Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Препятствия и трудности в развитии местного самоуправления в РФ
1.1 Трудности в формировании местного самоуправления
1.2 Основные проблемы в развитии местного самоуправления
1.3 Трудности в правовом развитии местного самоуправления
1.4 Трудности в социальном развитии местного самоуправления
2 Современные тенденции развития местного самоуправления в РФ
2.1 Количественные тенденции местного самоуправления
2.2 Тенденция суверенизации самоуправления в Российской Федерации
2.3 Тенденция невыполнения решений, принятых самоуправлением
2.4 Тенденция противоречия местного права федеральным законам
2.5 Тенденция к укреплению экономики местного самоуправления
3 Перспективы развития местного самоуправления в РФ
3.1 Перспективные сценарии развития местного самоуправления
3.2 Наиболее перспективные производства и возможности малого бизнеса
3.3 Перспективы развития систем «обратной связи»
Одним из самых распространенных является нарушение, состоящее в несвоевременном приведении органами местного самоуправления уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным и региональным законодательством. Другим основанием признания положений уставов противоречащими законодательству является нарушения регулирования в уставах муниципальных образований вопросов местного значения. Еще одним типичным нарушением является – наличие различных нарушений по вопросам регулирования в уставах полномочий органов местного самоуправления.
Например, Дзун-Хемчинский районный суд Тывы признал незаконным положение Устава муниципального образования с. Чаданский, предусматривавшее установление должностей муниципальной службы правовыми актами главы муниципального образования. На основании ст. 6 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе реестра должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Зачастую основанием признания положений устава муниципального образования, противоречащим законодательству, являются нарушения определения видов муниципальных нормативно-правовых актов. Например, в ряде уставов в качестве таковых определяются «положение», «муниципальный нормативно-правовой акт», «поставновление».[35]
Ряд соглашений находились в противоречии с Конституцией Российской Федерации. В договоре РФ с Башкортостаном от 3.08.94 г. за последним было закреплено право на самостоятельное осуществление связей с зарубежными странами в сферах экономики, культуры, науки и спорта. Аналогичный уровень прав был передан Москве. По договорам с Кабардино-Балкарией, Татарстаном, Башкортостаном и Северной Осетией, им разрешалась защита их государственного и территориального единства.
Указанные выше коллизии приводят к нарушению единого правового пространства в России и конфликтам между федеральными и региональными властями. Из-за них возникают ревность регионов между собой и противоборство между ними.[36]
2.5 Тенденция к укреплению экономики местного самоуправления
Основной целью местного самоуправления является повышение качества жизни общества. Муниципальное экономическое развитие представляет собой разветвленную систему взаимосвязей между составляющими элементами, которую представим в форме схемы на рисунке 1.[37]
Рис. 1. Функциональная схема управления развитием муниципального образования.
Была развернута работа по выполнению указов Президента Российской Федерации от 7.02.12 г. В указе № 601 предусмотрен комплекс мер, нацеленных на улучшение обеспеченности местных бюджетов. В указе № 600 содержатся меры по обеспечению граждан доступным и качественным жильем, росту качества жилищных и коммунальных услуг. В указе № 599 предусмотрены меры по ликвидации нехватки мест в детских дошкольных учреждениях и росту зарплаты работников бюджетной отрасли.[38]
Можно предложить следующую систему для устойчивого экономического и социального развития муниципалитетов на рис. 2.[39]
Рис. 2. Система устойчивого развития территорий.
Принятые на федеральном уровне меры по укреплению экономического состояния муниципальных образований, позволили улучшить их экономическое положение. Были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают зачисление с 1.01.13 г. поступлений от налога, взымаемого в форме стоимости патента в бюджеты муниципальных районов, городских округов в 100 %-м размере доходов, также были увеличены нормативы отчислений единого сельхозналога в бюджеты муниципальных районов и поселений до 50 % доходов, в бюджеты городских округов до 100 % доходов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 3.12.2012 г. № 244-ФЗ предусмотрены следующие меры: увеличение с 1.01.16 г. размера нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от доходов в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду с 40 до 55 %, с 1.01.14 г. возросли отчисления в бюджеты городских округов от передачи в аренду земельных участков с 80 % до 100 % и т.д.[40]
С реформой местного самоуправления тесно связан Федеральный закон от 29.11.14 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации». Его предварительные результаты комментирует Министерство финансов РФ: Доходы местных бюджетов на 1.01.15 г. исполнены на сумму 3508,7 млрд. руб. или с ростом на 3,6 % по сравнению с 1.01.14 г., что объясняется ростом объемов субвенций, которые предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации.[41]
Еще одним фактором экономического развития на местах является неоднородность территориального развития в России. Этот фактор затрудняет модернизацию экономики и реализацию возможностей государства, а также требует значительных государственных ресурсов для поддержки «слабых» муниципалитетов и регионов. Развитые и развивающиеся районы получают значительные импульсы к развитию, в отличие от отстающих.[42]
Экономический рост России и профицит госбюджета приводят к устойчивому развитию, эта же формула подходит и к развитию сельских территорий. Основная цель развития сельских муниципальных образований является стабилизация сельских поселений, рост уровня жизни сельского населения.[43]
3 Перспективы развития местного самоуправления в РФ
3.1 Перспективные сценарии развития местного самоуправления
В перспективе возможны два сценария развития местного самоуправления. Одним из них является дальнейшая централизация, сочетающая укрепление «вертикали власти» с охватом всех уровней публичного управления (в том числе городских и сельских поселений). Это направление развития местного самоуправления несет значительные риски.
К числу таких рисков можно причислить чрезмерную концентрацию властных ресурсов у региональных администраций, передачу политической ответственности центральной власти при массовом недовольстве населения в случае социальных катаклизмов, вызванных действиями региональных и местных властей, перераспределение имущества и т.д.
Вторым возможным сценарием развития местного самоуправления является изменение имеющейся системы властных отношений при помощи последовательных преобразований с целью децентрализации в разумных пределах. Этим способом можно довести вертикаль государственной власти до регионального уровня, а иногда и районного уровня. Местное управление, осуществляемое на первом уровне должно быть самостоятельным. Стимулирование «низовой» активности является системообразующим фактором преодоления кризисных явлений и позволит увеличить точки роста местного самоуправления.
Система местного самоуправления находится в стадии постоянного развития. На нее действует влияние европейских тенденций и оказывает воздействие национальная специфика. Поэтому целесообразно использовать методику близких моделей зарубежной практики и имеющийся положительный опыт.[44]
3.2 Наиболее перспективные производства и возможности малого бизнеса
На территории муниципалитетов будут перспективными для развития производства по вторичной переработке отходов, для внедрения энергосберегающих технологий, коммерциализацию побочных эффектов хозяйственной деятельности. Примерами таких производств могут служить:
- мусороперерабатывающий завод;
- производство газобетона на местном сырье;
- ремесленные производства для показа на туристических маршрутах;
- цеха по выпечке хлеба без дрожжей;
- предприятия по очистке коммуникаций от накипи и отложений;
- цех по модернизации электродвигателей с их перемоткой;
- инновационные предприятия в дорожной сфере.[45]
В сельской местности становится все большей роль инноваций. Одним из лидирующих аграрных регионов России является Ростовская область. В этом регионе вопросы стратегического использования инноваций достаточно актуальны. Аграрные предприятия могут внедрять различные перспективные инновационные подходы к посадке семян, обработке почвы, поливу сельскохозяйственных культур и сбору урожая.
Эффективным инновационным подходом является сортовая мозаика, которая позволяет производить зерно с наибольшей прибыльностью. При помощи сортовой мозаики можно сеять набор районированных сортов, дополняющих друг друга. Подбор сортов должны проводить агрономы с большим опытом работы. Апробацию этой технологии можно проводить на экспериментальном поле, чтобы сравнить урожайность традиционного и нового способов.
Хорошие перспективы имеет «точное земледелие», при котором аграрные предприятия используют в ходе работы сигналы спутников GPS. Причина перехода к этой технологии состоит в возможности выйти на новый уровень урожайности. Чем выше точность посева, тем выше показатели и доход. Если установить навигатор вместе с гидравлическим автопилотом на трактор, то можно не задействовать тракториста, теоретически машина сможет работать без участия человека.[46]
Индустриальные парки могут придать импульс развития реальному сектору экономики. Индустриальный парк представляет собой специально выделенную и оборудованную всем необходимым территорию для новых производств. Управляет индустриальным парком специализированная управляющая компания. В состав индустриального парка входят производственные, административные, складские и прочие помещения, обеспеченные энергоносителями, инфраструктурой, расположенные на земельных участках и обладающие необходимыми административно-правовыми условиями. В 2015 году в России насчитывалось 120 индустриальных парков.
На площадях индустриального парка должны создаваться все необходимые условия для выпуска конкурентоспособной продукции за счет льготного налогообложения и т.д. Индустриальные парки могут быть новой «точкой роста» муниципальной экономики, обеспечивать занятость населения, привлекать инвестиции, способствовать развитию малого предпринимательства.
Инвестор получает не обычную промышленную площадку, а ориентированную на развитие определенного производства. Создателем индустриального парка может стать юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель. Для наилучшей организации индустриального парка нужно сформировать содружество малых, средних и крупных предприятий.
В корпоративном управлении должны участвовать: администрация муниципалитета, основные инвесторы и компании-резиденты. В состав управляющей компании имеет смысл включать: административно-хозяйственный департамент, финансово-экономический департамент, юридический департамент, информационно-телекоммуникационный департамент, департамент инновационного развития.[47]
В России малый бизнес является экономической основой местного самоуправления. Еще 25 лет назад малое предпринимательство было новым явлением, но теперь стал основным способом ведения бизнеса. Малый и средний бизнес включают 5,6 млн. субъектов хозяйствования и 18 млн. работающих граждан. Но на эти виды бизнеса приходится 1/5 ВВП и свыше 1/3 ВРП.
Малый бизнес в основном сосредоточен в торговле и сфере услуг. Реализуется масштабные программы финансовой поддержки и особые налоговые режимы. Но несмотря на достигнутый уровень, малый бизнес в России отстает по уровню развития от большинства развитых стран, в тоже время у малого бизнеса в стране хорошие возможности для развития.[48]
Муниципальные власти взаимодействуют бизнес-структурами, управленцами, отдельными гражданами муниципального образования и организованными сообществами. Такое партнерство может быть перспективным, но оно малоизучено и может иметь одинарные, двойные и многосторонние связи (рис. 3). От количества таких связей зависит гибкость координации стратегических и тактических целей.
Отдельные группы, участвующие в партнерстве должны учитывать интересы различных сторон. Значение этих групп оценивается при помощи ранжирования, при котором создается иерархия их относительной важности. В ходе взаимодействия отношения партнеров не всегда носят кооперативный характер, а иногда они могут быть конкурентными.