Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. ЦЕЛИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1.2. ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1.3. ПРИНЦИПЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1 РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ
2.2. ГРАФИК РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧРЕЖДЕНИЯ
ФОРМА № 5А (продолжение)
Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку
Психосоциальная ситуация развития
Актуальный конфликт, время его возникновения________________________
Оценка социальной ситуации в учреждении образования_________________
Оценка семейной ситуации__________________________________________
Психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, контакты) __________________________________________________________________
Самооценка _______________________________________________________
Ситуация в семье
Совместные занятия дома с ребенком _________________________________
Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками___________________
Взаимоотношения родителей с учреждением образования________________
Отношения в семье_________________________________________________
Тип семейного воспитания __________________________________________
ФОРМА № 5Б (продолжение)
Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку
Психологические данные
Интеллектуальные особенности______________________________
Личностные характеристики_________________________________
Зона ближайшего развития__________________________________
Мотивация________________________________________________
Интересы, представления о будущем__________________________
Медицинские данные
_________________________________________________________
Рекомендовано: ____________________________________________
Психологическое заключение: _______________________________
ФОРМА № 5В (продолжение)
Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку
На основании психолого-медико-социального заключения рекомендовано:
Посещение коррекционных занятий ___________________
Специалист________________________________________
За прошедший период произошли следующие изменения:
Рекомендации педагогу: _____________________________
С рекомендациями ознакомлен:
Педагог____________________________________________
Рекомендации родителям: ____________________________
С рекомендациями ознакомлены:
Мать______________________________________________
Отец______________________________________________
- Программа работы педагога-психолога с группой
ФОРМА № 6 (обязательна)
Программа работы педагога-психолога с группой
____________________________________________________________
(указать какой)
1. Составлена психологом Ф.И.О. _____________________________
2. Описание класса (группы):
• психологическая характеристика детей;
• общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).
3 Цели программы (прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи).
4. Этапы реализации программы по месяцам.
5 Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку:
Дата составления _____________
Подпись психолога_________________
Программа коррекционно-развивающей работы. По данному направлению работы у психолога должны быть программы коррекционно-развивающих групповых занятий. Они могут быть разработаны самостоятельно автором-психологом, но тогда они должны быть утверждены методическим объединением психологов (города, района или экспертным советом ГлавУО иПО в зависимости от уровня разработки), программа может быть разработана на основе чужой опубликованной в специальной психологической литературе или полностью другого автора, однако в службе они должны храниться в оформленном виде в соответствии со всеми требованиями.
Приложение 12.
Программа коррекционно-развивающих занятий
Программа «__________________________________________________» название программы
работы педагога-психолога с группой ________________________________
указать какой
Программа составлена на основе_____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Цель программы __________________________________________________
Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)
__________________________________________________________________
Сроки реализации программы ________________________________
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них) __________________________________________________________________
Практическая часть (занимаемое ею место в курсе) ______________________
Список литературы__________________________________________________
Тематический план занятий
№ |
Тема |
Кол-во занятий |
Цели и задачи |
Наименование форм работы, упражнений |
Дата составления «______» _____________________200__ г.
Педагог-психолог ___________________________________
Приложение 13.
ФОРМА № 6А (продолжение)
Результаты психологической работы в классе (группе) _______________
(указать какой)
в _______________уч. году
1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования:
Время проведения |
Тест |
Название исследуемой тестом характеристики |
2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
Время проведения |
Название тренинга |
Тема занятий |
3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
Время проведения |
Тема занятий |
Цель занятий |
Участники |
4. Название форм индивидуальной работы с детьми.
Время проведения |
Тема занятий |
Цель занятий |
Ф.И.0. ребенка (если это была работа с отдельными детьми) |
Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом.
Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой).
Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.
Дата ____________________
Подпись психолога___________________
- Коррекционная работа
Приложение 14.
ФОРМА № 7
(обязательна для учреждений специального образования)
Коррекционная работа
Фамилия___________________ Имя__________________________
Учреждение образования___________________________________
Класс (группа)____________________________________________
Мнение специалиста (индивидуальная коррекция) ______________
Сильные стороны ребенка |
Слабые стороны ребенка |
|
|
Динамика коррекционного обучения:
За прошедший период с _______ по_______ произошли следующие изменения__________________________________________
Рекомендовано: ____________________________________________
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
В коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.
Приложение 15.
Программа
Индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ______________
__________________________________________________________________
ФИО, возраст, класс
Название программы «_____________________________________________»
Программа составлена на основе_______________________________
Цель программы_____________________________________________
Сроки реализации программы___________________________________
Планируемые результаты психологической работы_________________
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них) __________________________________________________________________
Практическая часть (занимаемое ею место в курсе) _________________
Список литературы ________________________________________________
Тематический план занятий
№ |
Тема |
Кол-во занятий |
Цели и задачи |
Наименование форм работы, упражнений |
Дата составления «______» _____________________200 г.
Педагог-психолог ____________________
По данному направлению работы у психолога должны быть программы коррекционно-развивающих групповых занятий. Они могут быть разработаны самостоятельно автором-психологом, но тогда они должны быть утверждены методическим объединением психологов (города, района или экспертным советом ГлавУО иПО в зависимости от уровня разработки), программа может быть разработана на основе чужой опубликованной в специальной психологической литературе или полностью другого автора, однако в службе они должны храниться в оформленном виде в соответствии со всеми требованиями.
8. Программа коррекционно-развивающих занятий
Приложение 16.
ФОРМА № 8
(обязательна для учреждений специального образования)
Программа коррекционно-развивающих занятий
I. Пояснительная записка
1. Актуальность, цель программы |
- в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования) |
2. Задачи |
- в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий |
3. Адресат |
- с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т. д.) |
4. Содержание |
- в виде, раскрывающем содержание разделов |
II. Тематический план занятий по следующей схеме:
Тема |
Цели и задачи |
Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) |
III. Список литературы
Указывается литература, которую могут использовать участники группы.
Ведущий (Ф.И.О., должность)
9. Требования к авторским программам
ФОРМА № 9
(обязательна для образовательных учреждений, реализующих авторские, инновационные программы)
Требования к авторским программам
Критерии оценки авторских программ:
- Научно-практическая новизна.
- Научная обоснованность.
- Актуальность и перспективность.
- Практическая направленность.
- Наличие межпредметных и внутри предметных связей.
- Представленность результатов апробации.
Перечень представляемых документов:
I. Программа:
1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.
2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
4. Список литературы, которую могут использовать обучающие, обучаемые и которую использовал автор.
II. Примерный тематический план.
Направления защиты программы:
- Обоснование выбора курса.
- Цели и задачи курса.
- Содержание курса.
- Ожидаемые результаты.
- Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами).
10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога
ФОРМА № 10 (рекомендована)
Аналитический отчет о работе педагога-психолога
- Цель, объект, предмет исследования. Построение гипотезы. Выбор психодиагностических методик. Разработчик, диагност.
- Представление результатов исследования.
- Анализ полученных данных
- Выводы и рекомендации.
Рекомендации по составлению аналитического отчета педагога-психолога за учебный год
По итогам работы за учебный год педагог-психолог готовит аналитический отчет, который представляется руководителю ОУ. В отчете отражаются все виды деятельности в соответствии с планом работы и журналом учета. Отчет должен включать качественные и количественные (статистический отчет) показатели по направлениям деятельности.