Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Препятствия и трудности в развитии местного самоуправления в РФ

1.1 Трудности в формировании местного самоуправления

1.2 Основные проблемы в развитии местного самоуправления

1.3 Трудности в правовом развитии местного самоуправления

1.4 Трудности в социальном развитии местного самоуправления

2 Современные тенденции развития местного самоуправления в РФ

2.1 Количественные тенденции местного самоуправления

2.2 Тенденция суверенизации самоуправления в Российской Федерации

2.3 Тенденция невыполнения решений, принятых самоуправлением

2.4 Тенденция противоречия местного права федеральным законам

2.5 Тенденция к укреплению экономики местного самоуправления

3 Перспективы развития местного самоуправления в РФ

3.1 Перспективные сценарии развития местного самоуправления

3.2 Наиболее перспективные производства и возможности малого бизнеса

3.3 Перспективы развития систем «обратной связи»

3.4 Перспективы использования зарубежного опыта

Заключение

Список использованной литературы

На переходных этапах муниципализации объектов социальной сферы, значительно возросли объемы сектора муниципальной социальной сферы, который был наименее подготовленным к работе на уровне экономической самодостаточности. В ходе этих преобразований предприятия освобождались от неприбыльным для них активов, но от этого эти объекты не стали прибыльными, так как их поддержание в функциональном состоянии не обходится без финансирования.[10] Муниципалитеты не сумели на основе вновь созданной системы местного самоуправления выработать, переданный им комплекс дошкольного образования, что создало ряд кризисных явлений в этой области. На большинстве территорий не была восстановлена система дополнительного детского образования. С этой системой современная модернизация связывает большие надежды на творческое развитие детей, а также решение задач их воспитания и оздоровления.

На современной этапе развития муниципального самоуправления появились новые проблемы, которые объясняются изменениями в общем образовании. Муниципальные органы управления не только делают частично выданные им полномочия субъектов РФ, но фактически несут ответственность перед вышестоящими органами и населением за ход и результаты внедряемых новаций.[11]

2 Современные тенденции развития местного самоуправления в РФ

2.1 Количественные тенденции местного самоуправления

Одним из острейших в последние годы является вопрос о численности муниципальных образований. В силу сложившейся обстановки, при отсутствии финансов и необходимых квалифицированных кадров не у всех муниципальных образований получается выполнять свои полномочия. Затраты на формирование и функционирование нежизнеспособных органов местного самоуправления могут превышать затраты необходимые на решение социальных проблем.[12]

Еще в 2003 году тезис о потребности наибольшего приближения местной власти к народу стал лозунгом муниципальной реформы. За период с 2003 по 2009 гг. число муниципальных образований в стране было увеличено с 11600 (в 2003 г.) до 24160 (в 2009 г.). Эти преобразования прошли в максимально сжатые сроки и не учитывали мнения специалистов и не были подкреплены финансово-экономическими мерами. Поэтому многие из муниципальных территорий оказались не готовыми решать поставленные местные задачи.[13]


В последние годы в России наблюдалось заметное сокращение количества муниципальных образований, особенно сельских поселений. Особенно сильно этот процесс наблюдался в 2010 году, в это время по данным Федеральной службы государственной статистики были «сокращены» свыше 600 муниципальных образований, включая 595 сельских поселений. Такое изменение территориальной организации местного самоуправления объясняется желанием властей регионов оптимизировать число муниципальных образований с целью повышения эффективности муниципального управления и снижения расходов.

И по состоянию на 1.01.2015 г. число муниципальных образований по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 1228 единиц. Большинство «сокращений» пришлось на сельские поселения, число таких муниципалитетов уменьшилось на 1207 единиц. Начиная с 2008 года до 2014 года динамика сокращения числа муниципальных образований была устойчивым трендом.[14]

Если рассмотреть тенденции изменения количества муниципальных районов (табл. 1), то статистика не будет однозначной.

Табл. 1. Тенденции динамики муниципальных районов в РФ за 2008-13 гг.

Наименование

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Россия

1799

1810 / (+19)

1829 (-5)

1824 (-3)

1821 (-4)

1817

ЦФО

417 (-1)

416

416

416

416

416

СЗФО

147 (+12)

159

159

159

159

149

ЮФО

239

239 (+21)

144

144

144 (-1)

143

СКФО

-

-

116 (-2)

114

114

114

ПФО

456

456

456 (-2)

454 (-2)

452 (-3)

449

УрФО

93

93

93

93

93

93

СФО

320

320

320

320 (-1)

319

319

ДФО

127

127 (-2)

125 (-1)

124

124

124


За период 2008-2013 гг. число муниципальных районов изменялось разнонаправленно. В 2008-2009 гг. число муниципальных районов значительно возросло, что объясняется изменением в территориальной организации ЮФО на 21 единицу, в СЗФО на 12 единиц. В ЮФО были сформированы новые муниципальные районы в республике Ингушетия и Чеченской республике. В Калининградской области (СЗФО) были преобразованы 12 городских округов в муниципальные районы.

Федеральный округ

Количество зарегистрированных уставов и муниципальных актов, единиц

из них:

действующие

не действую-щие в части

не вступившие в силу

недейству-ющие

Центральный

57 000

39 012

0

1 183

16 805

СЗФО

16 354

10 682

0

323

5 349

Южный

26 810

7 493

0

1 535

17 782

СКФО

20 511

5 903

0

385

14 223

Приволжский

78 113

44 611

0

2 736

30 766

Уральский

26 096

23 044

0

785

2 267

Сибирский

59 000

31 964

2

1 010

26 024

ДФО

35 377

23 273

0

1 658

10 446

ВСЕГО

319 261

185 982

2

9 615

123 662

В 2010-2013 гг. число муниципальных районов уменьшилось на 12 единиц, хотя не всегда проходило укрупнение. За этот период были объединены муниципальные районы в СКФО в 2010 году в Чеченской республике, в ЮФО в 2012 году в Волгоградской области, в СФО в 2011 году в Алтайском крае. А также были преобразованы муниципальные районы в городские округа в ПФО в 2010-2012 гг. в Нижегородской обл., в 2012 г. в Пермском крае и в ДФО в 2010 г. (Сахалинская область).[15]

На 1 января 2017 г. на территории России зарегистрировано и внесено в государственный реестр уставов муниципальных образований 319261 устав муниципального образования и муниципальный правовой акт о внесении в них изменений (60172 устава, 259089 муниципальных актов), из которых 185982 являются действующими, 9615 не вступили в силу, 123662 отменены или признаны утратившими силу (табл. 2).


Табл. 2. Количество регистраций уставов муниципальных образований (по состоянию на 1 января 2017 г.).

Количество поступивших на государственную регистрацию уставов
и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений за 2016 год уменьшилось на 20 % в сравнении с 2015 г. В 2016 году
в территориальные органы Минюста России поступило на государственную регистрацию 30869 уставов и муниципальных правовых актов (в аналогичном периоде 2015 года – 38816). Зарегистрировано в 2016 году 27912 уставов
и муниципальных правовых актов (в 2015 году – 34229), что на 18 % меньше
в сравнении с 2015 годом, отказано в государственной регистрации 1310 уставов
и муниципальным актам (в 2015 году – 2379), (табл. 3).

Табл. 3. Сравнительный анализ регистрационных действий территориальных органов Минюста России за 2015 и 2016 гг.[16]

Федеральный округ

Количество уставов и муниципальных актов, единиц

поступивших на государственную регистрацию*

зарегистри-

рованных

в государственной регистрации которым отказано

возвращенных с государственной

регистрации без рассмотрения

находящихся на государственной регистрации на конец отчетного периода

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

2015 г.

2016 г.

Центральный

7 208

5 176

6 362

4 665

457

251

299

144

90

116

СЗФО

2 632

1 778

1 799

1 285

511

236

241

175

81

82

Южный

3 437

2 768

2 651

2 227

223

175

454

310

109

56

СКФО

3 024

1 823

2 707

1 677

18

13

254

61

45

72

Приволжский

9 069

7 332

8 263

6 767

292

219

369

205

145

141

Уральский

2 742

2 221

2 479

2 047

80

60

79

67

104

47

Сибирский

6 876

6 313

6 132

5 731

74

52

584

486

86

44

ДФО

5 232

4 312

3 836

3 513

724

304

478

447

194

48

ВСЕГО

40 220

31 723

34 229

27 912

2 379

1 310

2 758

1 895

854

606

*Данный параметр включает количество уставов и муниципальных актов, поступивших на государственную регистрацию в отчетном периоде, а также находившихся на государственной регистрации на начало отчетного периода.


Если рассмотреть динамику муниципальных образований по типам за 2008/2015 гг. (табл. 4), то за этот период число городских округов осталось тем же, число муниципальных районов уменьшилось на 18 единиц, число городских поселений сократилось на 110 единиц, количество сельских поселений уменьшилось на 1806 единиц, число внутригородских муниципальных образований увеличилось на 28 единиц.

Табл. 4. Динамика муниципальных образований.[17]

Типы муниципальных образований

2008

2015

Городские округа

529

529

Муниципальные районы

1818

1800

Городские поселения

1734

1624

Сельские поселения

20119

18313

Внутригородские муниципальные образования

236

264

Всего:

24436

22541

Рассмотрим показатели по муниципальным образованиям РФ в 2017 г.

Табл. 5. Число муниципальных образований РФ в 2017 г.[18]

Муниципальные образования

всего

в том числе по типам

муни-ципальные районы

городские округа

внутри-город-ские районы

внутри-городс-кая территория

поселения

всего

в том числе с внутригородским делением

всего

в том числе

город-ские

сель-ские

Российская Федерация

22327

1784

567

3

19

267

19690

1589

18101

По сравнению с 2015 годом в 2017 году число муниципальных образований уменьшилось на 214 единиц, значит сохранилась тенденция к их уменьшению.

2.2 Тенденция суверенизации самоуправления в Российской Федерации

Федеральные власти не всегда обладают достаточными средствами и методами для сдерживания суверенизации регионов. Поэтому развивается тенденция усиления регионов и их суверенизации. Особенно широкие возможности для усиления управления на местах создает децентрализация государственной власти.