Файл: Управление инновационными процессами на предприятии ООО «Полимерные кровли».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВедение

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новый продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения рада родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.

В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что выбранной темы заключается в том, что необходимость существенного повышения конкурентоспособности предприятия предполагает кардинальное обновление используемых средств производства.

Целью данной работы является анализ управления инновационным процессом политики промышленного предприятия, а также разработка инновационного проекта для повышения эффективности деятельности предприятия.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность инноваций;

- изучить структуру управления инновационными процессами на предприятии;

- рассмотреть методы оценки эффективности инвестиций в инновационные проекты;

- дать организационно-экономическую характеристику анализируемого предприятия;

- провести анализ инновационной политики предприятия;

- разработать инновационный проект;

- оценить эффективность инновационного проекта.

Объектом является ООО «Полимерные кровли».

Предметом исследования является инновационная деятельность предприятия.


В ходе работы были использованы следующие методы: горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности, коэффициентный анализ, системный анализ.

Научная новизна исследования. Тема оценки инновационных проектов является достаточно разработанной, в работу были использованы научные работы таких авторов как Любимова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Лудольф Ф., Лихтенберг С. и др. Кроме того, для проведения анализа организации использовалась финансовая отчетность ООО «Полимерные-кровли».

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи работы.

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

1.1. Основные понятия инноваций

В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И.Перлаки, В.Д. Хартман, Э.Мэнсфилл, Р.Фостер, Б.Твисс, И. Шумпетер, Э.Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б.Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [1, с. 25]

По мнению Б,Санто, инновация – это такой общественно-технический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И.Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [1,25].


Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 году. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [1, с.27].

Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов показателям науки и техники, которая разработала Руководство Фраскати («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г.Фраскати (Италия) в 1963 г. [1, с.28]

Положения Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 г. В ней содержаться основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам; их состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и др.

Классификация инновации представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Авторские классификации инноваций

№ п/п

Признак классификации

Вид инновации

Пример инновации

Классификация В.Г.Мединского

1.

По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения)

Радикальные:

- пионерские;

- базовые;

- научные.

Ординарные:

- изобретения;

- новые технические решения

Радикальные:

автомобили «Тоёта», «Шевроле», холодильники «Сименс»;

Ординарные:

Volga Siber; создание нового теплоизоляционного материала (пенополиуретана). 

2.

По характеру применения

- продуктовые;

- технологические;

- социальные;

- комплексные;

- рыночные.

Продуктовые: изобретение и использование колеса, шариковой ручки, мобильного телефона.

Технологические: светодиодная лампа с беспроводным управлением.

Социальные: инновационная система здравоохранения.

Комплексные: технологии, квалификации работников.

Рыночные: Интернет-услуги.

3.

По стимулу проявления (источнику)

Вызванные развитием науки и техники, потребностями производства рынка.

Система автоматизации или датчики для регулирования производственных процессов в режиме реального времени.

4.

По роли в воспроизводственном процессе

Потребительские и инвестиционные

Лазерные режущие инструменты. Автоматизированная упаковка. Компьютеризованное проектирование продукции. Перевод процессов печати на цифровую основу. Компьютеризированное оборудование для контроля качества производства. 

5.

По масштабу (комплексности)

Сложные (синтетические) и простые

Сложные: космические технологии;

Простые: помидоры кубической формы.

6.

Для кого являются нововведениями

Для производителей;

Потребителей;

Общества;

Рынка в целом.

Для производителей: технологии, как, например, система автоматизации или датчики для регулирования производственных процессов в режиме реального времени; новое оборудование, необходимое для производства новой или улучшенной продукции.

Потребителей: товары, услуги (Интернет-телефоны; новое лекарственное средство с существенно улучшенным действием).

Общества: качество обслуживания, жизни (внедрение смарт-карт и многоцелевых пластиковых карточек; новый банковский офис с самообслуживанием.

Рынка в целом: (внедрение персонализированной информационной системы, например, построенной на основе карточек лояльности клиентов, для под бора продуктов в соответствии со специфическими потребностями индивидуальных потребителей).

Классификация С.Д.Ильенковой

1.

По технологическим параметрам

Продуктовые;

Процессные.

Продуктовые: Фотокамеры в мобильных телефонах; системы застежек в одежде.

Процессные: ввод в действие новой или улучшенной технологии производства, как, например, система автоматизации или датчики для регулирования производственных процессов в режиме реального времени.

2.

По типу новизны для рынка

Новые отрасли в мире;

Новые отрасли в стране;

Новые для данного предприятия.

Новые отрасли в мире:

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП). 

Новые отрасли в стране: выпуск продукции наукоемких отраслей.

Новые для данного предприятия: автомобилестроение, выплавка алюминия, производство пластмасс.

3.

По месту в системе (предприятии, фирме)

Инновации на входе;

Инновации на выходе;

Инновации системной структуры предприятия (управленческой, технической, производственной).

4.

В зависимости от глубины вносимых изменений

Радикальные;

Усовершенствующие;

Модефикационные.

5.

Технико-экономическому признаку

Революционные;

Эволюционные.

6.

Расширенная классификация с учетом сфер деятельности предприятия (научно-исследовательский институт системных исследований РНИИСИ)

Технологические

Производственные

Экономические

Торговые

Социальные

Область управления

Классификация А.И.Пригожина

1.

По распространенности

Единичные

диффузные

2.

По месту в производственном

цикле

Сырьевые

Обеспечивающие

продуктовые

3.

По преемственности

Замещающие

Отменяющие

Возвратные

Открывающие

Ретровведения

4.

По охвату

Ожидаемой доли рынка

Локальные

Системные

Стратегические

5.

По инновационному потенциалу и степени новизны

Радикальные

Комбинаторные

Совершенствующие


Совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом составляют инновационный менеджмент. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее:

  • постановка цели и выбор стратегии;
  • четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

- Схематично инновационный менеджмент представлен на рисунке 1.2. [2, с.111]

Планирование

Постановка цели

и выбор стратегии

Определение условий и организация

Руководство

Исполнение

Рисунок 1.2 - Схема инновационного менеджмента

На каждой стадии цикла решаются определенные задачи.

  1. Планирование – составление плана реализации стратегии.

2. Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.

3. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.

4. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств [2, с.115].

1.2. Структуры управления инновационными процессами  на предприятии

Организационные структуры управления инновационными процессами – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики, от организационно-правовой собственности.

В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организации, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (см. табл. 1.1).


Таблица 1.1 - Секторы науки (деятельности)

Содержание

Сектор

Государственный

Организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.), включая федеральные и местные органы.

Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном занимаются исследовательской деятельностью, касающейся общественных и административных функций.

Предпринима-тельский

Все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продуктов и услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящихся в собственности государства.

Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.

Высшее образование

Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.

Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем высших учебных заведений или управляемые ими, или ассоциированные с ними.

Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Министерства общего и профессионального образования).

Частный бесприбыльный (некоммерческий)

Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.

Частные индивидуальные организации.

Малый исследовательский бизнес сформировался в 1960-х годах. Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США вблизи Стэндфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом они покрывают 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов [7, с.24]