Файл: Анализ структуры торгового ассортимента ( на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы структуры торгового ассортимента
1.1. Теория управления ассортиментом товаров
1.2. Направления и факторы формирования торгового ассортимента
2. Анализ ассортимента товаров в ооо «Фортуна»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ структуры торгового ассортимента в ООО «Фортуна»
Таким образом, управление ассортиментом и его формирование являются приоритетными направлениями коммерческой деятельности, так как их результаты непосредственным образом влияют на экономическую эффективность работы организации торговли, удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и имидж организации. В свою очередь это определяет ассортиментную политику организации, которая отражает цели и задачи в области формирования ассортимента.
1.2. Направления и факторы формирования торгового ассортимента
Развитие ассортимента товаров является объективным, закономерным и непрерывным процессом, обусловленным прогрессом общественного производства на основе научно-технических достижений и совершенствования человеческой практики.
Прогресс общественного производства выступает как объективное условие развития ассортимента товаров, количественных и качественных изменений его состава и структуры.
Одновременно с удовлетворением потребностей, оценкой вещей, потреблением формируются новые требования к изделиям [19, с. 59].
Таким образом, основными направлениями в области формирования ассортимента являются: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация.
Сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счёт уменьшения его широты и полноты [19, с.65].
В маркетинге это направление определяется как уменьшение глубины товарного ассортимента путём сокращения числа предлагаемых разновидностей каждой категории товаров [14].
Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счёт дешёвых непродовольственных товаров, не выгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.
Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения набора товаров за счёт увеличения показателей широты, полноты и новизны [5, с. 66].
Маркетологи определяют это направление как добавление новых вариантов продукции к имеющейся категории товаров и иногда связывают с риском подрыва престижа торговой марки [8].
Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей. Так, современное состояние потребительского рынка характеризуется расширения ассортимента за счёт импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.
Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы - одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Вместе с этим это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может происходить за счёт его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счёт импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также снижением их производства в целом [5, с. 66].
Так, практика показывает, что круг предметов, удовлетворяющих потребности человека, становится все шире и многообразнее. Стремление людей лучше и полнее удовлетворить потребности вызывает появление изделий нового функционального назначения, расширение выпуска разновидностей товаров по видам материалов, конструктивному решению, обработке и отделке, моделям и фасонам, по размерным показателям и многим другим признакам.
В целом расширение ассортимента товаров способствует дифференциации их социальной адресности, создает условия для выбора товаров и проявления потребительских предпочтений [6, с. 60-61].
Стабилизация ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.
Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов [5, с. 66].
В процессе обновления ассортимента товаров отражается способность человека создавать более совершенные вещи, что, по сути, является мерилом эффективности трудовой человеческой деятельности, одним из показателей познания и использования законов природы и общества.
Быстрое и все ускоряющееся развитие науки и техники приводит к созданию все более широкого круга новых материалов, выпуску машин, приборов, автоматов, роботов, коренным образом меняющих технологию и возможности создания новых совершенных изделий. Ускоряются темпы обновления ассортимента, происходит его обогащение, жизненный цикл товаров заметно сокращается. Ускоряющиеся темпы обновления действуют и на сознание человека. Образы товаров вчерашнего дня ассоциируются с прошлыми человеческими достижениями. Возрастает потребность видеть предметы новыми, более совершенными. Сменяемость товаров, формирующих образ самого человека, его быт, стала быстротечной и характеризуется соответственно быстрым изменением вкусов. В этой связи в соответствии с объективным и закономерным совершенствованием ассортимента новых товаров в практике проявляются и формальные подходы к созданию новых товаров в целях достижения коммерческого успеха в конкурентной борьбе. Особенно это проявляется в моде, которая стала одним из средств воздействия на потребителя и организации спроса на те или иные новые товары [4, с. 63].
Поэтому обновление ассортимента - очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров - один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций-изготовителей и продавцов.
Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности. Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обусловливает выбор возможных путей: сокращение, расширение и обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. Целевой подход к формированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную черту этого направления. При этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также требования общества: обеспечение безопасности для потребителей и окружающей среды, использование достижений научно-технического прогресса для максимального повышения качества жизни [5, с.67].
Примером совершенствования ассортимента может служить то, что в семидесятые годы множество товаров прошли «омоложение» путём замены механических и электромеханических компонентов на электронные. Сюда относятся арифмометры, заменённые калькуляторами (зачастую карманными), часы, конторское оборудование (например, пишущие машинки) и телефонные коммутаторы [8, с. 92].
Гармонизация ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.
На потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда «элитных» магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм.
Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в разных регионах (города, страны или мира) [5, с.68].
В товароведении часто некоторые авторы выделяют такое направление как углубление ассортимента - количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счёт разработки и предложения новых торговых марок или их модификации.
Основанием для выбора этого направления служит высокая насыщенность рынка, стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов.
В свою очередь, М.И. Дрозд акцентирует внимание на таком направлении развития ассортимента товаров как формирование комплексов изделий (комплекты, наборы, гарнитуры, ансамбли), которые ориентированы на удовлетворение блока потребностей. Научный подход в создании комплексов позволяет найти оптимальное решение при формировании таких наборов, которые учитывали бы удовлетворение потребностей с учётом согласованности изделий, как по функциональному назначению, так и художественному оформлению.
Такое направление позволяет человеку удовлетворять потребности, не эмпирически экспериментируя, подбирая отдельные предметы, а решая комплексную задачу. Популярность наборов мебели, посуды, инструментов и других изделий говорит о перспективности такого направления в развитии ассортимента товаров [9, с. 264].
Указанные выше направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.
К формированию торгового ассортимента в условиях рынка необходимо подходить особенно тщательно, выявляя закономерности его развития и учитывая факторы, оказывающие на него влияние.
Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента.
Общие факторы не зависят от деятельности конкретной торговой организации, которая вынуждена к ним приспосабливаться, не имея возможности влиять на них. К этим факторам относятся спрос и рентабельность [5, с. 68].
Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет свои отличия, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента. Так, на товары простого ассортимента, которые имеют незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердо сформулированный и не допускающий замены этих товаров. Наоборот, при покупке товаров сложного ассортимента, насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость. Причем, многие из этих товаров являются товарами периодического спроса, т. е. не покупаются и не потребляются ежедневно [7, с. 156].
На спрос, в свою очередь, оказывают влияние следующие факторы:
- социальные: состав населения, уровень культуры, социальное обеспечение, характер трудовой деятельности;
- экономические: уровень доходов населения и источники их образования, развитие экономики района, цена на товары, наличие конкурентов;
- демографические: половозрастной состав населения, количество и структура семей, профессиональный состав населения;
- национально-бытовые: национальный состав населения, традиции, обычаи, нравы;
- природно-климатические: географическое положение (города, села, административного района), климат, природные ресурсы [8, с. 99].
Большинство перечисленных факторов спроса может быть учтено при формировании ассортимента товаров, так как многие имеют конкретное числовое выражение и являются постоянно действующими для определенного района. Их можно рассматривать в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирования ассортимента.
При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.
Устойчивый или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром.
Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменяемость товаров в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров. К товарам альтернативного спроса можно отнести, например, обувь, одежду.
Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары. Импульсный спрос зачастую вызывается наличием в ассортименте магазинов новинок в товарном ассортименте [8, с 156-157].
Наряду с покупательским спросом, в качестве общего фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает рентабельность производства и реализации, определяемая себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы) [5, с. 68].
Вторая группа факторов - специфичные отражают конкретные условия работы торговой организации.
Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента - производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации.
Достижения научно-технического прогресса - мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможно в основном благодаря развитию науки, техники и технологии. Так, например, открытие полупроводников произвело революцию в ассортименте радиотехнических товаров [1, с. 269].