Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 1336
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования «трудных» учащихся и работы педагога с ними
1.1. «Трудные» учащиеся: понятие и специфика
1.2. Методы и средства работы с «трудными» учащимися
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
2.2. Характеристика выборки исследования
Глава 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Результаты констатирующей диагностики
3.2. Содержание деятельности по коррекции нарушений поведения у «трудных» учащихся
3.3. Результаты контрольной диагностики
В исследовании мы исходили из того, что результативность психолого-педагогических условий профилактической деятельности относительно девиантного поведения в значительной степени детерминируется степенью соответствия совокупностью определенных принципов, которые определяют теоретическую основу предложенной нами программы психологической профилактики. Рассмотрим данные принципы.
1. Принцип преемственности и рациональности предполагает обеспечение целенаправленности процесса психологической профилактики.
2. Принцип планирование на основании индивидуальных особенностей подростков способствует повышению эффективности профилактической деятельности.
3. Принцип стимулирования и подкрепления направлен на повышение уровня эффективности процесса воспитательной деятельности.
4. Принцип взаимооценки и самооценки формирует адекватные условия для развития у подростков самоконтроля, а также действия взаимного контроля в случае групповой работы.
Необходимо помнить о том, что подростки с отклоняющимся поведением из проблемных семей являются индивидами, которые лишены адекватного культурного опыта жизни. Подростки могут демонстрировать признаки определенных личностных проблем. У большинства подростков отсутствует адекватный опыт межличностного общения.
Типичная характеристика детей с отклоняющимся поведением помимо характеристик, полученных в рамках эмпирического исследования включает также следующие[25]:
1. Низкий уровень или же отсутствие способности подростка подчинять собственное поведение требованиям общества, потребностям окружающих людей, а также нормам поведения.
2. Выбор таких вариантов поведения, которые не соответствуют принятым в обществе нормам.
3. Сложности в прогнозировании последствий собственного поведения.
4. Некорректное понимание общественных норм.
5. Отсутствие способности демонстрировать социальные навыки, которые нужны в определенных ситуацияхмежличностного взаимодействия.
6. Неспособность продемонстрировать социальные навыки, которые нужны для конкретной ситуации.
7. Неспособность контролировать собственное агрессивное или спонтанное поведение[26].
Представления подростка с отклоняющимся поведение о себе, а также самооценка подростка существенным образом зависит от его способности взаимодействовать со сверстниками, а также взрослыми. Личность, которая имеет высокий уровень развития навыков межличностного взаимодействия может сформировать благоприятные отношения с окружающими людьми, а также может успешно приниматься ими[27]. Подросток, который имеет низкий уровень развития социальных навыков, вероятнее всего не сможет сформировать продуктивные взаимоотношения с другими людьми, а от процесса общения такие подростки вероятнее всего будут иметь негативную реакцию[28]. Недостаточно хорошо развитые социальные навыки могут привести к проблемам, как в подростковом возрасте, так и в дальнейшей, взрослой жизни. Важно помочь подростку с отклоняющимся поведением развитие эти навыки, чтобы он оказался способный в полной степени наслаждаться общением с другими людьми, а также уважать самого себя. В связи с данными особенностями важным является заботиться о приобретении подростками соответствующего опыта межличностного общения[29].
В исследовании мы основывались на убеждении в том, что развитие и формирование жизненных умений и навыков способствует развитию нравственной устойчивости личности подростков, так как она непосредственным образом связана с процессом формирования у подростков паттернов достойной жизни и образа достойного человека, а также направлена на развитие устойчивой просоциальной жизненной позиции.
Необходимо отметить, что формирующий эксперимент предполагал наше активное участие в воспитательно-образовательном процессе посредством реализации авторских коррекционно-педагогических мероприятий в соответствии с разработанным методическим инструментарием. К числу названных мероприятий мы отнесли методы активного социально-психологического обучения подростков, прежде всего в русле тренинговых программ, базирующихся на принципах: принятия подростка, передачи ему ответственности за собственные дела, установления дисциплины, активного слушания, конструктивного способа разрешения конфликтов.
Содержание программы представлено в приложении 2.
3.3. Результаты контрольной диагностики
Обратимся к описанию результатов диагностики особенностей склонности к отклоняющемуся поведению на контрольном этапе исследования. Результаты представлены в табл. 15 и 16.
Таблица 15
Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) на констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе (n=15)
Шкала установки на социально-желательные ответы |
Склонность к преодолению норм и правил |
Склонность к аддиктивному поведению |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
Склонность к агрессии и насилию |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
Склонность к делинквентному поведению |
|
низкий |
8 |
0 |
3 |
0 |
5 |
0 |
0 |
норма |
7 |
11 |
12 |
4 |
10 |
13 |
7 |
высокий |
0 |
4 |
0 |
11 |
0 |
2 |
8 |
Нами определено, что существуют достаточно выраженные различия в выраженности показателей склонности к отклоняющемуся поведению в экспериментальной и контрольной группе, так, уменьшилось число участников исследования, характеризующихся склонностью к нарушению склонности к преодолению норм и правил в экспериментальной группе, помимо этого, уменьшился уровень склонности к аддиктивному поведению.
Таблица 16
Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) на констатирующем этапе исследования в контрольной группе (n=15)
Шкала установки на социально-желательные ответы |
Склонность к преодолению норм и правил |
Склонность к аддиктивному поведению |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
Склонность к агрессии и насилию |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
Склонность к делинквентному поведению |
|
низкий |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
норма |
11 |
6 |
3 |
2 |
6 |
7 |
2 |
высокий |
0 |
9 |
12 |
13 |
9 |
8 |
13 |
Тенденция к самоповреждающему поведению в экспериментальной группе исследования сохранилась, но она имеет в целом более низкий уровень, по сравнению с данными на констатирующем этапе исследования. У участников экспериментальной группы имеется выраженная тенденция к снижению уровня агрессивности и насилия, а также диагностируется увеличение показателя волевого контроля эмоциональных реакций. В целом мы можем говорить также о снижению склонности к делинквентному поведению.
Как и на констатирующем этапе исследования нами выполнена процедура проверки достоверности различий показателей склонности к отклоняющемуся поведению. Результаты отражены в табл. 17.
Таблица 17
Результаты проверки достоверности различий показателей по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) на контрольном этапе исследования
Сумма рангов ЭГ |
Сумма рангов КГ |
U |
p |
|
Шкала установки на социально-желательные ответы |
211,50 |
253,50 |
91,50 |
0,55 |
Склонность к преодолению норм и правил |
167,50 |
297,50 |
47,50 |
<0,01 |
Склонность к аддиктивному поведению |
120,00 |
345,00 |
0,00 |
<0,01 |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
184,00 |
281,00 |
64,00 |
0,04 |
Склонность к агрессии и насилию |
139,00 |
326,00 |
19,00 |
<0,01 |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
171,00 |
294,00 |
51,00 |
0,01 |
Склонность к делинквентному поведению |
169,50 |
295,50 |
49,50 |
<0,01 |
Мы можем говорить о том, что в экспериментальной группе произошли изменения по большинству изучаемых показателей склонности к отклоняющемуся поведению. Наибольшие изменения произошли по показателям склонности к преодолению норм и правил, склонности к агрессии и насилию, а также показателю склонности к делинквентному поведению.
Нами выполнена также процедура проверки достоверности сдвига изучаемых показателей с использованием статистического критерия Вилкоксона, результаты проверки для контрольной и экспериментальной групп исследования представлены в табл. 18 и табл. 19.
Таблица 18
Результаты проверки достоверности сдвига показателей по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) в экспериментальной группе
T |
Z |
p |
|
Шкала установки на социально-желательные ответы |
21,00 |
0,66 |
0,51 |
Склонность к преодолению норм и правил |
12,50 |
2,31 |
0,02 |
Склонность к аддиктивному поведению |
0,00 |
3,41 |
<0,01 |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
43,50 |
0,56 |
0,57 |
Склонность к агрессии и насилию |
4,00 |
3,04 |
<0,01 |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
4,50 |
2,87 |
<0,01 |
Склонность к делинквентному поведению |
10,50 |
2,81 |
<0,01 |
Определено, что достоверные сдвиги диагностируются по шкалам «Склонность к преодолению норм и правил» (T=12,50; p=0,02), «Склонность к аддиктивному поведению» (T=0; p<0,01), «Склонность к агрессии и насилию» (T=4,00; p<0,01), «Волевой контроль эмоциональных реакций» (T=4,50; p<0,01), а также «Склонность к делинквентному поведению» (T=10,50; p<0,01).
Таблица 19
Результаты проверки достоверности сдвига показателей по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) в контрольной группе
T |
Z |
p |
|
---|---|---|---|
Шкала установки на социально-желательные ответы |
54,00 |
0,34 |
0,73 |
Склонность к преодолению норм и правил |
51,50 |
0,06 |
0,95 |
Склонность к аддиктивному поведению |
36,00 |
1,04 |
0,30 |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
42,50 |
0,63 |
0,53 |
Склонность к агрессии и насилию |
31,00 |
1,01 |
0,31 |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
17,00 |
1,73 |
0,08 |
Склонность к делинквентному поведению |
31,50 |
1,32 |
0,19 |
В контрольной группе достоверных изменений в выраженности показателей склонности к отклоняющемуся поведению не выявлено.
Таким образом, мы можем говорить о том, что достоверные изменения в выраженности показателей отклоняющегося поведения произошли только в экспериментальной группе исследования.
Обратимся к описанию результатов исследования агрессивности межличностных отношений в двух группах исследования. Результаты исследования представлены в табл. 20.
Таблица 20
Результаты диагностики тестом «Агрессивность межличностных отношений» (А. Ассингера) на контрольном этапе исследования (n=30)
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
абс.ч. |
в % |
абс.ч. |
в % |
|
низкий |
1 |
7% |
0 |
0% |
норма |
14 |
93% |
6 |
40% |
высокий |
0 |
0% |
9 |
60% |
В ходе исследования нами было определено, что большинство участников контрольной группы (как и на констатирующем этапе исследования), характеризуются повышенным уровнем выраженности агрессивности межличностных отношений (60%). Средний уровень выраженности данного показателя характерен для большинства участников экспериментальной группы (93%), а также для шести участников контрольной группы (40%). Низкий уровень агрессивности межличностных отношений показывает один участник – член экспериментальной группы исследования (7%).
Результаты проверки достоверности различий показателей представлены в табл. 21.
Таблица 21
Результаты проверки достоверности различий по показателям теста «Агрессивность межличностных отношений» на контрольном этапе
Сумма рангов ЭГ |
Сумма рангов КГ |
U |
p |
|
Агрессивность межличностных отношений |
156,50 |
308,50 |
36,50 |
<0,01 |
Выявлено, что экспериментальная группа характеризуется в целом достоверно более низким уровнем выраженности агрессивности межличностных отношений по сравнению с контрольной группой (U=36,50; p<0,01).