Файл: Теория человеческих потребностей Маслоу (исследование теоретических и методологических аспектов темы).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теория человеческих потребностей А. Маслоу
1.1 Изучение теории человеческих потребностей А. Маслоу
1.2 Практическое применение теории А. Маслоу
1.3 Модель потребностей общества на основе пирамиды А. Маслоу
2 Анализ системы мотивационного механизма в ООО «Паритет»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО ТД «Паритет»
2.2 Анализ мотивационного механизма в ООО «Паритет»
3 Совершенствование мотивационного механизма в ООО «Паритет»
3.1 Проблемы в мотивации сотрудников ООО ТД «Паритет»
3.2 Рекомендации по улучшению мотивации сотрудников ООО ТД «Паритет»
ВВЕДЕНИЕ
Основная идея всех содержательных теорий мотивации состоит в том, что поведение человека на работе определяется его неудовлетворенными потребностями, которые заставляют его действовать именно так, а не иначе. Поэтому для достижения максимальной отдачи на рабочем месте менеджеру важно понять, какие именно потребности наиболее актуальны для сотрудников, и предоставить возможности для их удовлетворения.
Первоначально теория потребностей была предложена американским психологом русского происхождения Абрахамом Маслоу (Abraham Maslow), лидером гуманистической психологии, в 1943 г [3]. Сама по себе она никогда не предназначалась для менеджмента или организаций, ученого волновали проблемы социальной психологии. На формирование теории оказали влияние достижения в области биологии, антропологии, клинической психологии и психоанализа. Несмотря на это, иерархия потребностей стала тем фундаментом, который обеспечил исходную позицию для большинства последующих исследований Д. МакГрегора (Douglas McGregor), Ф. Герцберга (Frederick Irving Herzberg), К. Аль- дерфера (Kleyton Pol Alderfer). Став одной из самых известных и наиболее значимых теорий мотивации, она нашла применение не только в сфере управления, но и во многих других научных областях: маркетинге, рекламе, в науке о поведении потребителей..
Очевидно, что иерархия потребностей А. Маслоу актуальна и требует более углубленного изучения в целях ее практического применения в современном менеджменте.
Актуальность темы, обусловлена тем, что в последнее время наблюдается тенденция увеличения интереса и внимания к проблемам труда, внутриорганизационных отношений, анализу состояния и перспектив развития трудовой активности в связи с тем, что оценка состояния дел в сфере труда – необходимое условие правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по эффективному решению проблем в области экономики.
Объект исследования – теория потребностей А. Маслоу.
Предмет исследования – практическое применение теории потребностей А. Маслоу.
Цель исследования – исследование теоретических и методологических аспектов темы – Теория человеческих потребностей А. Маслоу.
Задачи работы:
Основные теории и модели мотивации труда персонала;
Теории мотивации в отечественной и зарубежной литературе;
Изучение теории человеческих потребностей А. Маслоу;
Практическое применение теории А. Маслоу;
Модель потребностей общества на основе пирамиды А. Маслоу
В работе использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
Теоретический анализ использовался для выявления прогрессивных тенденций в теории и практике управления персоналом. Теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; системный подход послужил для целостного рассмотрения проблемы.
Эмпирические методы: изучение литературы и материалов в сети Интернет; изучения организационно-управленческой структуры Гипермаркет «Наш»; исследование и обобщение эффективной деятельности механизма мотивации в организации.
Информационную базу настоящей работы составили нормативные акты Российской Федерации, учебные пособия, периодические издания, материалы научных конференций и семинаров, информационные данные сети Интернет по системы мотивации менеджеров на предприятии.
Работа имеет следующую структуру: введение, основная часть и заключение.
1. Теория человеческих потребностей А. Маслоу
1.1 Изучение теории человеческих потребностей А. Маслоу
Маслоу утверждал, что основные пять типов потребностей почти всегда идут в порядке, показанном на рисунке 1 [35, c. 98].
Рисунок 1 – Пирамида Маслоу
Согласно теории А. Маслоу все человеческие потребности можно разделить на пять основных категорий: физиологические; потребность в безопасности; социальные; потребность в уважении и потребность в самоактуализации. Их удовлетворение происходит в определенном порядке: от более низкого уровня (физиологические потребности) к более высокому (потребность в самоактуализации). Это означает, что до тех пор, пока не удовлетворены низшие потребности, человек не будет стремится к удовлетворению высших потребностей. Таким образом, формируется пятиуровневая иерархия, которую графически часто представляют в виде треугольника или пирамиды (табл. 1). Причем вершина пирамиды гораздо уже ее основания. Отсюда следует, что лишь небольшое число людей достигает удовлетворения высших потребностей.
Таблица 1 – Пирамида потребностей
Рассмотрим более подробно каждую категорию потребностей и возможности по ее удовлетворению на рабочем месте.
Физиологические потребности включают в себя потребности в еде, питье, сексе и сне. Это самые насущные и самые мощные из всех потребностей. А. Мас- лоу отмечает: «человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физиологический голод, а не эмоциональный» [3, с. 79].
Что касается организационного контекста, то подобная ситуация, когда работники движимы, прежде всего, потребностями физиологического уровня, достаточно редка. Только в чрезвычайных ситуациях (войны, стихийные бедствия) сотрудники организации могут остановиться на этом уровне иерархии.
Как менеджерам современных организаций удовлетворить физиологические потребности своих сотрудников? В первую очередь целесообразно установить такой размер заработной платы, который обеспечивал бы адекватный уровень жизни, позволяющий человеку покупать продукты питания, одежду и иметь подходящее жилье. Также важно создать благоприятные физические условия работы (теплое помещение, равномерное освещение, чистый воздух и т. д.), предусмотреть перерывы для обеда. Для поддержания физического здоровья работников некоторые организации предоставляют возможности по посещению спортивных клубов и т. п.
Потребность в безопасности активируется после удовлетворения физиологических потребностей. Это достаточно обширная категория, которая включает в себя потребность в физической и межличностной безопасности; в защите; в стабильности; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе [3, с. 83]. А. Маслоу отмечает, что в мирном, стабильном, отлажено функционирующем обществе потребность в безопасности, как правило, удовлетворена. Однако в периоды революционных перемен, социальных потрясений и экономических кризисов эта потребность становится наиболее насущной и определяет поведение человека.
Как менеджерам в практике управления персоналом удовлетворить потребность в безопасности у своих сотрудников? Как правило, это гарантия сохранения рабочего места и своевременной выплаты заработной платы, различные виды страхования (медицинское, пенсионное, страхование жизни), обеспечение безопасных условий труда.
Рассмотренные выше две потребности - физиологические и потребность в безопасности - относятся к низшему уровню или первичным потребностям. Это врожденные потребности, заложенные в нас генетически. А. Маслоу считал, что человек, удовлетворивший эти потребности, стремится к удовлетворению высших потребностей или вторичных. Именно это стремление означает движение в сторону психологического здоровья:
«Жизнь на более высоких мотивационных уровнях означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни, меньшую подверженность болезням, лучший сон, аппетит и т. п.» [3, с. 157].
Потребность в принадлежности или социальные потребности становятся активными после того, как достаточно удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности. А. Маслоу отмечает, что именно на этом этапе «мотивационная спираль начинает новый виток»: «человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями... Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека, он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзает чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга» [3. с. 86-87].
Таким образом, социальные потребности связаны с желанием принадлежать к какой-либо социальной группе (иметь семью, друзей), с желанием нравиться другим людям, быть принятым в определенном обществе.
Дальнейшие исследования социальной потребности позволили психологам разделить ее на две составляющие [1, с. 522]: потребность в принадлежности и
потребность в близости. Первая связана с количеством социальных контактов. Это означает, что человек с высокой потребностью в принадлежности стремится к установлению многочисленных позитивных контактов с другими людьми. Тогда как для индивида с высокой потребностью в близости важно не количество, а качество социальных контактов. Согласно исследованиям Дж. Мак Адамса (D.P. McAdams) такие люди, как правило, имеют немногочисленный круг друзей, но это по-настоящему сердечные, доверительные и очень близкие взаимоотношения [1, с. 523].
Подобное разделение социальной потребности возможно также связать с понятиями «экстраверсии» и «интроверсии». На наш взгляд, очевидно, что человек с высокой потребностью в принадлежности по своей сути экстраверт, а для индивида с высокой потребностью в близости скорее характерны черты интроверта.
Как современным менеджерам удовлетворить социальные потребности своих сотрудников? Если большая часть коллектива - люди с высокой потребностью в принадлежности, то следует создавать дополнительные возможности для общения как в стенах офиса (например, совместные вечеринки по праздникам), так и вне (выезд в дома отдыха, на пикники, участие в спортивных и других общественных мероприятиях). Если сотрудники организации в основном люди с высокой потребностью в близости, то особые усилия стоит направить на установление доверительных взаимоотношений в коллективе и создание соответствующего психологического климата, опирающегося на семейные, родственные и дружеские связи. Можно предположить, что только в организациях, применяющих теорию управления Z и использующих достоинства японского менеджмента, уровень удовлетворения потребности в близости всегда достаточно высокий.
Для людей, стремящихся удовлетворить социальные потребности на рабочем месте, важно осознавать свою принадлежность к организации, быть частью единой команды. Интересным представляется наше практическое наблюдение о том, что сотрудники с активной социальной потребностью могут негативно отнестись к переходу на новое рабочее место (например, перевод в новый филиал компании), если это нарушает устоявшиеся рабочие отношения.
Также следует учитывать, что, по-нашему мнению, социальные потребности становятся наиболее активными в кризисные периоды, например, при угрозе поглощения организации, сокращения видов ее деятельности или закрытия. В подобных условиях работники стремятся снизить неопределенность ситуации путем сбора максимума информации о том, что происходит. Они объединяют свои усилия и пытаются устранить проблему.
Потребность в уважении и признании подразделяются на два класса: самоуважение и уважение со стороны других людей. Самоуважение связано с потребностью человека в достижениях, ощущением собственной компетентности, уверенности, независимости и свободы. Уважение со стороны других людей включает потребность в репутации или престиже, в завоевании статуса, внимания, признания, славы.
А. Маслоу отмечает, что удовлетворение потребности в уважении и признании порождает у человека: «чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности» [3, с. 89].
Как современным менеджерам по персоналу удовлетворить потребность в уважении и признании у своих сотрудников? Первый аспект потребности, самоуважение, можно удовлетворить путем поручения более трудных задач, делегирования дополнительных обязанностей и ответственности, которые помогут сотрудникам почувствовать и продемонстрировать их компетентность. Второй аспект, уважение со стороны окружающих, как правило, реализуется через публичное признание профессиональных успехов сотрудников. Например, продвижение по служебной лестнице, предоставление отдельного кабинета, специальные награды, присуждение звания «лучшего работника месяца» и др. Несмотря на существующее разнообразие мероприятий, мы считаем, что в современных российских организациях сотрудникам достаточно сложно удовлетворить потребность в уважении и признании на рабочем месте.