Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации («Фудзи»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы формирования политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации

1.1 Сущность мотивации персонала и ее роль в системе управления

1.2 Характеристика основных элементов политики мотивации персонала и основные этапы ее формирования

2. Анализ политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности ресторана «Фудзи»

2.1 Общая характеристика деятельности ресторана «Фудзи»

2.2 Анализ показателей управления кадровым направлением деятельности ресторана

2.2 Оценка политики мотивации персонала ресторана «Фудзи»

3. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование политики мотивации персонала с учетом стратегического управления кадровым направлением деятельности ресторана

3.1 Внедрение системы грейдов в политику материальной мотивации персонала ресторана

3.2 Рекомендации по повышению эффективности политики мотивации персонала ресторана путем формирования корпоративной культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Для того, чтобы противостоять конкурентам и успешно продвигать собственные товары и услуги на различных типах рынков, организации сталкиваются с объективной необходимостью формирования эффективной системы управления. При этом основной акцент в системе управления делается на сотрудников, которые позволяют создавать конкурентный продукт и развивать систему внешних и внутренних коммуникаций – для успешного продвижения на рынке. В этой связи, становится очевидным, что определяющей основой эффективной деятельности является необходимость управления персоналом.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что эффективный мотивационный механизм управления предприятием стимулирует производительность сотрудников, повышает эффективность труда, в свою очередь, неэффективный мотивационный механизм управления предприятием, порождает у сотрудников неудовлетворенность, что неизбежно влечет падение производительности труда.

Цель работы – исследование особенностей политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы формирования политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации;
  • провести анализ политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности ресторана «Фудзи»;
  • разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности политики мотивации персонала ресторана «Фудзи».

Объект исследования – политика мотивации персонала ресторана «Фудзи».

Предмет исследования – формирование мотивационного механизма в управлении организацией.

Теоретической базой являются работы российских и зарубежных ученых в области менеджмента и управления персоналом, в частности, работы таких авторов, как Афанасьев В. Я., Аширов Д.А., Балашов А.П., Блэйк Р.Р., Мутон Д.С., Бухалков М.И., Вакуленко Р. Я., Бухалков М.И., Репина Е.А., Попов В.Н., Мескон М.Х. и др.

В ходе исследования применялись методы изучения, анализа, систематизации, обобщения, сравнения, опроса.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


1. Теоретические основы формирования политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации

1.1 Сущность мотивации персонала и ее роль в системе управления

Прежде чем перейти к исследованию особенностей формирования политики В научной литературе по менеджменту мотивация имеет различные определения, некоторые из них приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ понятий «мотивация»

Автор

Содержание понятия «мотивация»

1

2

Д. А. Аширов [2]

внутреннее или внешнее побуждение предприятия к деятельности для достижения каких-либо определенных целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения

О. И. Виханский,

А. И. Наумов [5]

Совокупность внешних и внутренних сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы и формы этой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей

Б. М. Генкин [6]

воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей

Ю. В. Гусаров,

Л. Ф. Гусарова [7]

деятельность, цель которой состоит в активизации людей, которые работают в организации и побуждении их эффективно трудиться для выполнения поставленных задач

Е. Л. Маслова [15]

функция управления, процесс пробуждения индивидуума к деятельности для достижения целей предприятия и/или многих целей

А.П. Балашов [3]

процесс осознанного предпочтения человеком того или иного типа поведения, определяющийся комплексным влиянием факторов.

В. Я. Афанасьев [1]

побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, определяющее активность и направленность человека в определенной ситуации.

А.П. Егоршин [9]

процесс образования условий, которые оказывают воздействие на поведение человека и которые позволяют направить его в необходимую для организации сторону, а также которые вызывают интерес к добросовестному и активному труду, к старанию при исполнении порученных ему обязанностей


Таким образом, ни в одном из приведенных определений нет достаточно полного объяснения понятия «мотивация». Существование различных подходов к исследованию мотивации порождает существенный разброс в определении самой категории «мотивации».

Мескон М.Х. предлагает понять мотивацию как «систему мотивационного управления, как процесс внутреннего и внешнего стимулирования себя и других хозяйствующих субъектов к определенной деятельности для достижения конечных целей организации и удовлетворения личных потребностей посредством трудовой деятельности» [17].

Это определение, на наш взгляд, вполне полно отражает сущность мотивации, характеризующуюся комплексностью понятия, которое включает в себя достижение целей организации и удовлетворение личных потребностей хозяйствующих субъектов посредством труда в процессе внешнего и внутреннего управления их побуждениями.

Система мотивации в организации - это механизм взаимодействия между объектом мотивации и организацией, схематично представленный на рисунке 1.

Мотивационный механизм

Организация

Объект мотивации (индивид)

Экономическое поведение

Рисунок 1 – Схема формирования мотивации в организации

Формирование мотива труда происходит, если субъект управления имеет необходимый набор благ, соответствующий социально определенным потребностям человека; для получения пособий требуются личные трудовые усилия работника; трудовая деятельность позволяет работнику получать эти блага с меньшими моральными и материальными издержками, чем любые другие виды деятельности [10].

Группа ведущих мотивов, определяющих поведение сотрудника, называется механизмом мотивации, который имеет свою структуру, варьирующуюся в зависимости от конкретной ситуации в сфере труда. Сила мотива определяется степенью значимости потребности в работнике. Чем более насущная потребность в конкретном благе, тем сильнее желание ее получить, тем активнее будет рабочий [4].

Таким образом, мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, то есть любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационный механизм, с помощью которого он будет осуществлять обучение команды в правильном направлении.


1.2 Характеристика основных элементов политики мотивации персонала и основные этапы ее формирования

Управление мотивацией на предприятиях становится все более сложным процессом, который требует наряду с применением существующих методов мотивации новых, сочетающих элементы основных и отдельных методов мотивации и зависящих от экономических возможностей и социальной политики каждого конкретного предприятия, а также учета взаимосвязи мотивации и корпоративной культуры предприятия как фактора формирования внутренней идеологии на принципах социального партнерства работников и администрации для достижения стратегических целей предприятия [16].

Следовательно, политика мотивации персонала является одним из основных факторов в формировании положительных тенденций социального и экономического развития предприятия.

Схематично политику мотивации персонала можно представить следующим образом (рисунок 2):

Политика мотивации

Материальная составляющая

- Возможности продвижения по карьерной лестнице, непрерывность обучения, инициативность

- Надежность места работы (стабильность)

- Соответствие работы способностям

- Ориентация на престиж и уважение в коллективе

- Удовлетворение от хорошо выполненной интересной работы, занятие любимым делом

  • Условия труда
  • Престижность профессии

Управление эффективностью (ориентация на результат, интегрирование всех ресурсов для поставленных целей)

  • Непрерывное совершенствование и вовлеченность в процесс производства
  • Управление знаниями
  • Управление ценностями (через построение эффективной организационной культуры),
  • Управление талантами.

Динамическая ресурсная концепция (создание ключевой компетенции – персонала организации с исключительным знанием, аккумулирование персонала в уникальной комбинации)

Заработная плата:

  • Постоянная часть
  • Переменная часть
  • Система вознаграждений

Нематериальная составляющая

Рисунок 2 – Структура политики мотивации персонала

Методика формирования политики мотивации персонала представляет из себя последовательность этапов, представленных на рисунке 3.

Из данных рисунка 3 видно, что на начальном этапе выбираются категории персонала предприятия, для которых разрабатывается политика мотивации, затем определяется реальный (измеримый) вклад данной категории персонала в конечные результаты деятельности, а также выявляются типы и виды потребностей, присущих данной категории персонала.


Далее выявляются основные факторы, которые определят структуру политики мотивации организации. Это такие факторы как: потребности, ожидания, интересы, ценностные ориентации сотрудников и т.д. Основные из них: деньги, заработная плата, оценка, похвала, вознаграждение, слава, почет, карьера, карьерный рост, перспективы, статус, профессиональный рост, мастерство, развитие, совпадение, понимание целей, фирмы, результат, азарт, соревнование, стремление превзойти других и показать себя, интерес, творческая работа, полномочия, ответственность, самостоятельность, хороший руководитель, взаимоотношения в коллективе, микроклимат, самореализация, нормальный режим работы, гигиенические факторы и т.д.

Разработка системы (механизм) реализации средств и способов удовлетворения потребностей (мотивационный механизм и его составляющие)

Выбор категории персонала предприятия, для которой разрабатывается политика мотивации

Определение реального (измеримого) вклада данной категории персонала в конечные результаты деятельности предприятия

Выявление типов и видов потребностей, присущих данной категории персонала

Выявление типов и видов мотивационных факторов, способных удовлетворить потребности, присущие данной категории персонала

Планирование процесса внедрения системы мотивации на предприятии

Ресурсное обеспечение процесса внедрения системы мотивации на предприятии

Монито-ринг

Внесение изменений и корректи-ровка

Рисунок 3 – Методика построения политики мотивации персонала

Если на предыдущем этапе формирования политики мотивации были выбраны экономические методы воздействия на работников, то на следующем, определяются способы материального (неденежного и денежного) и нематериального стимулирования, т.е. комплекс инструментов воздействия, и выбираются из них такие, которые наилучшим образом подходят для удовлетворения потребностей работников организации. При формировании политики мотивации каждое предприятие должно разрабатывать собственную эффективную систему мотивов и стимулов, обеспечивающих активизацию деятельности управленческого персонала в соответствии с поставленной перед предприятием целью, а мотивация труда работников управленческого персонала должна быть неразрывно связана с развитием предприятия, направленная на полную реализацию возможностей работника.

На заключительных этапах происходит мониторинг и внесение изменений и корректировка действующей политики мотивации [13].