Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Препятствия и трудности в развитии местного самоуправления в РФ
1.1 Трудности в формировании местного самоуправления
1.2 Основные проблемы в развитии местного самоуправления
1.3 Трудности в правовом развитии местного самоуправления
1.4 Трудности в социальном развитии местного самоуправления
2 Современные тенденции развития местного самоуправления в РФ
2.1 Количественные тенденции местного самоуправления
2.2 Тенденция суверенизации самоуправления в Российской Федерации
2.3 Тенденция невыполнения решений, принятых самоуправлением
2.4 Тенденция противоречия местного права федеральным законам
2.5 Тенденция к укреплению экономики местного самоуправления
3 Перспективы развития местного самоуправления в РФ
3.1 Перспективные сценарии развития местного самоуправления
3.2 Наиболее перспективные производства и возможности малого бизнеса
3.3 Перспективы развития систем «обратной связи»
Введение
В 1990-е годы в России развернулись социально-экономические и политические преобразования, сопровождающиеся приобретением самостоятельности на местах. Роль государства резко снизилась, нарастали диспропорции в развитии территорий. В связи с нехваткой ресурсов и финансов возник ряд проблем в местном самоуправлении: возникла существенная дифференциация по уровню доходов населения территорий и уровня их экономического развития.
Еще в 1999 году Президент Российской Федерации утвердил концепцию государственной политики в области местного самоуправления. Было необходимо установить эффективную систему взаимодействия местного самоуправления и федеральных властей. Предполагалось решить ряд социально-экономических проблем: повысить уровень самостоятельности муниципальных образований, улучшить условия жизни в муниципальном образовании, создать условия для устойчивого их самостоятельного развития.
На современной этапе местное самоуправление в Российской Федерации относится к числу основных институтов гражданского общества. Основой его правового регулирования служат Конституция Российской Федерации и Европейская Хартия местного самоуправления. В Европе Хартия местного самоуправления входит в число основных элементов муниципального права для европейских стран, который закладывает направления развития местного самоуправления.
Количество источников доходов местных бюджетов постоянно расширялось, но несмотря на проведенные преобразования, многие из субъектов Российской Федерации не могут реализовать «Принцип самостоятельности бюджетов» (ст. 31 Бюджетного кодекса РФ). И в общем по стране бюджеты исполнялись с дефицитом, растет число слабых муниципальных образований. Поэтому не была достигнута устойчивость бюджетов на местах.
Российские методы взаимодействия между муниципалитетами во многом схожи с зарубежными. В Российской Федерации знают о союзах муниципальных образований, ассоциациях, межмуниципальных некоммерческих организациях и т.д. Но в развитых странах правовые возможности шире, а на практике используются и другие возможности.
Актуальность работы подтверждается сказанным выше и тем, что для современной России возможности развития местного самоуправления представляют значительный интерес для изучения.
Изучением проблем местного самоуправления занимались многие исследователи. Теоретические основы были заложены Р. Гнейстом и А. Токвилем. Из современных исследователей можно выделить: С.А. Автономова, Е.М. Ковешникова, В.С. Мокрого, В.В. Таболина, Н.С. Тимофеева, М.В. Федорова и т.д.
Объектом изучения является местное самоуправление как перспективный и развивающийся элемент современного государства.
Предметом изучения являются проблемы развития местного самоуправления, его тенденции и перспективы развития.
Целью работы является изучение тенденций и перспектив развития местного самоуправления.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение ряда задач:
- изучить препятствия и трудности в развитии современного местного самоуправления;
- рассмотреть современные тенденции развития местного самоуправления в РФ;
- определить перспективы развития местного самоуправления в РФ.
1 Препятствия и трудности в развитии местного самоуправления в РФ
1.1 Трудности в формировании местного самоуправления
Проблемы в развитии у муниципальных самообразований могут возникать уже при их создании и установлении территориальных основ местного самоуправления в Российской Федерации. На этапе разработки Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проблемы разделения территории субъекта РФ на отдельные муниципальные образования и установления их административно-территориальных единиц представляли значительные трудности.[1]
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ для всех субъектов Российской Федерации предусмотрена единообразная двухуровневая территориальная организация местного самоуправления. На I-м уровне находятся городские и сельские поселения, на II-м уровне находятся муниципальные районы и городские округа. Современная структура самоуправления РФ основана на действующей ранее.
В первую очередь можно выделить проблему выбора параметров создания муниципальных образований. На первоначальном этапе проведения муниципальной реформы при создании новых муниципальных образований и установлении их границ были задействованы лишь критерии зонирования – демографический и пространственный, но не была учтена экономическая составляющая. Как отмечал О. Рой, указанный подход не является эффективным.[2]
Хотя Федеральный закон № 131-ФЗ частично решил ряд проблем рационального разделения субъекта России на муниципалитеты, но полностью указанная проблема не была решена. И в современной практике могут возникать трудности с распределением межселенных территорий между сельскими поселениями, чтобы их как можно полнее обеспечить их сельскохозяйственные и прочие нужды. Часто имеют место ситуации, при которых объекты жилищно-коммунальной сферы, нужные для обеспечения бытовыми услугами жителей одного муниципалитета, находятся на территории другого муниципалитета, что приводит к неразберихе.[3]
Трудности в формировании местного самоуправления возникают и по причине размытых формулировок, отсутствия четкого определения полномочий муниципальных образований. Введенные поправки в налоговый и бюджетный кодекс не могут сразу помочь в работе муниципалитетов, так как на их усвоение потребуется время.[4]
В результате установления конституционных принципов самостоятельности местного самоуправления, оно не только отделилось от государства, но и государство отделилось от самоуправления. Государство устранилось от забот в жилищно-коммунальном хозяйстве, так как посчитало, что жилье передано в собственность граждан. Но часть населения оказалась в трудных условиях, лишившись материальных и финансовых возможностей по обеспечению приемлемых условий жизни в населенных пунктах. Была совершена стратегическая ошибка, когда государство провозгласило целью ближайших лет, развитие института местного самоуправления. В тоже время не был принят во внимание опыт зарубежных стран, который свидетельствует о необходимости участия государства в этом процессе. Особое внимание можно было обратить на опыт государств в схожих с российскими условиями.[5]
1.2 Основные проблемы в развитии местного самоуправления
В.Б. Зотова выделяет целый ряд проблем становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. К числу основных проблем она относит слабость гражданского общества, малую социальную активность, невысокую правовую культуру общества, нехватку знаний о сути и возможностях местного самоуправления. Эти проблемы исследовательница объясняет отсутствием в обществе демократических традиций, что в свою очередь приводит к не восприятию демократических идей.
Другой существенной проблемой является противодействие со стороны бюрократии на всех уровнях, так как для нее местное самоуправление представляет угрозу благополучию и освоенным методам управления. Также существует мнение о том, что местное самоуправление препятствует проведению государственной политики и разрушает вертикаль государственной власти. Сторонники такого мнения, считают, что реализовать властные полномочия можно лишь методами прямого административного подчинения всех территориальных образований.
Еще одной существенной проблемой развития местного самоуправления является его финансовая слабость, а также разрыв между его обязанностями и обеспеченностью ресурсами. Из-за невозможности по финансовым возможностям выполнять собственные обязанности перед населением, подрывается авторитет местных властей и дестабилизируется обстановка.
К проблемам местного самоуправления Зотова относит и дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления, а особенно остро эта проблема стоит в сельской местности. Подготовка кадров является очень длительной процедурой.[6]
1.3 Трудности в правовом развитии местного самоуправления
В большинстве субъектов Российской Федерации были приняты законы, которые регулируют вопросы формирования органов местного самоуправления. В них на первое место ставится разрешение комплекса проблем, необходимых для образования местного самоуправления как демократического института. В этих субъектах РФ приняты законы о местном самоуправлении, о государственной регистрации уставов муниципальных образований, о наделении органов местного самоуправления некоторыми государственно-властными полномочиями, о муниципальной государственной службе, об административно-территориальном устройстве, о собраниях и сходах, об обращениях в органы местного самоуправления, о территориальном самоуправлении.
Кроме упомянутых законодательных актов, у каждого субъекта Российской Федерации существует множество подзаконных актов. В части регионов России действуют конституциональные суды, которые принимают решения по вопросам местного самоуправления. Следовательно, по правовым вопросам местного самоуправления в субъектах РФ наблюдается большое разнообразие способов правового регулирования. При этом некоторые законы в отдельных случаях ограничивают местное самоуправление.[7] Таким образом, иногда возникает проблема ограничения местного самоуправления законами.
На практике закон об условиях создания сельских поселений оказался жестким и отчасти формальным. В результате возникли многочисленные нежизнеспособные муниципальные образования, которые не имели материальных, кадровых и финансовых предпосылок для урегулирования вопросов местного уровня. Существуют нежизнеспособные и неперспективные поселения со средней плотностью населения, проблемы которых нужно решать.
В Федеральном законе № 131-ФЗ установлено, что при наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, которые подтверждены генпланом этого городского поселения. Но на практике это условие является формальным, так как местные власти утверждают квазипланы, или не используют их. Поэтому возникает проблема сокращения возможностей функционирования органов местного самоуправления.
В некоторых случаях, некоторые субъекты Федерации преобразуют городские пункты в сельские, не объединяя поселения в единые городские округа на основе районов, что приводит к автоматической трансформации статуса муниципальных объединений. Возникает проблема соблюдения установленных в Федеральном законе № 131-ФЗ демократических процедур, так как подменяется преобразование муниципальных образований осуществлением полномочий по административно-территориальному устройству.[8]
Закон № 131-ФЗ подвергается критике за вызывающее сомнения наделение городских и сельских поселений, которые раньше не являлись таковыми, муниципальными правами. В существующей экономической обстановке малочисленные муниципальные образования не могут быть самостоятельными финансово и организационно от органов местного самоуправления. В ходе проводимой реформы изменения в бюджетное и налоговое законодательство не решили этой проблемы.[9]
1.4 Трудности в социальном развитии местного самоуправления
В начале 1990-х гг. во время приватизации проходила массовая передача социальной инфраструктуры предприятий на баланс муниципалитетов. Хотя по нормативам предприятия должны были передать социальную инфраструктуру муниципалитетам за полгода, но в действительности этот процесс растягивался значительное время. И социальные объекты были вынуждены переходить к на переходные формы хозяйствования и осваивать коммерческую деятельность.