Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 365
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. ЦЕЛИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1.2. ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1.3. ПРИНЦИПЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1 РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ШКОЛЕ
2.2. ГРАФИК РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧРЕЖДЕНИЯ
Качественный анализ деятельности педагога-психолога.
(Примерная структура отчета)
- Общие задачи и направления деятельности в _______учебном году.
Анализируется выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года.
- Анализ профессиональной деятельности по направлениям.
- Диагностическая работа.
- Коррекционно-развивающая работа.
- Консультативная работа с детьми, родителями, педагогами.
- Профилактическая работа.
- Психолого-медико-педагогические консилиумы.
- Просветительская работа.
- Экспертная работа.
- Методическая работа.
- Участие в работе методического объединения.
- Разработка и/или апробация диагностических, коррекционных и развивающих программ.
- Состояние кабинета, пожелания к его усовершенствованию.
- Повышение квалификации.
- В текущем учебном году.
- Потребность в повышении квалификации на будущий учебный год.
- Анализ актуальных проблем профессиональной деятельности.
- Перспективные направления работы на следующий учебный год.
- Мероприятия в общешкольный план работы.
Количественные показатели (статистический отчет) деятельности педагога-психолога (Примерная структура отчета)
Вариант 1.
1. Психодиагностическая работа:
Обследовано детей:
Всего_________
групповое обследование (кол-во обследов.)_________________
(охвач. детей) ____________________
индивидуальное обследование ___________________________
Выявлено детей:
одаренных_____________________________________________
со стойкими трудностями обучения _______________________
с незрелой эмоционально- волевой сферой_________________
с девиантным поведением _______________________________
Обследовано взрослых: всего _____________________________
групповое обследование (кол-во обсл.)_____________________
(охвач. чел.)_______________________
- индивидуальное обследование ___________________________
2. Коррекционно-развивающая работа
Количество проведенных коррекционно-развивающих занятий, тренингов
Проведено индивидуальных коррекционных занятий:
с детьми_________________ со взрослыми ___________________
Проведено групповых коррекционных занятий:
с детьми ________________ охвачено детей ________________
со взрослыми ____________ охвачено чел. _________________
3. Консультативная работа
С детьми:
проведено индивидуальных консультаций __________
проведено групповых консультаций _______________
охвачено детей __________
С педагогами:
проведено индивидуальных консультаций __________
проведено групповых консультаций _______________
охвачено педагогов___________
С родителями:
проведено индивидуальных консультаций ___________
проведено групповых консультаций ________________
охвачено родителей __________
Приложение 17.
4. Психопрофилактическая работа:
Проведено занятий всего: _____________
Для учащихся - __________
Для педагогов - __________
Для родителей - __________
Для учащихся:
Характер проблемы |
Количество занятий |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
Для педагогов:
Характер проблемы |
Количество занятий |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
Для родителей:
Характер проблемы |
Количество занятий |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
5. Участие в работе ПМПк:
Проведено заседаний ПМПк___________
Приложение 18.
6. Выступления на советах, методических объединениях, круглых столах и др.
Всего__________
Для педагогов____________________
Темы |
Категория слушателей |
Количество выступлений |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
Для специалистов__________________
Темы |
Категория слушателей |
Количество выступлений |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
7. Работа с детьми.
Организованы:
1. НОУ (научное общество учащихся)- (число учащихся в нем)
2. Волонтерская группа (число учащихся в ней).
Проведены:
1. Кружки, факультативы психологического содержания_________________
(указать какие)
2. Массовые мероприятия психологического содержания_________________
(указать какие)
8. Другое. _________________________________________________
Педагог – психолог________________ / /
Дата
Приложение 19.
Статистический отчет о работе педагога-психолога
за ______________уч. год.
Вариант 2.
№ |
Вид работы |
Категория |
Количество |
|
1 |
Проведено индивидуальных консультаций: |
Детей - |
||
Родителей - |
||||
Специалистов - |
||||
2 |
Проведено групповых мероприятий: (в т.ч. семинаров, занятий, тренингов) |
С детьми - |
||
С родителями - |
||||
С педагогами - |
||||
3 |
Количество диагностических обследований: |
Детей - |
||
Родителей - |
||||
Педагогов - |
||||
4 |
Количество детей, охваченных психологическим сопровождением |
Коррекционным сопровождением |
||
Развивающей работой |
||||
Коррекционных |
||||
5 |
Количество проведенных занятий: |
Коррекционных |
||
Развивающих |
||||
6 |
Участие в проведении открытых мероприятий |
Района |
||
Города |
||||
Края (области) |
Приложение 20.
Статистический отчет о работе педагога-психолога
за ______________уч.год.
Вариант 3.
Всего приемов детей |
Мальчиков |
Девочек |
|||||||||||||||
Возрастные группы |
|||||||||||||||||
до 3 лет |
3–5 лет |
5–7 лет |
7–10 лет |
10–12 лет |
12–15 лет |
старше 15 лет |
|||||||||||
Всего приемов взрослых |
Родителей |
Педагогов |
|||||||||||||||
Проведено индивидуальных обследований |
Первичных |
Повторных |
|||||||||||||||
Проведено индивидуальных консультаций |
Детей |
Педагогов |
|||||||||||||||
Родителей |
|||||||||||||||||
Проведено групповых консультаций |
Детей |
Педагогов |
|||||||||||||||
Родителей |
|||||||||||||||||
Проведено групповых диагностик |
Для детей |
Кол-во детей на групповой диагностике |
|||||||||||||||
Для взрослых |
Количество специал. / родит, на групповой диагностике |
||||||||||||||||
Проведено индивид. коррекц. занятий |
С детьми |
Со спец. / родит./ педагогами |
|||||||||||||||
Проведено групповых коррекцион. занятий |
С детьми |
Со спец. / родит./ педагогами |
|||||||||||||||
Участие / проведение консилиумов |
Плановых |
Внеплановых |
|||||||||||||||
Проведено семинаров |
Для родителей |
Для педагогов / др. специалист. |
|||||||||||||||
Проведение открытых занятий (уроков) |
Посещение уроков |
||||||||||||||||
Участие в экспертной работе (количество единиц) |
|||||||||||||||||
Вид мероприятия |
Участие в общешкольных мероприятиях в учебном году |
||||||||||||||||
Другие виды работ |
|||||||||||||||||
11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы
ФОРМА №11 (рекомендована)
Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).
2. Обобщенный анализ результатов социобиологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы.
4. Анализ результатов мониторинга ведения курса «Основы жизненного самоопределения» в рамках регионального компонента, «Здоровый образ жизни», «Основы самопознания», «Половое просвещение» и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.
5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до, и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.
7. План работы на следующий учебный год.
8. Перспективы развития службы.
Журнал позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года. Благодаря наличию всего объема информации он может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.
Журнал является документом, позволяющим администрации контролировать деятельность практического психолога образовательного учреждения.
Кроме форм учетно-отчетной документации, которые являются открытыми для различных представителей контролирующих инстанций, у каждого психолога имеются формы документации для служебного пользования в виде протоколов, заключений, сводных таблиц по скринингу и пр. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог разрабатывает рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющих; делает выписки во внешние организации по запросу родителей.
2.2. ГРАФИК РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧРЕЖДЕНИЯ
График работы педагога-психолога образовательного учреждения
Одним из важных документов, регламентирующих работу практического психолога, является «График работы практического психолога», который согласовывается с методистом методического кабинета районного отдела образования, отвечающего за психологическую службу. График утверждается руководителем учебного заведения, в штат которого включена ставка практического психолога.
График работы психолога подается в расписании рабочих часов, с конкретизацией часов, отведенных для работы с учениками/детьми, консультаций для учителей/воспитателей и родителей (приложение 1). Он размещается в общедоступном месте. Один экземпляр графика предоставляется методисту. Об изменениях режима работы необходимо своевременно информировать методиста. отвечающего за психологическую службу.
КАБИНЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАИИ
Многие направления деятельности школьного психолога (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг и т. д.) требуют наличия определённых условий.
Для нормальной работы психолога нужен большой кабинет, но чаще всего эту функцию выполняет обычный класс, также необходима техника: компьютер, закрытым шкафом для хранения различной документации.
Также кабинет должен соответствовать таким условиям. Представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик,
Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Часть, используемая для сеансов тренинга, психологической разгрузки, консультирования, должна быть оформлена особым образом. В кабинете установлены в три ряда 12 кресел, обивка кресел по окраске и фактуре соответствует задней шторе. Кресла глубокие, мягкие, с высокими спинками, мягкими подлокотниками. Стены кабинета могут быть двойные. Наружная часть стены представляет собой подрамник для натягивания живописного холста.