Файл: Корпоративные конфликты в организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 666

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) по составу участников конфликта (стороны корпоративного конфликта);

б) по целям, преследуемым участниками конфликта;

в) по методам, используемым участниками конфликтов, для достижения поставленных целей;

г) по способам прекращения корпоративного конфликта;

д) по последствиям конфликта для его участников и корпорации(см.рис.1).

Корпоративные конфликты

Цели участников конфликта

Участники конфликта

Последствия конфликта

Способы прекращения конфликта

Методы, используемые участниками конфликта

Рис.1 Критерии классификации корпоративных конфликтов

Первый критерий классификации– состав участников корпоративного конфликта, сторонами которого в большинстве случаев выступают участники корпорации. Наиболее распространены корпоративные конфликты, которые возникают между мажоритарным участником корпорации и еезначимыми миноритарными участниками. Желание приобрести абсолютный контроль над корпорацией – основной мотив конфликта.

Второй критерий указанной классификации –конфликты, сторонами которых являются корпорация, с одной стороны, и ее участник или участники, с другой. Субъектами данных конфликтов являются участники корпорации и исполнительные органы (менеджмент), поскольку вподобного рода конфликтах корпорацию, как одну из сторон конфликта, представляют ее органы, и, в частности — менеджеры.

Субъектами корпоративного конфликта могут выступать корпорация, в лице ее органов, с одной стороны и иные лица, с другой стороны. Или же сторонами конфликтавыступают участники корпорации, с одной стороны, и иные лица, с другой стороны. Под иными лицами в данном случае понимаются внешние инвесторы, регистратор, депозитарий и др.

Примерами подобного рода конфликтов могут являться случаи установления корпоративного контроля со стороны внешнего инвестора; споры, связанные с наличием параллельно существующего реестра акционеров в корпорациях, созданных в форме акционерных обществ; создание параллельных органов управления корпорацией; споры с участием государственных органов (например, в связи с запретом акционерному обществу федеральной службой по финансовым рынкам осуществлять операции в реестре акционеров данного общества) и др.

Классификация корпоративных конфликтов по критерию «участники конфликта» приведена на рис.2

Участники (стороны) конфликта


Корпорация и иные лица

Участники корпорации и иные лица

Участники корпорации и менеджмент

Корпорация и ее участники

Участники корпорации

Рис.2 Классификация корпоративных конфликтов по критерию «участники конфликта»

Рассматривая цели, которые преследуют участники конфликта,можно провестиделение корпоративных конфликтов на три группы (см.рис.3). Первая группа – конфликты, которыми разрешаются текущие противоречия корпорации при решении конкретных проблем управления компанией. В основе этой группы конфликтов чаще всего лежит вопрос об использовании прибыли корпорации, выплате дивидендов. Почвой для корпоративных

Цели участников конфликта

Корпоративныйшантаж

Передел собственности

Разрешение текущих противоречий

Получение корпоративного контроля

Получение контроля над активами корпорации

Рис.3 Классификация корпоративных конфликтов по критерию « цели участников конфликта»

конфликтов такого типа часто становятся ошибки и нарушения норм корпоративного права, допускаемые менеджерами компании. Типовыми формами проявления подобных конфликтов являются: блокирование миноритарными участниками принятия тех или иных решений на общих собраниях; жалобы в органы государственного управления; возбуждение судебных исков по фактам нарушения тех или иных процедур корпоративного управления.

Вторую группу представляет корпоративный шантаж («гринмейл»). Корпоративный шантаж имеет целью побуждение корпорации или ее крупных участников выкупить у миноритарного участника принадлежащий ему пакет акций или долю по цене, превышающей их рыночную стоимость, или выплатить отступное для прекращения конфликта. Наиболее типичные формы проявления — требование о проведении внеочередных общих собраний с повесткой дня о досрочном прекращении полномочий органов управления и избрание новых; попытка формирования параллельных органов управления; жалобы и иски.

Третью группу составляют конфликты, преследующие цель передела собственности. Данная группа конфликтов направлена на установление контроля над компанией со стороны той или иной группы участников. При этом может быть установлен временный контроль над активами и финансовыми потоками корпорации через создание альтернативных советов директоров, параллельное избрание нескольких генеральных директоров и т.д. Так же может быть получен корпоративный контроль над компанией в результате так называемых недружественных поглощений или банкротств.


Следующий критерий классификации – методы, которые участники конфликтов используют достижения поставленных целей. Эти методы можно разделитьна правовые и неправовые.

Правовые методы – приемы и способы, соответствующие действующему законодательству,применение их не влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Неправовые методы – приемы и способы, не соответствующие действующему законодательству, влекут за собой предусмотренную законом ответственность, либо не нарушают норм действующего законодательства, но являются неэтичными и не соответствуют сложившейся деловой практике в данной сфере правоотношений.

К правовым методам проведения корпоративных конфликтов относятся, в частности, требование созыва совета директоров и общего собрания акционеров корпорации; обращение с заявлением в административные, правоохранительные и (или) судебные органы; приобретение пакета акций, доли или пая корпорации и др.

К неправовым методам относятся такие методы, как создание параллельных органов управления корпорацией; формирование параллельно действующих реестров акционеров в акционерных обществах; подделка учредительных документов, хищение акций; преднамеренное банкротство; недружественные поглощения; дискредитирующие пиар-компании и др. (см.рис.4)

Методы, используемые участниками конфликта

Неправовые

Правовые

Корпоративный шантаж

Созыв Совета директоров

Создание параллельных органов управления

Вывод имущества

Формирование параллельно действующих реестров акционеров

Созыв Собрания акционеров

Дискредитирующие pr-компании

Дисквалификация членов органов управления

Недружественные поглощения

Преднамеренное банкротство

Блокировка финансовых потоков, поставщиков, потребителей

Оказание давления на участников при принятии решений на общем собрании

Завладение противоправными способами акциями, долями, паем

Фальсификация сведений о единоличном исполнительном органе

Подделка учредительных документов

Выкуп акций, долей, паев

Альтернативные процедуры

Обращение в судебные органы

Обращение в правоохранитель-ные органы

Обращение в административные органы

Рис. 4. Классификациякорпоративных конфликтов по критерию


«используемые участниками конфликта методы»

Четвертый критерий классификации – способ прекращения корпоративных конфликтов. По способу прекращения можно разделить корпоративные конфликты на две группы: антагонистские и компромиссные (см.рис.5).

Способ прекращения конфликта

Компромиссные

Антагонистические

Переговоры

Судебные процедуры

Посредничество

Административные процедуры

Примирение

Правоохранительные процедуры

Арбитраж

Рис.5 Классификация корпоративных конфликтов по критерию

«способ прекращения конфликта»

Последний критерий классификации корпоративных конфликтов– последствия корпоративного конфликта для его участников и корпорации. Исходя из данного критерия конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные.

Конструктивные последствия корпоративного конфликта, возникшего из-за различных просчетов и ошибок в сфере управления корпорацией, в результате допущенных нарушений законодательства со стороны менеджмента или участников корпорации, а также по другим причинам, позволяют в результате корпоративного конфликта устранить указанные просчеты, ошибки и нарушения.

Деструктивные последствия корпоративных конфликтов отрицательно отражаются на деятельности корпорации и ее участников. К деструктивным последствиям приводят, как правило, затяжные конфликты, направленные на передел собственности корпорации.

Классифицирование корпоративных конфликтов, как отмечалось ранее, позволяет выявить оптимальный метод реагирования в конкретной спорной ситуации. Например, для конфликтов, целью которых является разрешение текущих противоречий, а также для конфликтов, компромиссных по способу прекращения, предпочтительным будет применение альтернативных процедур разрешения корпоративных конфликтов. В тоже время дляразрешение конфликтов, целью которых является передел собственности или корпоративный шантаж, а также для разрешения конфликтов, антагонистских по способу прекращения, предпочтительным будет применение судебных и административных процедур, обращение в правоохранительные органы.

1.3 Особенности организационно-правовой формы ООО


Общество с ограниченной ответственностью является объединением нескольких физических и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, уставной капитал которого образован за счет вкладов учредителей.

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой юридическое лицо, имеющее собственное название.

Главное достоинство общества с ограниченной ответственностью состоит в том, что платежеспособность каждого участника по обязательствам общества ограничена суммой, которая внесена им в уставный капитал в соответствии с учредительным договором.

Это имеет значение в том случае, если участники ООО собираются брать большие суммы денег в кредит или большое количество товаров на реализацию, либо планируют осуществлять какие-либо рискованные хозяйственные операции.

Общество с ограниченной ответственностью продолжает существовать и в том случае, если некоторые участники решили выйти из него или умерли.

Еще одно преимущество ОООсостоит в том, что дети учредителей могут стать участниками данного общества по наследству.

Общество с ограниченной ответственностью имеет учредительный договор и действует на основании устава.

В учредительный договор включаются:

  • наименование и тип общества;
  • положение об ограниченной ответственности
  • порядок реорганизации и ликвидации
  • предмет и цели хозяйственной деятельности;
  • размер уставного капитала;
  • структура органов управления, порядок управления и т.д.;

Устав должен содержать все основные характеристики общества:

  • тип общества;
  • фирменное наименование и местонахождение;
  • виды хозяйственной деятельности;
  • предмет и цели деятельности;
  • права и обязанности предприятия;
  • процедуры созыва и проведения собраний;
  • права и обязанности директора;
  • размер уставного капитала;
  • состав учредителей;
  • смена директора;
  • описание процедуры финансового контроля и объявления дивидендов, порядок их выплаты;
  • описание процедуры ликвидации и реорганизации;
  • порядок выполнения обязательств перед кредиторами и бюджетом при ликвидации и т.д.

Основные характеристики ООО сведены в таблицу 1

Таблица 1

Основные характеристики общества с ограниченной ответственностью

Виды членства, ограничения

Вид членства — участник. Участником может быть физическое или юридическое лицо (их возможная численность — от 1 до 50). Другое общество не может быть единственным участником, если оно состоит из 1 лица.

Регистрационные документы

Устав, учредительный договор, протокол организационного собрания, заявление о регистрации

Органы управления

Общее собрание участников, дирекция. Количество голосов по соглашению участников оговаривается в учредительных документах (как правило, пропорционально доле в уставном капитале).

Ответственность

Риск убытков разделяется участниками в пределах стоимости вкладов, внесенных в уставный капитал

Прибыль

Прибыль, которая направляется на дивиденды, распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале.

Выход

При выходе участник вправе: получить долю деньгами, натурой, передать ее часть или всю долю другому лицу (участники в этом имеют преимущество право перед третьими лицами).

Плюсы и минусы

Если численность участников превышает 15-20, то снижается чувство собственника и оперативность управления. ООО предпочтительно, если участники не хотят передать все права по управлению узкому кругу лиц.