Файл: Анализ структуры торгового ассортимента ( на примере торгового предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специализация торговой организации относится к наи­более значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании или лицензирова­нии, или аттестации организации. Руководство организа­ции принимает решение о специализации, от которой за­висит ее последующая деятельность, в том числе и форми­рование торгового ассортимента.

Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение заку­пок товаров, для которых имеется налаженная система сбы­та. Этим отличаются многие зарубежные или совместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы рас­пределения товаров.

Методы стимулирования сбыта и формирования спро­са, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торго­вого ассортимента. Это объясняется тем, что торговые ор­ганизации освобождаются от дорогостоящих затрат на рек­ламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль [5, с. 70-71].

Часто к факторам формирования ассортимента относят методы продажи, размещение и выкладку товаров в торговом зале, режим работы магазина.

Формирование ассортимента нельзя вести оторванно от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:

  • предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пе­шеходной доступности. В городах пешеходная доступность при­нята в радиусе 0,5 км, в сельской местности - 2 км;
  • предприятия, обслуживающие город и сельский район в це­лом или его большие составные части в пределах общегородской (общерайонной) транспортной доступности [4, с. 160].

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах с учётом перечисленных выше основных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.

Следует также отметить, что указанные направления формирования ассортимента товаров действуют одновременно, имеют специфические особенности для отдельных групп и видов изделий. Они характеризуются мно­гогранным проявлением и превращают ассортимент в постоянно изменяющуюся систему товаров.


2. Анализ ассортимента товаров в ооо «Фортуна»

2.1. Общая характеристика предприятия

ООО «Фортуна» - оптовое торговое предприятие, специализирующееся на оптовой торговле бытовой химии, товаров гигиены, косметики. Свою деятельность ООО «Фортуна» осуществляет посредством организации оптовой торговли со склада.

Деятельность общества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предметом деятельности предприятия является:

  • розничная торговля товарами народного потребления;
  • осуществление хозяйственной, коммерческой, торгово-посреднической и торгово-закупочной деятельности;
  • оказания дополнительных услуг покупателям;
  • иные виды деятельности, не запрещенные законом.

ООО «Фортуна» обязано в соответствии с Уставом:

  • выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РК и заключенных им договоров;
  • заключать трудовые договоры;
  • полностью и в срок рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям;
  • осуществлять все виды обязательного страхования;
  • своевременно предоставлять бухгалтерскую отчетность;

- уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством.

Целью создания ООО «Фортуна» является более полное насыщение рынка товарами народного потребления для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.

Рассматриваемое мною предприятие арендует складские площади и офисные помещения в черте города. Офис находится в одном здании со складом. Поэтому менеджеры могут контролировать наличие материала на складе, отгрузку, погрузку и проводить инвентаризацию в непосредственной близости от офиса. Благодаря этому упрощена схема документооборота.

ООО «Фортуна» предприятие выполняет следующие основные функции:

  • закупка товаров (осуществляет отдел снабжения);
  • хранение (контролирует отдел сбыта);
  • сбыт (осуществляет отдел сбыта);
  • доставка (осуществляют водители с собственным автотранспортом).

На рисунке 1 представлена организационная структура ООО «Фортуна».

Директор

Финансовый директор

Секретариат

Отдел снабжения

Отдел сбыта


Бухгалтерия

Отдел выписки

Касса

Экспедиторы

Торг. агенты

Рисунок 1 - Структура управления ООО «Фортуна»

Управлением предприятия в целом занимается генеральный директор. В его ведении находятся вопросы стратегического характера по организации производственно - хозяйственной деятельности ООО «Фортуна» на основе применения методов планирования материальных, финансовых и трудовых затрат.

Финансовый директор подчиняется непосредственно генеральному и фактически управляет деятельностью компании на оперативном уровне. Он контролирует деятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков.

Менеджеры отдела снабжения работают с имеющимися поставщиками‚ закупают товар, занимаются поиском новых поставщиков, рассматривают и заключают договора, работают с первичной документацией прихода.

В обязанности менеджеров отдела сбыта входит:

  • подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку группы товаров;
  • составление годовых, квартальных и месячных планов поставок продукции в соответствии с заказами и заключенными договорами;
  • обеспечение соблюдение норматива товарных остатков, организации правильного хранения товара, его рассортировки, комплектации, упаковки и отправки потребителям.
  • планирование и организация отгрузки готовой продукции.

Отдельно выделен бухгалтерский отдел. По сути, этот отдел состоит из главного бухгалтера, кассира и двух человек, оформляющих документы. В обязанности главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета, формирование отчетов для налоговой инспекции, начисление налогов, решение всех вопросов связанных с налоговой отчетностью и др. Кассир принимает выручку у экспедиторов. Два человека оформляют документы по движению товара.

На телефонные звонки отвечает секретарь. Она принимает сообщения и переадресует звонки.

На рассматриваемом предприятии для доставки товаров в магазины приглашают водителей с собственным автотранспортом. В их обязанности входит доставка товаров в магазины и инкассация средств за товар.

Отношения между отдельными местами и задачами характеризуются отношениями подчиненности сверху и снизу, или отношениями по горизонтали.

Субъектами внешней среды ООО «Фортуна» являются физические лица, другие коммерческие и некоммерческие организации, выступающие как элементы сферы бизнеса и оказывающие прямое воздействие на работу предприятия. К ним относят:


  • потенциальных покупателей товаров организации;
  • конкурентов;
  • законодательные, исполнительные и судебные органы власти, организации, регламентирующие, регулирующие и контролирующие деятельность торговой организации;
  • поставщиков;
  • потенциальных инвесторов, предоставляющих организации на определенных условиях денежные средства;
  • партнеров по бизнесу, на договорных условиях реализующих часть функций торгово-технологического процесса (транспортировка, охрана, предоставление информационных услуг и т. д.);
  • трудовые ресурсы (люди, которые могут быть наняты на работу в организацию);
  • посредников (физические лица и организации, предоставляющие услуги по налаживанию связей торгового предприятия с другими субъектами внешней среды, например рекрутерские фирмы, или совершающие сделки по его поручению, например дилеры).

Миссия ООО «Фортуна»: предоставление широкого спектра нужной продукции высокого качества, а также создание новых ценностей для потребителей и своих сотрудников посредством постоянного улучшения результативности своей деятельности.

Выполнение Миссии обеспечивается путем реализации двух взаимосвязанных стратегических направлений: изучение спроса на предоставляемую продукцию и повышение эффективности управления в ООО «Фортуна».

2.2. Анализ структуры торгового ассортимента в ООО «Фортуна»

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в ООО «Фортуна» на складах должен быть опреде­ленный ассортимент товарной продукции.

Нормативы товарного ассортимента в ООО «Фортуна» устанавливаются и планируются по­квартально. Оценку текущего товарного ассортимента начи­нают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами при планировании. Исследование товарного ассортимента проводят не только в сумме, но и в днях оборота. Для определения объема товарного ассортимента в днях необходимо их сумму разделить на объем товарооборота за изучаемый период и умножить на количество дней этого периода. При анализе принято считать в месяце 30 дней, квартале - 90, в году - 360 дней. При изучении фактического товарного ассортимента по данным за квартал их обычно определяют в днях исходя из товарооборота данного квартала. При их анализе по данным за месяц фактический товарный ассортимент в днях на конец месяца определяют к товарообороту истекшего месяца.


Фактически товарный ассортимент запасов в 1 квартале 2016 года в ООО «Фортуна» составили: на 1 января - 4160 тыс. руб.; на 1 февраля - 4207 тыс. руб.; на 1 марта - 4269 тыс. руб. и на 1 апреля - 4298 тыс. руб. Фактический оптовый товарооборот за первый квартал равен 9257 тыс. руб. (см. Таблицу 1).

Таблица 1 - Ритмичность развития оптового товарооборота ООО «Фортуна» в действующих ценах, тыс. руб.

Месяц и квартал

Фактически за 2015 год

2016 год

Отклонение

В % к 2015 голу

план (прогноз)

фактически

% выполнения плана

от плана

от прошлого года

Январь

2617

2 966

3 131

105,6

+ 165

+514

119,6

Февраль

2 620

2 847

2 804

98,5

- 43

+ 184

107,0

Март

2 820

3 182

3 322

104,4

+140

+502

117,8

Итого за I квартал

8 057

8 995

9 257

102,9

+262

+ 1 200

114,9

Апрель

2 791

3 090

2 957

95,7

-133

+ 166

105,9

Май

2 814

3 118

3 183

102,1

+65

+369

113,1

Продолжение таблицы 1

Июнь

2 888

3 210

2 996

93,3

-214

+ 108

103,7

Итого за II квартал

8 493

9 418

9 136

97,0

-282

+643

107,6

Итого за I полугодие

16 550

18413

18 393

99,9

-20

+ 1 843

111,1

Июль

2 901

3 106

3 149

101,4

+43

+248

108,5

Август

2916

3 402

3 561

104,7

+ 159

+645

122,1

Сентябрь

3 075

3 353

3 496

104,3

+ 143

+421

113,7

Итого за III квартал

8 892

9 861

10 206

103,5

+345

+ 1 314

114,8

Итого за 9 месяцев

25 442

28 274

28 599

101,1

+325

+3 157

112,4

Октябрь

3 604

3 989

4 184

104,9

+ 195

+580

116,1

Ноябрь

3 429

3 736

4 050

108,4

+314

+621

118,1

Декабрь

3 820

4 251

4 544

106,9

+293

+724

119,0

Итого за IV квартал

10 853

11 976

12 778

106,7

+802

+ 1 925

117,7

Итого за 11 полугодие

19 745

21 837

22 984

105,3

+ 1 147

+3 239

116,4

Всего за год

36 295 1

40 250 ,

41 377 1

102,8

+ 1 127

+5 082

114,0