Файл: Управление инновационными процессами на предприятии ООО «Полимерные кровли».pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
1.1. Основные понятия инноваций
1.2. Структуры управления инновационными процессами на предприятии
1.3. Методы оценки эффективности инвестиций в инновациооные проекты
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПОЛИМЕРНЫЕ КРОВЛИ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Таблица 2.2 - Структура производства и реализации продукции предприятия
2.2. Анализ инновационной деятельности предприятия
Глава 3. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНновационного ПРОЕКТА ООО «ПОЛИМЕРНЫЕ КРОВЛИ»
3.1. Разработка инновационного проекта
ВВедение
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новый продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения рада родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.
При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что выбранной темы заключается в том, что необходимость существенного повышения конкурентоспособности предприятия предполагает кардинальное обновление используемых средств производства.
Целью данной работы является анализ управления инновационным процессом политики промышленного предприятия, а также разработка инновационного проекта для повышения эффективности деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность инноваций;
- изучить структуру управления инновационными процессами на предприятии;
- рассмотреть методы оценки эффективности инвестиций в инновационные проекты;
- дать организационно-экономическую характеристику анализируемого предприятия;
- провести анализ инновационной политики предприятия;
- разработать инновационный проект;
- оценить эффективность инновационного проекта.
Объектом является ООО «Полимерные кровли».
Предметом исследования является инновационная деятельность предприятия.
В ходе работы были использованы следующие методы: горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности, коэффициентный анализ, системный анализ.
Научная новизна исследования. Тема оценки инновационных проектов является достаточно разработанной, в работу были использованы научные работы таких авторов как Любимова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Лудольф Ф., Лихтенберг С. и др. Кроме того, для проведения анализа организации использовалась финансовая отчетность ООО «Полимерные-кровли».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи работы.
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
1.1. Основные понятия инноваций
В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п.
Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И.Перлаки, В.Д. Хартман, Э.Мэнсфилл, Р.Фостер, Б.Твисс, И. Шумпетер, Э.Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б.Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [1, с. 25]
По мнению Б,Санто, инновация – это такой общественно-технический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И.Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [1,25].
Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5) появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 году. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [1, с.27].
Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов показателям науки и техники, которая разработала Руководство Фраскати («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г.Фраскати (Италия) в 1963 г. [1, с.28]
Положения Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 г. В ней содержаться основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам; их состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и др.
Классификация инновации представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Авторские классификации инноваций
№ п/п |
Признак классификации |
Вид инновации |
Пример инновации |
Классификация В.Г.Мединского |
|||
1. |
По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения) |
Радикальные: - пионерские; - базовые; - научные. Ординарные: - изобретения; - новые технические решения |
Радикальные: автомобили «Тоёта», «Шевроле», холодильники «Сименс»; Ординарные: Volga Siber; создание нового теплоизоляционного материала (пенополиуретана). |
2. |
По характеру применения |
- продуктовые; - технологические; - социальные; - комплексные; - рыночные. |
Продуктовые: изобретение и использование колеса, шариковой ручки, мобильного телефона. Технологические: светодиодная лампа с беспроводным управлением. Социальные: инновационная система здравоохранения. Комплексные: технологии, квалификации работников. Рыночные: Интернет-услуги. |
3. |
По стимулу проявления (источнику) |
Вызванные развитием науки и техники, потребностями производства рынка. |
Система автоматизации или датчики для регулирования производственных процессов в режиме реального времени. |
4. |
По роли в воспроизводственном процессе |
Потребительские и инвестиционные |
Лазерные режущие инструменты. Автоматизированная упаковка. Компьютеризованное проектирование продукции. Перевод процессов печати на цифровую основу. Компьютеризированное оборудование для контроля качества производства. |
5. |
По масштабу (комплексности) |
Сложные (синтетические) и простые |
Сложные: космические технологии; Простые: помидоры кубической формы. |
6. |
Для кого являются нововведениями |
Для производителей; Потребителей; Общества; Рынка в целом. |
Для производителей: технологии, как, например, система автоматизации или датчики для регулирования производственных процессов в режиме реального времени; новое оборудование, необходимое для производства новой или улучшенной продукции. Потребителей: товары, услуги (Интернет-телефоны; новое лекарственное средство с существенно улучшенным действием). Общества: качество обслуживания, жизни (внедрение смарт-карт и многоцелевых пластиковых карточек; новый банковский офис с самообслуживанием. Рынка в целом: (внедрение персонализированной информационной системы, например, построенной на основе карточек лояльности клиентов, для под бора продуктов в соответствии со специфическими потребностями индивидуальных потребителей). |
Классификация С.Д.Ильенковой |
|||
1. |
По технологическим параметрам |
Продуктовые; Процессные. |
Продуктовые: Фотокамеры в мобильных телефонах; системы застежек в одежде. Процессные: ввод в действие новой или улучшенной технологии производства, как, например, система автоматизации или датчики для регулирования производственных процессов в режиме реального времени. |
2. |
По типу новизны для рынка |
Новые отрасли в мире; Новые отрасли в стране; Новые для данного предприятия. |
Новые отрасли в мире: Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП). Новые отрасли в стране: выпуск продукции наукоемких отраслей. Новые для данного предприятия: автомобилестроение, выплавка алюминия, производство пластмасс. |
3. |
По месту в системе (предприятии, фирме) |
Инновации на входе; Инновации на выходе; Инновации системной структуры предприятия (управленческой, технической, производственной). |
|
4. |
В зависимости от глубины вносимых изменений |
Радикальные; Усовершенствующие; Модефикационные. |
|
5. |
Технико-экономическому признаку |
Революционные; Эволюционные. |
|
6. |
Расширенная классификация с учетом сфер деятельности предприятия (научно-исследовательский институт системных исследований РНИИСИ) |
Технологические Производственные Экономические Торговые Социальные Область управления |
|
Классификация А.И.Пригожина |
|||
1. |
По распространенности |
Единичные диффузные |
|
2. |
По месту в производственном цикле |
Сырьевые Обеспечивающие продуктовые |
|
3. |
По преемственности |
Замещающие Отменяющие Возвратные Открывающие Ретровведения |
|
4. |
По охвату Ожидаемой доли рынка |
Локальные Системные Стратегические |
|
5. |
По инновационному потенциалу и степени новизны |
Радикальные Комбинаторные Совершенствующие |
Совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом составляют инновационный менеджмент. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее:
- постановка цели и выбор стратегии;
- четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
- Схематично инновационный менеджмент представлен на рисунке 1.2. [2, с.111]
Планирование
Постановка цели
и выбор стратегии
Определение условий и организация
Руководство
Исполнение
Рисунок 1.2 - Схема инновационного менеджмента
На каждой стадии цикла решаются определенные задачи.
- Планирование – составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств [2, с.115].
1.2. Структуры управления инновационными процессами на предприятии
Организационные структуры управления инновационными процессами – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики, от организационно-правовой собственности.
В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организации, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Секторы науки (деятельности)
Содержание
Сектор |
|
Государственный |
Организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.), включая федеральные и местные органы. Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном занимаются исследовательской деятельностью, касающейся общественных и административных функций. |
Предпринима-тельский |
Все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продуктов и услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящихся в собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации. |
Высшее образование |
Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем высших учебных заведений или управляемые ими, или ассоциированные с ними. Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Министерства общего и профессионального образования). |
Частный бесприбыльный (некоммерческий) |
Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору. Частные индивидуальные организации. |
Малый исследовательский бизнес сформировался в 1960-х годах. Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США вблизи Стэндфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом они покрывают 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов [7, с.24]