Файл: Построение организационных структур (Методология проектирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика предопределяет функционирование современных организаций в условиях высокой конкуренции. Помимо этого, скорость изменений, протекающих во внешней среде, является чрезвычайно высокой. Такое может быть обусловлено рядом причин, среди которых стремительное развитие высоких технологий, ведущее к беспрепятственному обмену информацией, другая причина – глобализация мировой экономики, кроме того следует отметить и ускорение темпов принятия решений, проведения изменений, а значит и присутствует необходимость быстрого приспособления к ним.

Для соответствия требованиям внешней среды, требуется изменить внутреннее устройство, то есть организационную структуру, и, кроме того, систему управления, в рамках которой создается тот или иной вид структуры. Таким образом, существует основание для проведения в организациях процесса реструктуризации, и, в том числе, совершенствования организационной структуры. Приведение структуры организации в соответствие с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления. При этом в качестве причин проведения мероприятий по совершенствованию организационных структур управления можно отметить неудачи при реализации иных мер по снижению роста издержек, повышению производительности или привлечению новых финансовых ресурсов. Другой причиной может быть рост масштаба деятельности организации. При этом возможны несущественные изменения в структуре, однако вероятно затруднение координации, перегрузка руководителей, ухудшение функционирования предприятия.

Слияние двух или более организаций также обязательно вносит необходимость изменений в организационную структуру управления. Помимо этого, научные достижения в области управления оказывают все большее влияние на современные организационные структуры и процессы, что приводит к появлению новых должностей и функциональных подразделений, изменению процессов принятия решений.

Долгосрочное комплексное развитие компании предполагает приведение организационной структуры управления в соответствие с целями управления. Для достижения указанного соответствия требуется разработка и поэтапная реализация системной концепции организационной перестройки.

Создание эффективной организационной структуры управления является основным условием успешной адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды. В практике организационного проектирования важна не только оценка эффективности действующей организационной структуры компании, но также и сравнение различных вариантов ее совершенствования, для обеспечения выбора наиболее оптимального из них. Адекватность типов и уровней развития организационных структур управления характеру, динамике, а также типу экономической системы государства является одним из наиболее актуальных вопросов в системе обеспечения эффективности экономики любого государства. Переход к эффективным организационным структурам управления, в основе которых лежат научные принципы, является главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления. Таким образом, выбранная для написания выпускной квалификационной работы тема является актуальной.


Цель курсовой работы – разработка предложений по совершенствованию организационной структуры ООО «Хоум Риэл Эстейт».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты построения организационных структур управления;
  2. Проанализировать существующую организационную структуру управления;
  3. Предложить пути совершенствования организационной структуры управления.

Объектом исследований выступает социально-экономическая система ООО «Хоум Риэл Эстейт». Предмет изучения – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе проведения организационных преобразований.

Методологию исследований в выпускной квалификационной работе составляют экспертный метод, метод аналогий (для разработки проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры компании), метод расчленения (для изучения работы отделов компании).

Основными источниками для написания работы послужили работы отечественных и зарубежных авторов: М. Дж. Хэтч, Б.З. Мильнер, Л.С. Ружанская, Е.Ф. Яськов, А.О. Блинов, Кузнецов Ю.В.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе на основе положений теории организации исследуется сущность проблемы. На основе теоретических положений и обобщений существующих точек зрения раскрывается понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия, рассматриваются типы организационных структур, их преимущества и недостатки, проблемы и пути их решения, а также методология проектирования и совершенствования организационных структур управления.

Во второй главе выполняется анализ организационной структуры компании ООО «Хоум Риэл Эстейт» в соответствии особенностями в данной области исследования, а также анализ внутренней и внешней среды функционирования компании.

Третья глава содержит проект по совершенствованию организационной структуры ООО «Хоум Риэл Эстейт», разработанный на основе проведенного анализа, а также ожидаемый эффект от его реализации.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ


1.1. Понятие и сущность организационных структур организации

Структура организации представляет собой устойчивые взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации и создаются с целью обеспечения координации и контроля деятельности подразделений и работников. В них выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни.

Элементы – это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ [8;24]. Отношения между элементами обеспечиваются связями, которые можно подразделить на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, возникающие при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, в соответствии с разделением управленческого труда связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями. Функциональные связи возникают при движении информации и управленческих решений по функциям управления. Все виды связей поддерживают необходимое единство и координацию действий отдельных звеньев структуры, что обеспечивает непрерывность управленческого процесса.

Структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации [16;313]. При этом построение организационной структуры управления требует:

- группировки всех видов работ по функциям, обязанностям или задачам;

- формирования соответствующих отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей;

- установления полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами и индивидами по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач;

- формирования каналов коммуникаций и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и по горизонтали [20;41].

В таком случае, необходимо рассмотреть определение таких понятий, имеющих непосредственное отношение к структуре управления, как «полномочия», «ответственность» и «делегирование».

Полномочияограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчинённых на выполнение определённых задач [20;41]. Ответственность – обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение [20;41]. Полномочия и ответственность связаны между собой: полномочия без ответственности создают условия для неограниченной власти, а передача ответственности без предоставления необходимых полномочий – это характеристика безграмотного и безответственного отношения лица к собственным обязанностям.


Делегирование представляет собой передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование полномочий может быть использовано в следующих случаях [8;26]:

- Если оно позволяет руководителю выделить время на решение важных вопросов высшего звена управления;

- При чрезмерной занятости руководителя во избежание срыва графика выполнения заданий;

- Если подчиненный может сделать эту работу не хуже руководителя [14;36].

При этом важно отметить, что передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом, а каждый подчиненный должен точно знать, перед кем он несет ответственность. Руководитель должен принимать решения в пределах своих полномочий. Передаются только полномочия, ответственность же несет руководитель.

В теории и практике управления сформировался принцип, согласно которому все виды работ должны быть сгруппированы таким образом, чтобы работник отчитывался только перед одним руководителем. Число работников, подчиняющихся одному руководителю, должно определяться и быть ограниченным. Увеличение числа подчиненных ведет к росту количества взаимосвязей, находящихся под контролем руководителя. Чрезмерное сужение нормы управления является причиной увеличения количества управленческих уровней, сверхцентрализации власти, повышения административных расходов и роста проблем в результате ослабления взаимосвязей между верхним и нижним уровнем пирамиды организационной структуры управления [14;36].

Существует формула, известная как «формула Грайчунаса», для определения количества потенциальных контактов (взаимосвязей) руководителя с различным числом подчиненных [1.10]:

, (1)

где n – количество подчиненных [14;37].

Математический анализ потенциальных взаимосвязей, проведенный Грайчунасом, демонстрирует, что при взаимодействии руководителя и подчиненных происходят многочисленные сложные социальные процессы, а также идет обвальный процесс возрастания числа и сложности этих процессов на каждого очередного подчиненного [14;38]. На практике такого не наблюдается, но выводы, сделанные Грайчунасом, являются предостережением от чрезмерного увеличения числа подчиненных и говорят о необходимости уменьшения числа коммуникаций за счет предоставления большей самостоятельности подчиненным.

В теории организаций указывается, что для определения числа подчиненных одного руководителя, необходимо учитывать такие факторы, как требуемый контакт, уровень образованности подчиненных, способность людей к общению. В практической деятельности предприятий количество подчиненных не является фиксированным.


Размер организации оказывает значительное влияние на сложность управления. В таблице 1 представлены затруднения, вызываемые ростом масштаба деятельности организации. Указанные в таблице данные получены на основе обобщения достаточно широкого круга экспериментальных данных.

Таблица 1.1.

Влияние размеров предприятия на характер организационных проблем [8;26]

Число работников, чел.

Организационная проблема

Возможные действия или решения

Любой размер

Формулирование целей

решение о разделении работ

10

Установление ответственности

расстановка персонала

50-100

Делегирование большого числа управленческих функций

Определение объема контроля и установление лимитов

50-300

Снижение нагрузки руководителей

Назначение помощников

100-400

Определение новых функций

Расширение числа специалистов

100-500

Координация управленческих функций

Формализация механизма группового принятия решений

500 и выше

Баланс между контролем и делегированием полномочий

Разработка процедуры децентрализации управления

В интересах повышения эффективности управления организация разделяется на структурные блоки — отделы, службы, департаменты. Такой подход называется департаментализационным. В настоящее время теория организаций сформировала четыре вида департаментализационных подходов [11;29]:

1. Функциональная департаментализация. При этом работников группируют в соответствии с функциями, выполняемыми в рамках фирмы,— производство, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, сбыт, управление персоналом.

2. Другой часто встречающийся подход — создание группы на территориях, где за деятельность отвечает конкретный руководитель. Для больших организаций подобная департаментализация очень важна.

3. Производственная департаментализация. Создание производственных подразделений становится целесообразным при увеличением масштаба организации. Деятельность и персонал в них группируются по видам продукции и технологиям.

4. При проектной департаментализации персонал сосредоточен в подразделениях временно, под текущий проект. За все виды деятельности отвечает руководитель проекта, и после завершения работы персонал переводится на другие проекты [17;53].