Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации («Фудзи»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность мотивации персонала и ее роль в системе управления
1.2 Характеристика основных элементов политики мотивации персонала и основные этапы ее формирования
2.1 Общая характеристика деятельности ресторана «Фудзи»
2.2 Анализ показателей управления кадровым направлением деятельности ресторана
2.2 Оценка политики мотивации персонала ресторана «Фудзи»
3.1 Внедрение системы грейдов в политику материальной мотивации персонала ресторана
ВВЕДЕНИЕ
Для того, чтобы противостоять конкурентам и успешно продвигать собственные товары и услуги на различных типах рынков, организации сталкиваются с объективной необходимостью формирования эффективной системы управления. При этом основной акцент в системе управления делается на сотрудников, которые позволяют создавать конкурентный продукт и развивать систему внешних и внутренних коммуникаций – для успешного продвижения на рынке. В этой связи, становится очевидным, что определяющей основой эффективной деятельности является необходимость управления персоналом.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что эффективный мотивационный механизм управления предприятием стимулирует производительность сотрудников, повышает эффективность труда, в свою очередь, неэффективный мотивационный механизм управления предприятием, порождает у сотрудников неудовлетворенность, что неизбежно влечет падение производительности труда.
Цель работы – исследование особенностей политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации;
- провести анализ политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности ресторана «Фудзи»;
- разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности политики мотивации персонала ресторана «Фудзи».
Объект исследования – политика мотивации персонала ресторана «Фудзи».
Предмет исследования – формирование мотивационного механизма в управлении организацией.
Теоретической базой являются работы российских и зарубежных ученых в области менеджмента и управления персоналом, в частности, работы таких авторов, как Афанасьев В. Я., Аширов Д.А., Балашов А.П., Блэйк Р.Р., Мутон Д.С., Бухалков М.И., Вакуленко Р. Я., Бухалков М.И., Репина Е.А., Попов В.Н., Мескон М.Х. и др.
В ходе исследования применялись методы изучения, анализа, систематизации, обобщения, сравнения, опроса.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. Теоретические основы формирования политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации
1.1 Сущность мотивации персонала и ее роль в системе управления
Прежде чем перейти к исследованию особенностей формирования политики В научной литературе по менеджменту мотивация имеет различные определения, некоторые из них приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ понятий «мотивация»
Автор |
Содержание понятия «мотивация» |
1 |
2 |
Д. А. Аширов [2] |
внутреннее или внешнее побуждение предприятия к деятельности для достижения каких-либо определенных целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения |
О. И. Виханский, А. И. Наумов [5] |
Совокупность внешних и внутренних сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы и формы этой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей |
Б. М. Генкин [6] |
воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей |
Ю. В. Гусаров, Л. Ф. Гусарова [7] |
деятельность, цель которой состоит в активизации людей, которые работают в организации и побуждении их эффективно трудиться для выполнения поставленных задач |
Е. Л. Маслова [15] |
функция управления, процесс пробуждения индивидуума к деятельности для достижения целей предприятия и/или многих целей |
А.П. Балашов [3] |
процесс осознанного предпочтения человеком того или иного типа поведения, определяющийся комплексным влиянием факторов. |
В. Я. Афанасьев [1] |
побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, определяющее активность и направленность человека в определенной ситуации. |
А.П. Егоршин [9] |
процесс образования условий, которые оказывают воздействие на поведение человека и которые позволяют направить его в необходимую для организации сторону, а также которые вызывают интерес к добросовестному и активному труду, к старанию при исполнении порученных ему обязанностей |
Таким образом, ни в одном из приведенных определений нет достаточно полного объяснения понятия «мотивация». Существование различных подходов к исследованию мотивации порождает существенный разброс в определении самой категории «мотивации».
Мескон М.Х. предлагает понять мотивацию как «систему мотивационного управления, как процесс внутреннего и внешнего стимулирования себя и других хозяйствующих субъектов к определенной деятельности для достижения конечных целей организации и удовлетворения личных потребностей посредством трудовой деятельности» [17].
Это определение, на наш взгляд, вполне полно отражает сущность мотивации, характеризующуюся комплексностью понятия, которое включает в себя достижение целей организации и удовлетворение личных потребностей хозяйствующих субъектов посредством труда в процессе внешнего и внутреннего управления их побуждениями.
Система мотивации в организации - это механизм взаимодействия между объектом мотивации и организацией, схематично представленный на рисунке 1.
Мотивационный механизм
Организация
Объект мотивации (индивид)
Экономическое поведение
Рисунок 1 – Схема формирования мотивации в организации
Формирование мотива труда происходит, если субъект управления имеет необходимый набор благ, соответствующий социально определенным потребностям человека; для получения пособий требуются личные трудовые усилия работника; трудовая деятельность позволяет работнику получать эти блага с меньшими моральными и материальными издержками, чем любые другие виды деятельности [10].
Группа ведущих мотивов, определяющих поведение сотрудника, называется механизмом мотивации, который имеет свою структуру, варьирующуюся в зависимости от конкретной ситуации в сфере труда. Сила мотива определяется степенью значимости потребности в работнике. Чем более насущная потребность в конкретном благе, тем сильнее желание ее получить, тем активнее будет рабочий [4].
Таким образом, мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, то есть любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационный механизм, с помощью которого он будет осуществлять обучение команды в правильном направлении.
1.2 Характеристика основных элементов политики мотивации персонала и основные этапы ее формирования
Управление мотивацией на предприятиях становится все более сложным процессом, который требует наряду с применением существующих методов мотивации новых, сочетающих элементы основных и отдельных методов мотивации и зависящих от экономических возможностей и социальной политики каждого конкретного предприятия, а также учета взаимосвязи мотивации и корпоративной культуры предприятия как фактора формирования внутренней идеологии на принципах социального партнерства работников и администрации для достижения стратегических целей предприятия [16].
Следовательно, политика мотивации персонала является одним из основных факторов в формировании положительных тенденций социального и экономического развития предприятия.
Схематично политику мотивации персонала можно представить следующим образом (рисунок 2):
Политика мотивации
Материальная составляющая
- Возможности продвижения по карьерной лестнице, непрерывность обучения, инициативность |
- Надежность места работы (стабильность) |
- Соответствие работы способностям |
- Ориентация на престиж и уважение в коллективе |
- Удовлетворение от хорошо выполненной интересной работы, занятие любимым делом |
|
|
Управление эффективностью (ориентация на результат, интегрирование всех ресурсов для поставленных целей)
- Непрерывное совершенствование и вовлеченность в процесс производства
- Управление знаниями
- Управление ценностями (через построение эффективной организационной культуры),
- Управление талантами.
Динамическая ресурсная концепция (создание ключевой компетенции – персонала организации с исключительным знанием, аккумулирование персонала в уникальной комбинации)
Заработная плата:
- Постоянная часть
- Переменная часть
- Система вознаграждений
Нематериальная составляющая
Рисунок 2 – Структура политики мотивации персонала
Методика формирования политики мотивации персонала представляет из себя последовательность этапов, представленных на рисунке 3.
Из данных рисунка 3 видно, что на начальном этапе выбираются категории персонала предприятия, для которых разрабатывается политика мотивации, затем определяется реальный (измеримый) вклад данной категории персонала в конечные результаты деятельности, а также выявляются типы и виды потребностей, присущих данной категории персонала.
Далее выявляются основные факторы, которые определят структуру политики мотивации организации. Это такие факторы как: потребности, ожидания, интересы, ценностные ориентации сотрудников и т.д. Основные из них: деньги, заработная плата, оценка, похвала, вознаграждение, слава, почет, карьера, карьерный рост, перспективы, статус, профессиональный рост, мастерство, развитие, совпадение, понимание целей, фирмы, результат, азарт, соревнование, стремление превзойти других и показать себя, интерес, творческая работа, полномочия, ответственность, самостоятельность, хороший руководитель, взаимоотношения в коллективе, микроклимат, самореализация, нормальный режим работы, гигиенические факторы и т.д.
Разработка системы (механизм) реализации средств и способов удовлетворения потребностей (мотивационный механизм и его составляющие)
Выбор категории персонала предприятия, для которой разрабатывается политика мотивации
Определение реального (измеримого) вклада данной категории персонала в конечные результаты деятельности предприятия
Выявление типов и видов потребностей, присущих данной категории персонала
Выявление типов и видов мотивационных факторов, способных удовлетворить потребности, присущие данной категории персонала
Планирование процесса внедрения системы мотивации на предприятии
Ресурсное обеспечение процесса внедрения системы мотивации на предприятии
Монито-ринг
Внесение изменений и корректи-ровка
Рисунок 3 – Методика построения политики мотивации персонала
Если на предыдущем этапе формирования политики мотивации были выбраны экономические методы воздействия на работников, то на следующем, определяются способы материального (неденежного и денежного) и нематериального стимулирования, т.е. комплекс инструментов воздействия, и выбираются из них такие, которые наилучшим образом подходят для удовлетворения потребностей работников организации. При формировании политики мотивации каждое предприятие должно разрабатывать собственную эффективную систему мотивов и стимулов, обеспечивающих активизацию деятельности управленческого персонала в соответствии с поставленной перед предприятием целью, а мотивация труда работников управленческого персонала должна быть неразрывно связана с развитием предприятия, направленная на полную реализацию возможностей работника.
На заключительных этапах происходит мониторинг и внесение изменений и корректировка действующей политики мотивации [13].