Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 714
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
1.2 Корпоративные конфликты в организациях – виды и сущность
1.3 Особенности организационно-правовой формы ООО
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В АПТЕЧНОЙ СЕТИ ООО «РИГЛА»
2.1 Краткая характеристика аптечной сети ООО «Ригла»
2.2 Анализ практики управления корпоративными конфликтами в аптечной сети ООО «Ригла»
Выводы:
Корпорация – это организация, зарегистрированная в порядке, определяемом законом, которая основывается на членстве ее участников (учредителей), которые формируют имущество корпорации путем внесения соответствующих взносов (вкладов) и получают возможность управления ее делами в форме и порядке, установленном законодательством и учредительными документами для осуществления видов деятельности, не запрещенных законом.
Корпоративный конфликт — это спор между участниками корпорации, либо между участником(ми) корпорации и корпорацией, объектом которого являются корпоративные правоотношения, а также иные правоотношения, связанные с деятельностью корпорации, либо с требованиями, предъявляемыми в интересах корпорации, а так же спор между участником(ми) корпорации или корпорацией, с одной стороны, и иными лицами (исполнительные органы корпорации, держатель реестра владельцев ценных бумаг, депозитарий, внешний инвестор), с другой стороны, если он затрагивает или может затронуть отношения внутри корпорации, обусловленный противоположными целями и интересами сторон конфликта в связи с желанием контролировать и направлять поведение другой стороны, либо изменить свой статус и юридическое состояние».
Основные критерии классификации корпоративных конфликтов:
а) по составу участников конфликта (стороны корпоративного конфликта);
б) по целям, преследуемым участниками конфликта;
в) по методам, используемым участниками конфликтов, для достижения поставленных целей;
г) по способам прекращения корпоративного конфликта;
д) по последствиям конфликта для его участников и корпорации
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В АПТЕЧНОЙ СЕТИ ООО «РИГЛА»
2.1 Краткая характеристика аптечной сети ООО «Ригла»
В 2001 году крупнейший российский дистрибьютор фармпрепаратов ЦВ «Протек» запустил проект по отработке передовых маркетинговых технологий, открыв несколько собственных аптек. Чуть позже руководство компании приняло решение выделить аптеки в самостоятельную сеть, которая получила название ООО «Ригла».
В своей деятельности Общество руководствуется:
- законодательством Российской Федерации;
- приказами Министерства Здравоохранения Российской Федерации;
- нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления;
- Уставом;
- другими нормативными документами, которые регулируют осуществление фармдеятельности и лекарственное обеспечение населения.
По итогам 2018 года аптечная сеть «Ригла» включает в себя 716 аптек (численность персонала – более 5000 человек) по всей территории РФ и занимает первое место среди аптечных сетей России (2,55% розничного рынка лекарственных средств в денежном выражении).
Для всех аптек ООО «Ригла» характерен формат открытой выкладки товаров. Ассортимент одной аптеки при данной форме торговли, обычно составляет порядка 10000 наименований позиций.
В настоящее время сеть аптек «Ригла» владеет следующими брендами:
«Марлен-Фарма» |
«ТК ТОКО» |
|
«Будь здоров!» |
«Та самая аптека» |
«Новая аптека» |
«Югорский лекарь» |
«Фармация» |
«Биофарм» |
«Семейная аптека» |
«Живика» |
«Панацея» |
Автором настоящей работы более подробно рассмотрена бизнес-единица «Ленинградская область». На сегодняшний день данная аптечная сеть состоит из 17 аптек, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (бренд «Будь здоров!» – 1 аптека, бренд «Аптеки О3»– 8 аптек, бренд «Ригла» – 8 аптек).
Организационно-управленческая структура сети «Ленинградская область» приведена на рис.6
Общее собрание
Генеральный директор ООО «Ригла»
Директор департамента управления б\е «Регион»
Директорбизнес-единицы «Ленобласть
АХО
Финансовый отдел
Отдел снабжения
Аптека
Аптеки
Аптека
IT-отдел
Отдел персонала
Рис. 6 Организационно-управленческая структура бизнес-единицы «Ленобласть»
Организационно-управленческую структуру можно охарактеризовать как линейно-функциональную. Каждое подразделение специализируется на выполнении задач определенного типа, комплектуется специалистами определенного профиля и полностью отвечает только за выполнение своего специального круга задач.
Достоинства функциональной структуры достаточно очевидны.
Во-первых, стимулируются деловая и профессиональная специализации.
Во-вторых, уменьшается тенденция к дублированию усилий и потреблению ресурсов в функциональных областях. Появляется возможность концентрации однородных работ в одном месте, что практически всегда дает возможность получения выигрыша в удельных затратах.
И, наконец, в-третьих, улучшается координация в функциональных областях. Различные новшества, применяемые при решении однородных задач, способствуют получению значительного экономического эффекта.
Недостатки линейно-функциональной структуры:
- подразделения зачастую более заинтересованы реализовать свои локальные цели и задачи, нежели чем общие цели всей организации. Как следствие этого необходимы значительные усилия высшего руководства, чтобы общие цели организации были достигнуты. Кроме того, повышается вероятность конфликтных ситуаций между функциональными подразделениями;
- большие организации имеют слишком длинную «цепочку руководитель – непосредственный исполнитель» передачи команд, информации.
Система внутренних деловых коммуникаций ООО базируется на существующей организационно-управленческой структуре с ярко выраженными вертикальными связями. Сотрудники, которые занимают нижние и средние уровни управления, строго руководствуютсяв своей деятельностицелями и задачами, которые задаются сверху. Сотрудники, которые занимают руководящие должности, обеспечиваются информацией о деятельности низового уровня, принимают решения в пределах своей компетенции.
Передачу информации по вертикали поддерживает вертикальная система информации, которая включает в себя регулярные отчеты и наличие единой компьютерной сети. Сотрудники практически всегда имеют возможность переадресовать неразрешимую задачу руководству.
Обществом активно используются достижения современных технологий в области Интернета и Интранета, как для обеспечения взаимосвязей внутри ООО, так и для контактов с внешней средой.
В Обществе осуществляется планирование деятельности на год с разбивкой планов по кварталам. Планирование не является жестким и может быть откорректировано по результатам деятельности. Предусмотрено материальное поощрение сотрудников за выполнение и перевыполнение планов по реализации. По розничным продажам устанавливаются целевые показатели, с которыми затем сопоставляются результаты деятельности.
Показатели эффективности хозяйственной деятельности бизнес-единицы «Ленобласть» приведены в таблице 2
Таблица 2
Показатели эффективности хозяйственной деятельности б\е «Ленобласть»
Ед. изм. |
2017 |
2018 |
Изменение |
||
+/- |
% |
||||
Объем продаж (без НДС) |
Млн. руб |
315,8 |
360,7 |
44,9 |
14 |
Издержки обращения |
Млн. руб |
265,6 |
315,6 |
50 |
19 |
Численность работающих |
Чел. |
179 |
212 |
33 |
18 |
Фонд оплаты труда |
Млн.руб. |
43 |
50,9 |
7,9 |
18 |
(с.1 – с.2) |
Млн. руб |
50,2 |
45,1 |
- 5,1 |
- 10,2 |
Удельная рентабельность (с.5/ с.1)х100% |
% |
15,8 |
12,5 |
- 3,3 |
|
Млн.руб./чел |
1,8 |
1,7 |
- 0,1 |
- 5 |
|
Средняя заработная плата (с.4/с.3) |
Млн.руб./чел |
0,24 |
0,24 |
0 |
0 |
Для большей наглядности ряд данных из таблицы 2 приведен в виде диаграмм, а именно, динамика объема продаж, динамика издержек обращения (рис.7), динамика балансовой прибыли (рис.8)
Рис.7 Динамика объема продаж и издержек обращения бизнес-единицы «Ленобласть»
Рис.8 Динамика балансовой прибыли бизнес-единицы «Ленобласть»
Анализ данных таблицы 2 и диаграмм позволяетутверждать об определенном ухудшении позиций бизнес-единицы на рынке. Несмотря на рост продаж, опережающими темпами росли издержки, что привело к отрицательной динамике прибыли, удельной рентабельности, производительности труда.
Руководство бизнес-единицы утверждает, что данная ситуация сложилась из-за того, что в 2018 году были введены в строй 3 новые аптеки.
Персонал Общества является совокупностью физических лиц, которые состоят в отношениях с предприятием как юридическим лицом. Эти отношения регулируются договором найма. Категорией «персонал предприятия» характеризуются кадровый потенциал, трудовые и человеческие ресурсы ООО. Персонал предприятия отражает совокупность различных профессионально-квалификационных групп работников, которые заняты на предприятии и входят в его списочный состав. В списочный состав Общества включаются все работники, принятые на работу. Эта работа может быть связана как с основной, так и с не основной деятельностью ООО.
Качественный состав трудовых ресурсов бизнес-единицы «Ленобласть» приведен в таблице 3
Таблица 3
Качественный состав персонала бизнес-единицы «Ленобласть»
Численность персонала на конец года |
Удельный вес, % |
|||||
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
|||
По возрасту, лет |
||||||
До 20 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
От 20 до 30 |
45 |
79 |
25 |
37 |
||
От 30 до 40 |
74 |
62 |
41 |
29 |
||
От 40 до 50 |
15 |
16 |
8 |
8 |
||
От 50 до 60 |
42 |
51 |
24 |
24 |
||
Старше 60 |
3 |
4 |
2 |
2 |
||
179 |
212 |
100 |
100 |
|||
По образованию |
||||||
Начальное |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Незаконченное среднее |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Среднее, среднее специальное |
100 |
123 |
56 |
58 |
||
Продолжение таблицы 3 |
||||||
Показатель |
Численность персонала на конец года |
Удельный вес, % |
||||
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
|||
Высшее |
79 |
89 |
44 |
42 |
||
Итого |
179 |
212 |
100 |
100 |
||
По трудовому стажу, лет |
||||||
До 5 |
145 |
179 |
81 |
84 |
||
От 5 до 10 |
23 |
21 |
13 |
10 |
||
От 10 до 15 |
6 |
7 |
3 |
3 |
||
Свыше 15 |
5 |
5 |
3 |
3 |
||
Итого |
179 |
212 |
100 |
100 |
||
По полу, чел |
||||||
11 |
11 |
6,2 |
5,5 |
|||
женщины |
168 |
201 |
93,8 |
94,5 |
||
Итого |
179 |
212 |
100 |
100 |