Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Препятствия и трудности в развитии местного самоуправления в РФ

1.1 Трудности в формировании местного самоуправления

1.2 Основные проблемы в развитии местного самоуправления

1.3 Трудности в правовом развитии местного самоуправления

1.4 Трудности в социальном развитии местного самоуправления

2 Современные тенденции развития местного самоуправления в РФ

2.1 Количественные тенденции местного самоуправления

2.2 Тенденция суверенизации самоуправления в Российской Федерации

2.3 Тенденция невыполнения решений, принятых самоуправлением

2.4 Тенденция противоречия местного права федеральным законам

2.5 Тенденция к укреплению экономики местного самоуправления

3 Перспективы развития местного самоуправления в РФ

3.1 Перспективные сценарии развития местного самоуправления

3.2 Наиболее перспективные производства и возможности малого бизнеса

3.3 Перспективы развития систем «обратной связи»

3.4 Перспективы использования зарубежного опыта

Заключение

Список использованной литературы

Рис. 3. Треугольник взаимодействия.

В ходе всех этапов управления муниципальным образованием необходимо получать достоверную информацию о партнерстве. А всех субъектов муниципального образования нужно информировать об управленческих решениях, иначе партнерство может быть неполноценным.[49]

Одним из перспективных направлений развития малого бизнеса является социальное предпринимательство. Госкомитет Мордовии по труду и занятости организовал работу по стимулированию занятости среди молодежи. Предприниматели в возрасте от 22 до 30 лет, которые занимаются реализацией социальных проектов получили субсидию на сумму 300 тыс. руб. с условием трудоустройства граждан по направлению центра занятости для выполнения проекта.

Молодые индивидуальные предприниматели проводили 150 социальных проектов и создали 300 рабочих мест. Социальные проекты были реализованы в сферах: предоставления услуг нуждающимся в социальной поддержке гражданам (в процентном соотношении – 76 %), образовании и физической культуре (на 24 %). Выделяемые средства предприниматели могли израсходовать на покупку оборудования для организации рабочего места, выплату заработной платы работнику, а также на прочие нужды по реализации социального проекта.[50]

3.3 Перспективы развития систем «обратной связи»

В органах местного самоуправления преобладает ряд основных функций коммуникации: передача информации, мотивация, контроль и эмоциональное выражение. Без коммуникации невозможно подбирать и исполнять управленческие решения, совершать обратную связь и совершенствовать цели и этапы деятельности органов местного самоуправления. Обратная связь делает коммуникацию двухсторонней, при ее помощи руководитель может оценить эффективность коммуникации и повысить уровень ее сигналов.[51]

В Новороссийске (Краснодарский край) была выстроена система «обратной связи» (рис. 3) и местные жители (1,7 тыс. активистов) были привлечены к участию в местном самоуправлении. Городскую территорию разделили между 125 квартальными комитетами ТОС. Были проведены 3000 мероприятий по уборке улиц и устранению стихийных свалок.


Рис. 3. Система «обратной связи» в Новороссийске.

Представители ТОС общаются с жителями для определения проблем, например, по вопросам ЖКХ, приобщают жителей к благоустройству территории, контролируют деятельность управляющих компаний. Нижнее звено ТОС составляют домовые комитеты и старшие во многоквартирных домах. Более высоким звеном являются 34 координационных совета по управлению территорией.

В городе Лабытнанги (Ямало-Ненецкий автономный округ) применяются полиформатные механизмы «обратной связи» (рис. 4) в рамках проекта «Открытый город». Также реализуется проект «мобильная приемная», в котором представители нескольких подразделений администрации принимают горожан на местах или консультируют в автобусе.

Рис. 4. Каналы «обратной связи» в г. Лабытнанги.

Также в городе проводятся тематические встречи с жителями по направлениям развития («строительство и жилищная политика», «спорт», «финансы», «занятость и рынок труда» и т.д.). Дополнительный формат взаимодействия – «Дежурный по городу», в ходе которого глава или руководитель подразделения местной администрации все день проводит прием по телефону. В Интернете развернута «Интернет-приемная» в режиме «вопрос-ответ» и городской форум.[52]

3.4 Перспективы использования зарубежного опыта

В каждом из 180 государств мира существует собственная система местного самоуправления. В некоторых государствах, особенно федеративных, существуют значительные отличия систем организации местного самоуправления.[53] Изучение и использование зарубежного опыта местного самоуправления является достаточно перспективным в российских условиях. К преимуществам такого подхода можно отнести: большое разнообразие мирового опыта, длительное практическое применение и т.д.

Идейным началом местного самоуправления считается теория свободной общины, которая возникла в середине XIX века. До возникновения государства община была самостоятельной единицей, решающей все задачи. В теории свободной общины выдвигаются следующие начала организации местного самоуправления: избираемость органов местного самоуправления общинниками, положение о разделении дел, местное самоуправление ведет не государственные дела, органы местного самоуправления являются органами общины, государственные органы не вмешиваются в дела общины.


Во 2-й половине XIX века возникли мнения о несостоятельности теории свободной общины. Идея неотчуждаемости, неприкосновенности общинного права трудно обосновывается и легко подвергается критике. С признанием государства и его верховенства, полная самостоятельность и независимость общин теряется. Но несмотря на недостатки теории свободной общины, она заложила основы в использовании традиций и местных обычаев в местном самоуправлении. Поэтому местное самоуправление при ведении дел должно учитывать традиции и местные обычаи.[54]

В Европе сформировались основные модели местного самоуправления, которые затем получили развитие по всему миру. В Великобритании, США, Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Индии распространилась англосаксонская модель. Во Франции, Италии, Латинской Америке, Испании, франкоязычной Африке, Бельгии и на Ближнем Востоке получила развитие континентальная модель.

В Германии, Японии и Австрии существуют смешанные модели местного самоуправления, в которых сочетаются элементы континентальной и англосаксонской модели. В Китае, Кубе и КНДР существует советская модель местного самоуправления. В Бразилии, Португалии, Аргентине, Колумбии сложилась иберийская модель местного самоуправления.[55]

Англосаксонская модель отличается значительным уровнем автономии местного самоуправления, отсутствием местных администраций, контролем и выборностью со стороны местных жителей. Вопросы не входящие в сферу компетенции государства решаются в пределах закона, обычая, судебной и сложившейся практики. Государство оказывает влияние предоставляя дотации.

Континентальная модель во Франции осуществляется на уровне коммун. Каждая из них имеет представительный орган – совет и мэра. Муниципалитет формируется из депутатов и мэра. Работу мэра контролируют муниципальный совет и комиссар Республики. Комиссар наблюдает за соответствием решений коммуны законам, в случае необходимости он обращается с иском в суд об отмене этих решений.[56]

Если рассматривать развитые демократические страны, то для них различия между англосаксонской и континентальной моделями не имеет особого значения. В некоторой мере между ними идет некоторое сближение, особенно, если учесть муниципальные реформы, которые были проведены в Великобритании и Франции в 1980-х гг. Обе модели функционируют на схожих основах, которые присущи современным демократическим государствам.[57]


В Конституции Российской Федерации имеется положение о местном самоуправлении: «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью», но на практике нет однозначного понимания, является ли местное самоуправление самостоятельным и независимым институтом. И нормативная модель местного самоуправления еще достаточно далека от имеющейся ситуации.[58]

Исходя из демократических положений, наиболее перспективной для России является характерная для зарубежного местного самоуправления взаимосвязь населения с государством через становление демократии «снизу». Так как современная Российская Федерация реформирует местное самоуправление, то для нее представляет интерес, по формированию и развитию демократических основ «снизу» на уровне муниципалитетов. Развитие демократии не идет «навязыванием» сверху на государственном уровне. И совершенствование гражданской и политической активности населения будет способствовать становлению демократического государства.[59]

Выбор перспективного направления развития местного самоуправления в РФ должен определяться синтезом демократических правовых идей с многообразием региональных, национальных традиций, местных обычаев, которые отображают историческое, социально-экономическое, политическое развитие общества и государства. Эту модель нужно развивать на местах, утверждать системы «сдержек и противовесов» в отношениях между политическими акторами. Также нужно создавать профессиональный муниципальный менеджмент, и формировать необходимые условия для активной деятельности общества.[60]

Заключение

Изучение современных тенденций развития местного самоуправления связано с различными трудностями. Россия является огромным, многонациональным государством, в котором множество населенных пунктов, регионов, территорий. В этом многообразии проходят зачастую сложные процессы, а иногда и разнонаправленные. К тому же в Российской Федерации имеются различные уровни власти, которые могут принимать различные решения по одному вопросу.

Вряд ли возможно изучать правовые вопросы местного самоуправления в отрыве от человеческих, экономических, природных, территориальных, социальных, культурных, политических, кадровых и прочих вопросов. Правовые вопросы взаимосвязаны с социально-экономическими, территориальными, политическими и т.д. Поэтому, чтобы рассмотрение не было однобоким, были изучены и другие проблемы, по возможности в комплексе.


Как уже было отмечено, одной из основных проблем местных, региональных и федеральных властей является значительная дифференциация территорий по уровню развития. Чтобы устранить отставание отдельных территорий, федеральным властям приходится затрачивать значительные материальные и финансовые ресурсы. Но и такая помощь не всегда выделяется в достаточных объемах и поступает на целевое использование.

Еще на стадии формирования местного самоуправления могут возникать проблемы. На этой стадии нередко не учитывалась экономическая составляющая и зарубежный опыт. Российское общество не имеет развитых демократических традиций, гражданское общество слабое, невысокая правовая культура и низкая активность граждан, все эти факторы затрудняют развитие местного самоуправления.

С одной стороны, местное самоуправление в Российской Федерации еще не очень развитое, зачастую не обладает достаточными финансами и бюджетом, но с другой стороны, в стране наблюдаются тенденции к регионализации и суверенизации. Отдельные регионы выдают собственное гражданство, обладают собственным законодательством, атрибутами государственности, что противоречит в некоторой мере Конституции РФ. Возникают случаи противоречия регионального и местного законодательства, федеральному, что приводит к ухудшению ситуации в стране и ненужным судебным разбирательствам. Эта тенденция к суверенизации может привести к развалу государства.

Значительное количество решений, принятых органами местного самоуправления не выполняется. Сложившаяся негативная тенденция объясняется тем, что эти решения входят в противоречие с интересами местных жителей. Поэтому они не хотят выполнять решений самоуправления. К тому же решения, принятые без учета мнения жителей муниципалитетов, нарушают их права, так как они являются плательщиками налогов.

В последние годы отмечаются тенденции к улучшению финансового положения местного самоуправления. Принятые меры по улучшению экономического состояния муниципальных образований (поправки в Бюджетный кодекс, Федеральные законы), позволили улучшить их экономическое положение.

Существует два основных сценария дальнейшего развития местного самоуправления. Первый сценарий предусматривает централизацию, но у него слишком большие риски. Второй сценарий предполагает демократизацию в допустимых пределах, что является более предпочтительным в сложившихся условиях.

В России имеется большой выбор перспективных производств, которые можно развивать в условиях местного самоуправления. Такими производствами являются энергетическое, переработка отходов, высокотехнологичные и т.д. В условиях муниципалитетов перспективным направлением является поддержка социального предпринимательства и молодых предпринимателей.