трудовых договорах с работниками.
В зависимости от уровня ежемесячного дохода ресторана установлены премии к должностным окладам. Премиальный фонд составляет 10% от ежемесячного дохода компании. Сотрудникам, проработавшим в компании более 3-ех лет, также устанавливается персональная надбавка за стаж работы –5000 тенге.
Рассмотрим, из каких элементов состоит фонд заработной платы в ресторане «Фудзи» (таблица 10).
Таблица 10 – Состав и структура фонда заработной платы по статьям затрат в ресторане «Фудзи» за 2015 – 2017 гг.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение |
||||
Сумма, тыс. тг. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. тг. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. тг. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. тг. |
Относит., в % |
|
Сдельная оплата |
12337 |
52,1 |
12411 |
63,4 |
14820 |
65,2 |
2483 |
20,1 |
Доплаты различного рода |
6512 |
27,5 |
4424 |
22,6 |
5069 |
22,3 |
-1443 |
-22,2 |
Процентная надбавка |
4120 |
17,4 |
2153 |
11 |
1568 |
6,9 |
-2552 |
-61,9 |
Материальная помощь |
710 |
3 |
587 |
3 |
1273 |
5,6 |
562,51 |
79,2 |
Итого |
23679 |
100 |
19576 |
100 |
22730 |
100 |
-949 |
-4,0 |
Исследуя данную таблицу 10, можно сказать, что в ресторане фонд заработной платы в 2017 г. по сравнению с 2015 г. снизился на 4% и в 2017 г. составил 22 730 тыс. тенге. Наибольший удельный вес в структуре фонда заработной платы занимает сдельная оплата, сумма которой выросла за исследуемый период более чем на 20% и составила на конец 2017 года 14 820 тыс. тенге (что составляет 65,2% от ФЗП).
Процентные надбавки составляют ежегодно снижаются и на конец 2017 года они составили лишь 6,9% от совокупного фонда заработной платы. В абсолютном выражении сумма процентных надбавок сократилась на 2 552 тыс. тенге или на 61,9%.
Несколько выросли затраты по материальной помощи работникам с 710 тыс. тенге в 2015 году до 1 273 тыс. тенге в 2017 году.
На рисунке 6 графические представлено изменение фонда оплаты труда за 2015 – 2017 гг. по статьям затрат.
Рисунок 6 – Состав и структуры фонда заработной платы по статьям затрат за 2015-2017 гг.
В ресторане «Фудзи» уделяется внимание моральному поощрению работников. Используется широкий спектр средств нематериальной мотивации: вручение почетных грамот, поощрение в связи с Днем защитника Отечества (для мужчин), Днем 8-е Марта (для женщин). К Новому Году все работники организации получают подарки. Для того, чтобы проводить работу по оздоровлению работников, предприятие предоставляет работникам, нуждающимся в лечении, медицинское страхование. Одна из целей мотивации труда – формирование желательного поведения работников и достижение необходимого уровня производительности. Чтобы минимизировать количество случаев нежелательного поведения работников (прогулы, опоздания, нарушения дисциплины), в ресторане «Фудзи» используется материальное наказание и дисциплинарные меры.
Наиболее важным показателем, отражающим эффективность политики мотивации персонала ресторана, является показать производительности труда (таблица 11).
Таблица 11 – Динамика показателя производительности труда в ресторане «Фудзи» за 2015 - 2017 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Отклонение, 2017/2015, % |
Выручка (тыс. тг.) |
81 389 |
82 707 |
39 019 |
47,9 |
Среднесписочная численность персонала |
15 |
16 |
18 |
120,0 |
Производительность труда, тыс.тг.. |
5425,9 |
5169,2 |
2167,7 |
40,0 |