Файл: Построение организационных структур (Методология проектирования).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Понятие и сущность организационных структур организации
1.2. Виды организационных структур управления организацией, их преимущества и недостатки
1.3. Методология проектирования организационной структуры управления
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ХОУМ РИЭЛ ЭСТЕЙТ»
2.1. Общая характеристика ООО «Хоум Риэл Эстейт»
2.2. Анализ внешней среды ООО «Хоум Риэл Эстейт»
2.3. Анализ внутренней среды и организационной структуры ООО «Хоум Риэл Эстейт»
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ХОУМ РИЭЛ ЭСТЕЙТ»
Также необходимо рассмотреть понятия централизации и децентрализации. Термин «централизация» используется для обозначения степени сосредоточения принятия решений в одних руках, что связано с формальной властью. Суть централизованных организаций заключается в разделении процесса принятия решения и процесса его реализации [8;30]. Такие организации весьма затратны, медленно приспосабливаются к изменениям рынка, персонал ограничен в творчестве и инициативе.
На эффективность деятельности организации влияют реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях, политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала, а также полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления. Рациональная структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности производства.
1.2. Виды организационных структур управления организацией, их преимущества и недостатки
Многообразие видов организационных структур связано с различиями в области деятельности, характере и сложности выпускаемых продуктов, размерах, степени дифференциации и территориальном расположении предприятий. В отечественной и зарубежной практике принято выделять два типа организационных структур по уровню дифференциации и интеграции функций управления: механистический (бюрократический) и органический (адаптивный, гибкий).
Механистические структуры - это жесткие структуры, которые не поддаются изменениям. С помощью таких структур невозможно управлять процессами изменений. Органические структуры способны изменяться. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, где присутствует высокий уровень неопределенности в том, когда, где и как выполнить работу и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Сравнительная характеристика механистических и органических организационных структур представлена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Сравнительная характеристика механистических и органических структур управления [17;55]
Механистические структуры |
Органические структуры |
Высокая горизонтальная и вертикальная дифференциация –иерархическая структура авторитета и контроля. |
Высокая/комплексная горизонтальная и вертикальная интеграция — сеть авторитета и контроля основанная на знании. |
Высокая формализация — четко определены роли, ответственность, инструкции и методы выполнения работ. |
Низкая формализация— задания и ответственность переопределяются в зависимости от ситуации. |
Централизация— решения принимаются на высшем уровне управления. |
Децентрализация— решения принимаются наиболее компетентными лицами и/или ответственными за реализацию. |
Стандартизация посредством записанных правил, процедур, инструкций. |
Взаимная корректировка и переопределение задач и методов путем совместного решения проблем и взаимодействия. |
Вертикальные (руководитель–подчиненный) коммуникации в форме инструкций. |
Частые горизонтальные коммуникации, часто в форме консультаций между сотрудниками разных отделов. |
Один из видов механистических организационных структур – функциональная организационная структура (рис. 1).
Исполнители
Рис. 1.1. Функциональная структура управления [17;55]
Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по функциям: маркетинг, бухгалтерский учет, финансы, производство, сбыт. Координация этих функций определяется на уровне, выше которого находится лишь руководитель предприятия. В чистом виде такая структура практически не применяется, а используется в сочетании с линейной. К достоинствам структуры относится высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление функций, освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов, исключение дублирования в выполнении управленческих функций [17;56]. Недостатки – чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач своих подразделений, трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными подразделениями, длительность процедур принятия решений.
К механистическим структурам также относятся линейные структуры (рис. 1.2), которые строятся на основе вертикальной иерархии управления и базируются на строгой подчиненности низшего звена управления высшему.
Рис. 1.2. Линейная структура управления [9;42]
Линейная организационная структура применяется редко, так как может быть эффективна только на небольших предприятиях с минимальной специализацией и простой технологией. К основным достоинствам можно отнести простоту применения на практике, четкие и логичные управленческие связи, ясное разграничение сфер полномочий и ответственности, оперативность принятия решений и простоту контроля выполнения распоряжений [9;42]. В качестве недостатков можно отметить долгое принятие и реализация управленческих решений, запутанные и разобщенные коммуникации между сотрудниками, недостаточную гибкость структуры и информационную перегруженность руководителя [9;43].
Самым распространённым видом структуры иерархического типа является линейно-функциональная. В основу её построения положены линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации. Схема такой организационной структуры управления представлена на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. Линейно-функциональная структура управления [16;313]
Такие структуры наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции и зачастую применяются на предприятиях малого и среднего бизнеса. К достоинствам структуры можно отнести высокую эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков, централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации, а также функциональную специализацию и опыт сотрудников [12;34]. Недостатками при этом являются ответственность за общие результаты работы только на высшем уровне, недостаточная реакция на изменения рынка, достижения в области науки и техники и увеличение времени принятия решений из-за необходимости их согласований [12;35].
При усложнении производства линейно-функциональная структура изменяется с целью снижения уровня централизации, при этом выделяются наиболее подразделения, которыми непосредственно управляет высший менеджмент с помощью своего аппарата управления. Такая структура управления в отечественной литературе известна как линейно-штабная структура (рис. 1.4).
Штаб руководителя подразделения
Штаб руководителя подразделения
Штаб руководителя подразделения
Рис. 1.4. Линейно-штабная структура управления [30]
Штабы ликвидируют один из важнейших недостатков обычной линейной структуры, осуществляя тактическое и стратегическое планирование деятельности в рамках своей службы. К достоинствам относится более глубокая, чем в линейной структуре, проработка стратегических вопросов, некоторая разгрузка высших руководителей и возможность привлечения внешних консультантов и экспертов. В качестве недостатков можно отметить нарушение принципа единоначалия, сложность согласования производственных заданий и программ штаба [30].
К механистическим также относят дивизиональные организационные структуры, в основе которых лежит выделение в составе организации производственных подразделений как самостоятельных объектов управления [17;36]. Ключевыми фигурами становятся руководители производственных отделений.
Существует продуктовая, рыночная и региональная дивизиональная структура. Продуктовая структуризация - это процесс деления организации на отдельные элементы, специализирующиеся по видам продукции, обладающие хозяйственной самостоятельностью и подчиняющиеся главному руководящему органу по вопросам продуктовой политики [1.7]. Продуктовая организационная структура широко распространена как результат перехода международных фирм к децентрализации управления, когда знание продукта и развитие производства в глобальном масштабе приобрели первостепенное значение. Структурная реорганизация на основе продукта допускает делегирование обширных полномочий на нижестоящий уровень руководства по изготовлению конкретного продукта (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Дивизиональная продуктовая структура управления [23]
Дивизиональная рыночная структура (потребительская специализация) представлена на рисунке 1.6.
Рис. 1.6. Дивизиональная рыночная структура управления [23]
Такая структура предусматривает группировку подразделения вокруг определенных групп клиентов. Такой вид организационной структуры управления предусматривает максимальную эффективность и индивидуальный подход к каждому отдельному клиенту для достижения предельно высокого результата и развития прибыльности компании.
Если деятельность компании распространяется на несколько регионов, но при этом в каждом из них нужно использовать индивидуальную стратегию, то в таком случае лучше всего, чтобы использовать дивизиональная структура, которая основывается на территориальном принципе (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Дивизиональная структура управления с географической специализацией отделений [24]
При этом все сотрудники в определенном регионе подчиняются одному руководителю, который уже несет, в свою очередь, непосредственную ответственность перед высшим руководящим составом компании [17;55]. Основные достоинства и недостатки дивизиональной структуры управления – усиление межфункциональной координации по каждому продукту, рынку и внутри регионов; рост возможностей получения выгод от экономии на размерах при продуктовой специализации. К недостаткам относится дублирование ресурсов и функций в аппаратах управления и, как следствие, рост управленческих затрат, сложность разделения задач между уровнями управления по всей вертикали и в распределении ответственности за результаты, усложнение централизованной координации [8;31].
Далее будут рассмотрены органические структуры управления, к которым относятся проектная и матричная структуры. Под проектной структурой управления понимается временная организация, создаваемая внутри существующей организации или вне ее, для решения конкретной задачи - разработки проекта и его реализации. Проектная организационная структура управления представлена на рисунке 1.8.
Рис. 1.8. Проектная организационная структура [8;31]
К достоинствам проектной структуры относится интеграция различных видов деятельности компании в целях получения высококачественных результатов по определенному проекту, комплексный подход к реализации проекта или решению проблемы, концентрация всех усилий на решении одной задачи, на выполнении одного конкретного проекта и активизация деятельности руководителей проектов и исполнителей в результате формирования проектных групп [17;56]. В качестве недостатков можно отметить дробление ресурсов между проектами, усложнение развития компании как единого целого, очень высокие требования к руководителю проекта, сложность взаимодействия большого числа проектов и частичное дублирование функций [17;56].
Матричная структура представляет собой решетчатую структуру, в которой организация управления по функциям осуществляется начальниками отделов [8;32]. Организация выполнения проектов осуществляется руководителями проектов. Эта структура построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны – непосредственному руководителю функциональной службы, с другой стороны – руководителю проекта, который наделен необходимыми полномочиями в соответствии с запланированными сроками выполнения данного проекта (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Матричная структура управления [29]
Такие структуры применяются многопрофильными предприятиями со значительным объемом НИОКР и холдинговыми предприятиями. К основным достоинствам матричной структуры можно отнести улучшение и рост информационного обмена в организации и сбалансированную ориентация развития. К недостаткам относится возможный рост конфликтности, который может снизить быстроту реакции на изменения, а также двойственность полномочий и подчинения [24].
Таким образом, научное обоснование формирования организационных структур управления представляет собой актуальную задачу современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике [8;33].
1.3. Методология проектирования организационной структуры управления
В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. В основу методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала формулируются цели, затем — механизм их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики [23].
Организационная структура является сложной характеристикой системы управления. В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления, многие из которых появились лишь в последние годы. Каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы построения организационной структуры аппарата управления и должен применяться в сочетании с другими.
Содержание процесса формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение, разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления [8;40]. Можно выделить три крупные стадии этого процесса:
- формирование общей структурной схемы аппарата управления;
- разработка состава основных подразделений и связей между ними;
- регламентация организационной структуры [24].