Файл: Основные этапы формирования налогового учета в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Налоговая система в Древней Руси и дореволюционной России

1.1. Налоговая система в Древней Руси

1.2. Налоги в Русском государстве конца XV–XVI вв.

1.3. Налоги и налогообложение в Российском государстве XVII в.

1.4. Налоговая система России XVIII в.

Содержание

1.5. Налоги и налогообложение 1800–1917 гг.

Глава 2. Налоговая система в СССР

2.1. Становление налоговой системы в послереволюционные годы и годы НЭП

2.2. Налогообложение в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы

2.2.1. Налоги в предвоенные, военные и послевоенные годы

2.2.2. Взыскание налоговых и неналоговых платежей

2.3. Налогообложение в СССР в период 1950–1990 гг.

2.3.1. Законодательство СССР в бюджетной системе страны

2.3.2. Органы, ответственные за исчисление и уплату государственных налогов и сборов

2.3.3. Налоги в период 1950–90 гг.

Глава 3. Налоговая система Российской Федерации

3.1. Понятие налогов и сборов

3.2. Классификация налогов и сборов

3.3. Функции налогов

3.4. Принципы налогообложения

3.5. Механизм налогообложения и способы взимания налогов

Заключение

Список использованных источников

Начиная с 1830-х гг., практика Правительства Российской империи по переложению общегосударственных расходов на земские средства по настоянию Канкрина стала более активизированной. Параллельно с увеличением объемов ряда натуральных повинностей, все большая часть земских обязанностей была переведена в форму денежных сборов, увеличивающихся с каждым годом. Благодаря таким мерам, как росту питейных доходов и эффективному проведению денежной реформы 1839–1843 гг., которая установила серебряное обращение, а также обмен по фиксированному курсу ассигнаций на серебро, улучшилось финансовое состояние страны. В мае 1844 г. Канкрин подал в отставку из-за ряда несогласий по госрасходам и военной компании на Кавказе. Преемники продолжали в основном политику Канкрина, одновременно увеличивая косвенные и земские налоги и сборы, вводя новую систему сбора с питейного дела. Вместо откупного дела в 1847 г. ввели акцизно-откупное комиссионерство, которое просуществовало до 1863 г. Сборы резко возросли (табл. 8).

Таблица 8

Динамика поступлений от акцизно-откупного комиссионерства

Годы

1840

1850

1855

1860

Поступления, млн. руб.

36,4

55,4

68,8

103,6

Следует учесть, что доходы росли и дальше, так за период 1859–62 гг. было получено на 40 млн. рублей больше, чем в предыдущем четырехлетнем периоде. В 1848 г. ввели акциз на свекловичный сахар и пересмотрен акциз на табак в сторону увеличения. Все эти мероприятия дали дополнительно в бюджет новые суммы.

Однако все фискальные меры не могли принести ожидаемого результата – ликвидация дефицита бюджета страны. Сама налоговая система оставалась прежней и основу также составляли подушная подать, оброчный сбор, акцизно-откупной налог. Эти налоги и сборы давали более половины государственных доходов.

Середина XIX в. вскрыла все недостатки крепостнической системы, податная система полностью себя исчерпала. Крымская война еще сильнее показала несостоятельность финансовой системы страны и в первую очередь налоговой. Наступил период финансового кризиса, выразившийся в росте военных расходов, составляющих два годовых бюджета страны. Правительство для пополнения казны прибегло к эмиссии бумажных денег и внутренним займам. Это привело к системному падению рубля и прекращению обмена в 1858 г. ассигнаций на золото и серебро.


Это была уже серьезная угроза самому существованию государства и для ее решения создали две постоянные комиссии по финансовой реформе. При Государственном контроле, создали первую комиссию, которая занималась составлением правил порядка счетоводства, отчетности и ревизии. Вторая комиссия создалась для пересмотра податей и сборов, первая комиссия отработала плодотворно, и было проведено радикальное реформирование финансовой системы страны. За период 1862–1863 гг. утвердили принципы бюджетного и кассового единства и огласили принцип гласности бюджета. Вторая комиссия не отработала свою задачу и, просуществовав 22 года, так и ничего не сделала. В 1878 г. был подведен итог первого этапа реформирования податной системы. Было признано, что в целом налог сохранил прежний характер. Такое положение дел не могло устраивать руководство страны. Было понятно, что для усиления могущества страны необходима радикальная реформа народного хозяйства. Необходимо было выполнить или провести:

– протекционистский характер новой экономической политики;

– комплекс мероприятий по стимулированию промышленного развития;

– усиление финансовой стабилизации;

– создание бездефицитного бюджета;

– денежную реформу;

– стимулирование притока иностранных инвестиций.

В 1879 г. решили вернуться к подготовке реформирования налоговой системы страны и вместо податной комиссии, учредили новую. В ходе проведения предварительных работ подготовили новый проект по введению трех видов налога вместо подушной подати (табл. 9).

Таблица 9

Виды налогов для всех сословий

№ п/п

Виды налогов

1.

Подоходный – в размере 3% с доходов от денежных капиталов, торговли, промыслов и личного труда.

2.

Личный – по 1 руб. со всех лиц мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет.

3.

Усадебный – с владельцев всех сословий, который в окончательном варианте предложено было заменить увеличением окладов государственного поземельного налога и налога на недвижимое имущество в городах.

По бюджетной росписи на 1882 г., несмотря на преобразования и увеличение винного акциза, повышение ставок таможенного тарифа, преобразование сахарного акциза, повышение ставок таможенного тарифа и увеличение гербового сбора, не удалось принять бездефицитный бюджет. Для выполнения преобразования наметили следующие принципы:


1) Налоги, заменяющие подушные сборы, должны вести к упразднению деления сословий на податные и неподатные;

2) Главными источниками увеличения средств государственного казначейства до замены подушной подати, должны стать в основном уже существующие налоги; из новых же видов налогов могут быть допущены только те, которые способствовали бы установлению в существующем податном строе большей равномерности обложения всех доходов;

3) Вводя налоги с новых источников дохода, следует, возможно, менее облагать мелкие промыслы.

Указом 25 мая 1885 г. было постановлено прекратить с 1 января 1887 г. взимание подушного налога во всей империи, кроме Сибири. Одновременно для государственных крестьян, осуществили большое повышение прямого налога, преобразуя оброк в выкупные платежи. После принятия в 1882 г. «Положения о пошлинах, переходящих безмездными способами» в Российской империи начали взимать налоги на наследство. В 1885 г. ввели 5% налог с денежных капиталов, объектом которого стал доход со всякого рода процентных бумаг, а также получаемый от вкладов в банковских учреждениях.

Следующим шагом, который позволил усилить обложение имущих слоев, стало изменение в части сбора промыслового налога. Этот шаг позволил отказаться от протекционистской политики и увеличить доход бюджета за счет увеличения налогов с крупных торгово-промышленных предприятий. Был оставлен «патентный» налог, но одновременно ввели процентный и раскладочный налоги. Процентный платили предприятия (паевые товарищества и акционерные общества), которые по закону были обязаны предоставлять публичную отчетность, в размере 5% от чистого дохода. Раскладочный сбор все остальные предприятия в установленном размере.

Впервые в Российской империи использовали критерий платежеспособности различных слоев населения и к налогообложению привлекли доходы богатых слоев и групп. За поднятие благосостояния населения в качестве компенсации использовали повышение акциза и таможенных сборов. Податная система налогообложения, которая сложилась при Н.Х. Бунге, довели до совершенства при следующих реформаторах. Одним из наиболее известных реформаторов стал С.Ю. Витте.

В результате положительных реформ удалось накопить большое количество золота и в 1897 г. С.Ю. Витте удалось провести денежную реформу. Результатом такой реформы стало установление золотого монометаллизма. В целом С.Ю. Витте продолжил политику Н.Х. Бунге, но его реформы немного отличались. Если Бунге полагал, что цель податных преобразований – это подъем благосостояния населения, которое при повышении дохода будет больше потреблять, увеличивая спрос и соответственно стимулировать производство. Это в свою очередь увеличит поступление налогов на потребление в казну. Так работает современная рыночная экономика.


С.Ю. Витте, считал, что на первом месте должны стоять интересы государственного хозяйства и бюджета, рост которых опирается на усиление податного бремени и на развитие экономики. С.Ю. Витте жестко начал свое наступление против нежелательности усиления налогового бремени, так как это не желало общество. В итоге его мнение победило, и он увеличил налоговую нагрузку. Результатом таких действий стало увеличение суммы собранных налогов. Так за период 1882–1902 гг. увеличение составило с 701,8 млн. руб. до 1040 млн. руб. Основную роль здесь сыграли косвенные налоги, особенность косвенных налогов заключается в лучшем их администрировании и мониторинге со стороны Правительства и для населения они не так заметны, как прямые налоги. В дальнейшем С.Ю. Витте свою деятельность сочетал в стремлении к повышению эффектной работы налоговой системы с ее постепенной реформацией на базе последовательности претворения принципа подоходности налогообложения. Так в мае 1893 г. приняли закон о квартирном налоге, его должны были платить лица, сдающие в наем квартиры. Квартирный налог подразумевал сбор с лиц, имеющих большой достаток.

Следующим шагом стала реформа акцизной системы винной промышленности, несмотря на то, что действующая система была эффективной. В 1895 г. новая система винной монополии была введена в четырех губерниях, а затем в остальных 75. Отличающая черта винной монополии состояла в том, что акцизная система обложения давала свободу и производства и продажи крепких напитков, а государство только вело наблюдение за правильностью начисления и собирало налог. Государственная монополия наоборот проводила концентрацию торговли только в своих руках (опт и розница). Производство спирта допускалось как на частных, так и государственных заводах, но частники выпускали только заказанное казной количество спирта и платили повышенный акциз, с последующей продажей государству. Это было грандиозное государственное мероприятие, было затрачено 122 млн. руб. на строительство заводов, оборудование, склады и прочее. Доходы от питейного дела стали расти в денежном выражении.

Следующим реформаторским шагом стало серьезное увеличение продуктивности промыслового налога. С 1824 г. патентная система практически не увеличивалась и не пересматривалась, в связи с решением Правительства не чинить препятствий развитию промышленности и несовершенством применяемой системы налогообложения. Реформы Н.Х. Бунге привнесли элемент прогрессивности в налогообложение, но уровень все же остался невысоким.


По инициативе С.Ю. Витте подготовили проект промыслового обложения и затем его приняли. В 1898 г. было принято «Положение о государственном промысловом налоге». Обложение было построено на сочетании «патентной» системы и подоходно-прогрессивном налоге. Согласно новому положению, теперь патент надо было брать на каждое торгово-промышленное предприятие, а не на предпринимателя. Основной налог, представлявший собой пошлину по лицензионному типу, разбивался на 5 классов местности, 5 разрядов для торговых и 8 разрядов для промышленных предприятий. Прогрессивность в новую систему обложения вносил «дополнительный налог» для акционерных и неотчетных предприятий. Акционерные вносили налог с капитала и процентный сбор с получаемой прибыли. Неотчетные предприятия работали теперь по новому, то есть они стали платить дополнительный налог в виде раскладочного и процентного сборов с прибыли, которая превышает определенный процент.

Особенностью «Положения» стало привлечение к налогообложению новых видов деятельности, таких как: скотопромышленность, лесопромышленность, свеклосахарные заводы, хлеботорговля, горная и металлообрабатывающая промышленность и др., также впервые обложению подлежали личные промыслы: коммивояжеры, приказчики, торговые посредники и др. В итоге новая концепция налогообложения представляла собой комбинированную систему, которая ранее составляла патентную, раскладочную и окладную, что дало высокий финансовый результат по сравнению с 1898 г. (табл. 10).

Таблица 10

Динамика поступлений от нового промыслового налога

Годы

1898

1899

1900

Поступления, млн. руб.

48,0

61,0

69,8

Теперь новый налог, стал основной статьей дохода казны, а обложение с крестьянства перешло на зажиточные слои населения. С.Ю. Витте пытался решить злополучный крестьянский вопрос, до момента его выхода на уровень высокого благосостояния. Начали применять пониженные ставки для крестьян, отменили выкупные платежи, вводили льготы по переселению на окраины и др. Полностью свою программу С.Ю. Витте не смог выполнить, ее продолжил уже П.А. Столыпин (Столыпинские реформы).

В 1906 г. П.А. Столыпин начал аграрную реформу, предусматривающую, следующее:

– исключение правовых и сословных ограничений, мешающих хозяйственному развитию крестьян;

– введение на постепенной основе частной собственности на земельные наделы для крестьян;