Файл: Организационная культура и её роль в современных организациях ООО «Дриант».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иерархическая организационная культура: очень формальное и структурированное место работы. Это часто упоминается как бюрократический тип организационной культуры. Лидеры гордятся тем, что они рационально настроенные координаторы и организаторы. Поддержание основного направления деятельности организации приветствуется. Организация объединена официальными правилами и официальной политикой. Управление работниками связано с заботой о гарантии занятости и обеспечении долгосрочной предсказуемости [24, c. 114].

Рыночная культура. Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты. Его главной заботой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соревнуются друг с другом. Руководители - твердые лидеры и жесткие конкуренты. Они стойкие и требовательные. Организация связана акцентом на желание победить. Репутация и успех являются предметом общего восторга. Стиль организации - жесткая линия и ориентация на конкурентоспособность [27, c. 106].

Таким образом, практическая ценность организационной культуры заключается в том, что она выполняет важные функции в управлении поведением персонала. По сути, это одна из подсистем управления организацией, но очень специфичная, потому что она невидима, плохо формализована, а сотрудники часто не до конца осведомлены. Чем сильнее культура, тем сильнее она влияет на эффективность работы персонала.

1.3 Управление развитием организационной культуры

Методы управления организационной культурой, т.е. приемы и способы воздействия на организационную культуру с целью обеспечения ее соответствия выбранной стратегии развития организации, приведены на рисунке 1.3

Рисунок 1.3 - Методы управления организационной культурой

Примечание. Источник: [32, c. 41]

Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы - менеджеры и подчиненные иногда раскрывают организационную культуру в той степени, в которой они ранее не представляли. Глубина кризиса может потребовать от организации укрепления существующей культуры или введения новых ценностей и норм, которые в некоторой степени меняют ее [5, c. 126].

Ролевое моделирование, обучение и коучинг - особенности организационной культуры усваиваются подчиненными через то, как они должны выполнять свои роли [16, c. 95].


Критерии определения вознаграждения и статуса исходят из организации, регулирующей кадровый процесс. Критерии найма, продвижения по службе и увольнения являются одним из основных способов поддержания организационной культуры.

Система стимулирования - система поощрений и привилегий, соответствующая определенным моделям поведения, устанавливает приоритеты для сотрудников, указывает на организационные ценности [28, c. 103].

В зависимости от стадии развития организации особенности управления организационной культурой проявляются:

  • на этапе основания и раннего роста организации основной импульс к формированию культуры исходят от основателей. Их культурная парадигма коренится в организации, если последняя преуспевает в своей основной миссии и выживает. На этом этапе основное внимание уделяется отделению от окружающей среды и отделению от других организаций. Развивающаяся организация, в которой все еще работают главные создатели, привержена сложившейся культуре, и предложения, поступающие извне или изнутри намеренно для изменения культуры, часто просто игнорируются или встречаются с активным сопротивлением. Единственное, что может заставить организацию изменить культуру, - это внешний кризис выживания в виде резкого падения роста, потери продаж или прибыли, полного провала на рынке или другого события, которое нельзя игнорировать [27];
  • на стадии развития, если организация не испытывает чрезмерного внешнего давления и, если ее основатели работают в ней в течение длительного времени, культура развивается постепенно, поэтапно ассимилируя все лучшие практики прошлых лет. Если изменения в окружающей среде вызывают дисбаланс, «требующий изменений в культуре, то это может быть достигнуто путем систематического продвижения работников, чьи личные взгляды лучше всего соответствуют новым реалиям внешней среды [26];
  • на этапе среднего возраста, когда руководство переходит от основателей ко второму, третьему, четвертому поколению лидеров, культурное развитие организации происходит путем оценки сильных и слабых сторон различных субкультур, а затем изменения базовой культуры в соответствие с одним из них путем систематического назначения представителей этой субкультуры на основные руководящие должности в организации. Недостатком этого механизма изменений является. что это работает очень медленно. Если необходимо увеличить скорость культурных изменений, организации прибегают к системным проектам развития, в частности, путем создания параллельных систем обучения для менеджеров.[4];
  • на стадии зрелости и возможного упадка организации проблема изменения организационной культуры во многом связана с ее силой, наличием прочно укоренившихся в работниках представлений об организации и окружающей среде. В такой ситуации культурные изменения могут быть достигнуты с привлечением сторонних консультантов, которые четко формулируют альтернативы его развитию [22].

В связи с полным изменением состава доминирующей в организации группы менеджеров, из-за неуклонного развенчания организационных мифов, из-за организационных изменений и реструктуризации [30, c. 56]. Развивая влияние на изменение организационной культуры, необходимо исходить из принципов ее формирования (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Принципы управления организационной культурой

Принцип

Содержание принципа

Комплексность представлений о назначении организации

Культура должна не только выражать отношения между членами какой-либо организации, но и давать комплексное представление о назначении данной системы в целом и ее членов в частности, ее цели, характере продукции и рынка, которые определяют эффективность соответствующей системы

Первоочередность определения ценностей и философии организации

Процессу формирования культуры в какой-либо экономической системе должно предшествовать определение ценностей и философии, которые будут приемлемы и желательны для данной системы

Историчность

Культура организации не поддается простому манипулированию, складывается годами и сама в значительной мере определяет характер экономической системы, стиль управления

Отрицание силового воздействия

Нельзя искусственно насаждать слабую культуру, свойственную какой-либо экономической системе, сильную или корректировать ее. Сильная культура, как и слабая, могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом — все зависит от конкретных условий

Продолжение таблицы 1.1

Принцип

Содержание принципа

Комплексность оценки

Оценка воздействия культуры на эффективность функционирования экономической системы должна базироваться на комплексном подходе, который предусматривает учет не только способов прямого воздействия культуры на эффективность указанной системы, но и учет множества невидимых опосредованных путей влияния

Примечание. Источник: [9, c. 1548]

В заключение теоретической части данного исследования некоторые выводы должны быть сделаны. Организационная культура представляет собой сложное многомерное явление, которое порождает множество вариантов определения ее сущности и затрудняет формулировку единого и всеобъемлющего описания организационной культуры.

Успешные фирмы имеют четко определенную систему ценностей, которая отражается в их стратегиях, политике и решениях.


Интересы эффективной организации требуют, чтобы культура организации, ее стратегия, среда (внешняя среда) и технологии (внутренняя среда) были согласованы.

Практическая ценность организационной культуры заключается в том, что она выполняет важные функции в управлении поведением персонала. Фактически это одна из подсистем управления организацией, но очень специфичная, потому что она невидима, плохо формализована, а сотрудники часто не до конца осведомлены. Чем сильнее культура, тем сильнее она влияет на эффективность работы персонала.

2 Анализ управления организационной культурой в ООО «Дриант»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Дриант»

Туристическое агентство ООО «Дриант» работает на белорусском туристическом рынке с 1995 года. За эти годы основными принципами работы были и остаются профессионализм и индивидуальный подход к каждому клиенту.  Опыт и профессионализм менеджеров позволяют отслеживать лучшие предложения на рынке туризма и отдыха. Сотрудники всегда рады помочь сориентироваться среди множества предлагаемых туров и найти тот, который  наиболее соответствует запросам клиента.

Агентством разработаны и ежегодно реализуются многочисленные туры для отдыха на Черноморском побережье Крыма, Херсонской и Одесской областей. Более 10 лет турфирма является ведущим туроператором по отдыху в Румынии: об этой стране они знают все и могут предложить для отдыха любой курорт: от небольшого и скромного до самого престижного.

Фирма сотрудничает с ведущими туроператорами России, Беларуси и Украины,  поэтому в любое время года может предложить отдых в экзотических странах: Египет, Турция, Индия, ОАЭ, Тайланд, Греция и т.д. Благодаря сотрудничеству с надежными туристическими компаниями, всегда может гарантировать высокое качество оказываемых услуг.

Для любителей путешествий турфирма предлагает экскурсии по всей Европе, России, Украине и Беларуси. Также фирма оказывает визовую поддержку в страны Шенгенского соглашения.

Обращаясь в турфирму ООО «Дриант» клиенту в первую очередь объясняют, какие услуги он приобретает и как ими воспользоваться, а также гарантии и обязательства фирмы и свои права. В структуре туристических услуг данной турфирмы различают основные и дополнительные.


К основным относят: услуги по организации перевозки; размещение; питание туристов.

К дополнительным услугам относятся: услуги по организации экскурсий; услуги по страхованию туристов; услуги гидов, гидов-переводчиков; услуги перевозки туриста от места его пребывания в страну (место его временного пребывания) до места размещения и обратно (трансферт), а также любой другой перевозке в пределах страны (места временного пребывания).

На сегодняшний день штат сотрудников фирмы составляет 11 человек. В офисе фирмы организована продажа авиабилетов во все направления на рейсы белорусских и иностранных авиакомпаний.31 июля 2016 года турфирма ООО «Дриант» специальным логотипом, обладающим рекламными функциями и функциями гарантии качества, рядом с которым не редко можно встретить и фирменный лозунг фирмы»Путешествуйте с удовольствием – путешествуйте с нами!» Согласно штатному расписанию в турфирме всегда заняты все вакантные места. Структура кадров, данной турфирмы подразделяется на несколько групп: отдел управления, в состав которого входит заместитель генерального директора; отдел туризма, состоящий из: менеджера, секретаря и курьера; бухгалтерия, в которую входит главный бухгалтер и бухгалтер (рисунок 2.1).

Генеральный директор

Зам. ген. директор

Управляющий по работе с клиентами

Юрист

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Специалист визовой поддержки

Менеджер

Курьер

Секретарь

Рисунок 2.1 – Организационная структура управления ООО «Дриант»

Примечание. Источник: [33]

В таблице 2.1 представлены основные организационно-экономические показатели деятельности туристической фирмы за 2016-2017 гг.[6,25].

Таблица 2.1 – Основные организационно-экономические показатели ООО «Дриант» за 2016-2017 гг

Показатели

2016

2017

Абсолютное изменение

Темп прироста (%)

Выручка от продаж, тыс.руб.

3538

19560

16022

452,85

Численность работающих, чел.

11

11

-

-

Выручка на одного работающего, тыс.руб./чел.

213,64

1778,18

1456,54

452,85

Стоимость основных средств, тыс.руб.

56

42

-14

-25

Фондоотдача,

63,18

465,71

402,53

637,12

Фондоемкость,

0,016

0,002

-0,014

-250

Фондовооруженность, тыс.руб./чел.

5,09

3,82

-1,27

-24,95

Прибыль от продаж, тыс.руб.

55

400

345

627,27

Рентабельность продаж, %.

0,016

0,02

0,004

25

Себестоимость продаж, тыс.руб.

3483

19160

15677

81,82

Рентабельность продукции, %

0,016

0,02

0,036

225

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

-415

431

846

203,85

Рентабельность деятельности организации, %

-7,41

10,26

17,67

238,49

Дебиторская задолженность, тыс.руб.

340

3240

2900

852,94

Кредиторская задолженность, тыс.руб.

598

1196

598

100

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

0,57

2,71

2,14

375,27

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

10,41

6,04

-4,37

-41,98

Средний срок погашения дебиторской задолженности, дн.

34,6

59,63

25,03

72,35

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

5,92

16,35

10,43

176,26

Средний срок погашения кредиторской задолженности, дн.

60,85

22,01

-38,84

-63,83

Собственный капитал, тыс.руб.

-990

-599

391

-39,49

Заемный капитал, тыс.руб.

2990

5976

2986

99,87

Коэффициент финансирования

-0,33

-0,1

0,23

-69,69

по прибыли от продаж

0,98

9,52

8,54

869,39

по прибыли до налогообложения

-7,41

10,26

17,67

238,49