Файл: Теория человеческих потребностей Маслоу (исследование теоретических и методологических аспектов темы).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теория человеческих потребностей А. Маслоу
1.1 Изучение теории человеческих потребностей А. Маслоу
1.2 Практическое применение теории А. Маслоу
1.3 Модель потребностей общества на основе пирамиды А. Маслоу
2 Анализ системы мотивационного механизма в ООО «Паритет»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО ТД «Паритет»
2.2 Анализ мотивационного механизма в ООО «Паритет»
3 Совершенствование мотивационного механизма в ООО «Паритет»
3.1 Проблемы в мотивации сотрудников ООО ТД «Паритет»
3.2 Рекомендации по улучшению мотивации сотрудников ООО ТД «Паритет»
В итоге всё, без чего общество не может существовать, на данном этапе своего развития, следует относить к уровню фундаментальных потребностей. Отсутствие наиболее ключевых составляющих данного уровня может повлечь остановку развития данного общества либо его гибель.
В отношении космоса, данный уровень, выражается удовлетворением потребности в Космическом Пространстве, Космических Экологических ресурсах, Потребностями в Космических Материальных Ресурсах и Сырье, потребности в Космическом Производстве, и потребности в Аэрокосмическом Образовании.
Ко второму уровню - Экзистенциальных потребностей, относятся потребности характеризующие качество существования общества. Данный уровень включает в себя потребности в безопасности существования, комфорте, постоянства условий жизни, и, конечно потребность в Мире (в смысле отсутствия войны).
В отношении космоса, данный уровень, выражается в потребности космической безопасности, защиты планеты и человечества от угроз космического происхождения. Также актуальны и комфортные, и мирные составляющие космосоориентированных потребностей. Под ними подразумеваются потребности в комфортном существовании в космическом пространстве и потребность в отсутствии космических войн.
Третий уровень - Социально-межличностный - характеризуется потребностями трёх групп: внутриобщественные, межобщественные, гиперобщественные. К внутриобщественым - относятся: потребность в средствах коммуникации (почта, телеграф, телефон, Интернет-связь и т.д.); потребность в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение, Интернет информаторы и т.д.); потребность в общественных и политических объединениях; потребности в социализации, социальном контроле, социальной помощи и других социальных механизмах. К межобщественным - относятся: потребности в принадлежности к определённым категориям и группам обществ, в установлении межобщественных и межгосударственных контактов, в налаживании социальнополитических и экономических связей, установлении мирных, дружеских и партнёрских отношений и так далее. К гиперобщественным потребностям можно отнести потребности в установлении надобщественных отношений, под которыми подразумевются и межвидовые, и межпланетные отношения, в том числе поиск и установление контакта с внеземными формами существования. То есть в данной группе объединяются потребности общества и в поиске возможных нечеловеческих земных цивилизаций, и в поиске инопланетных цивилизаций, с последующим установлением контакта и так далее.
Престижный уровень общественных потребностей также как и предыдущий уровень можно разделить на три группы: внутриобщественные, межобщественные, гиперобщественные. К внутриобщественной группе следует отнести потребность в самоуважении, гордости за определённые достижения и успехи. Межобщественная группа - характеризуется стремлениями общества к достижению уважения к нему со стороны других, признании его в мировом сообществе, в достижении и демонстрации своего успеха. Гиперобщественные потребности - фактически продолжают аналогичные потребности социально-межличностного уровня аналогично межобщественной группе данного уровня.
Уровень «Познание и Исследования» определяется в основном любопытством человека и технико-экономическими потребностями. С одной стороны потребности данного уровня для общества являются интеграцией потребностей в познании самих себя и своего окружения, понимания законов окружающего мира и принципов управления его элементами. С другой стороны потребности данного уровня возникают в результате хозяйственной деятельности общества и связано с желанием экономить время, силы, ресурсы, а также решать научно-технические и экономические проблемы, создавать больше новых благ. Данные потребности включают в себя не только научное любопытство, но и ненаучное, то есть потребность некоторых индивидуумов знать, что делает сосед, звезда и вообще быть в курсе последних событий и сплетен.
Уровень Эстетических и Экологических потребностей основывается на потребности человека и общества находиться в гармонии с окружающей средой. К эстетическим потребностям общества можно отнести: Потребность в различных видах порядка (общественном, правопорядке,
экономическом и иных); потребность в системе общественно значимых процессов, явлений, элементов, в том числе в наличии определённой политической системы, экономических, гуманитарных, военных системах и других; потребность в сбалансированности общественно значимых процессов, явлений, элементов, в том числе экономической, политической, общественной и иной обстановки; потребность в завершённости различного рода общественно значимых проектов, процессов, программ; потребность в эстетичности объектов окружающей среды, в том числе в благоустройстве населённых пунктов; потребности в эргономичности объектов окружающей среды; потребность в культурных ценностях, в объектах культуры; потребность в чистоте окружающей среды, как локальной, так и глобальной; потребность в экономии ресурсов и времени. В рамках данного уровня потребности, сейчас всё острее становится потребность в решении космических экологических проблем, касающихся проблемы космического мусора. Самоактуализация. Потребности в самоактуализации для общества имеют самый разный характер, как и для личности. С одной стороны, это стремление к более полному выявлению и развитию своих возможностей, стремление к самосовершенствованию. Для России, в этом плане, важно осознание ограниченности ресурсооснованных возможностей, касающиеся добычи, экспорта углеводородного и другого сырья, и развитие своих инновационных возможностей.С другой стороны, это достижение своей миссии, или призвания. Например, к этой категории можно отнести: миротворческая миссия; миссия в свершении мировой революции; миссия в установлении мирового господства; миссия в служении богу или иным религиозным целям; миссия в поиске внеземных цивилизаций и установлении с ними контакта; миссия в достижении какой-либо мечты человека или его идеи.
Потребность в достижении какой-либо мечты или идеи человека, общества - является самой важной для неё, интегрирующей все остальные. Выявление и развитие своих возможностей служит важнейшим инструментом для удовлетворения всех потребностей общества. Осознание потребностей данного уровня, их формулировка и стремление к достижению - является важнейшим, если даже не самым важным, этапом в жизни личности и общества.
Для управления страной как крупномасштабной системой, предлагается использовать модель потребностей общества, созданную на основе «Пирамиды потребностей индивидуума». Модель разделяет потребности общества на уровни, удовлетворение которых связано между собой. Использование модели потребностей общества при разработке стратегий управления страной, отраслями, компаниями и крупными проектами, позволит учесть все общественные потребности и упорядочить программы, проекты и задачи, для их пропорционального удовлетворения.
В частности, использование предлагаемой модели, для анализа состояния аэрокосмической отрасли, позволит разрабатывать стратегии её развития, в рамках инновационной стратегии страны.
Инновационная переориентация экономики России неразрывно связана с удовлетворением потребностей общества, а использование соответствующей модели позволит повысить эффективность проводимых правительством мероприятий по её переориентации.
Построение инновационной экономики России представляется возможным в форме создания космосоориентированной инновационной экономики. При этом такая экономика должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей общества, через создание благ.
2 Анализ системы мотивационного механизма в ООО «Паритет»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО ТД «Паритет»
Об ООО ТД «Паритет» можно говорить как об одной из крупнейших компаний-производителей домашнего текстиля, предоставляющей весь комплекс текстильного оформления: от индивидуального проектирования интерьеров до изготовления предметов декора.
Основным направлением деятельности ООО ТД «Паритет» является комплексное текстильное оформление интерьера. ООО ТД «Паритет» специализируется на создании текстильного декора гостиниц, отелей, санаториев, ресторанов, развлекательных комплексов, государственных монополий, организаций искусства и культуры.
ООО ТД «Паритет» имеет четыре основных бизнес-направления: сеть розничных салонов текстильного декора; сеть салонов костюмно-плательных тканей; фабрика домашнего текстиля; корпоративные продажи. Всего под брендом ООО ТД «Паритет» открыто 4 салона. Рассмотрим организационную структуру компании (рисунок 2.1).
Рисунок 4 – Организационная структура ООО ТД «Паритет»
Исходя из данного рисунка 4, можно сказать, что в компании линейно-функциональная организационная структура.
2.2 Анализ мотивационного механизма в ООО «Паритет»
Для того чтобы провести анализ мотивационного механизма необходимо провести SWOT-анализ, чтобы выявить слабые и сильные стороны компании.
Таблица 2 – SWOT-анализ
Внешняя среда Внутренняя среда |
Возможности «О» — OPPORTUNITIES |
Угрозы «Т» — THREATS |
Возрастание потребности в оформлении интерьера; Развитие информационных и коммуникационных технологий; Увеличение темпов роста расходов на непродовольственные товары и услуги |
Появление на рынке других компаний, занимающихся текстильным декором; Негативные последствия демографической ямы в сфере образования Упадок текстильной промышленности в России |
|
Сильные стороны «S» - (Strengths) |
II Сила + возможности |
I Сила + угрозы |
Стратегия маркетинга; Развитая розничная сеть; Известность; Организация поставок, пошива |
Реклама салонов, как центров, где можно получить качественные дизайнерские услуги; Активные продажи; Акцент на опыт и известность компании |
Использование положительного имиджа для выхода на сегмент «средний плюс» и «премиум»; Повышение имиджа компании как работодателя для привлечения высококвалифицированных специалистов; |
Слабые стороны «W» - (Weaknesses) |
III Слабость + возможности |
IV Слабость + угрозы |
Стратегия управления персоналом; Качество обслуживания; Формализация бизнес-процессов; |
Разработка новой стратегии человеческих ресурсов; Формализация технологии продажи других бизнес-процессов; Повышение качества обслуживания для перехода на другой сегмент |
Потеря клиентов из-за некачественных дизайнерских услуг; Потеря высококвалифицированных специалистов |
Так у компании есть большие проблемы с формированием мотивационного механизма и с управлением персоналом и формализацией бизнес процессов, но при этом есть все возможности для выхода розничных салонов текстильного декора на более дорогой сегмент, то ООО ТД «Паритет» необходимо устранять эти недостатки в первую очередь.
Одним из основных минусов мотивационного мезанизма в управлении персоналом ООО ТД «Паритет», снижающим его эффективность и, соответственно, негативно влияющим на работу персонала и результаты его труда, является то, что существующий отдел по работе с кадрами не отвечает современным требованиям. Также мотивационному механизму присущ ряд недостатков, снижающих его эффективность, среди которых можно выделить:
установление недостижимых бонусов;
премирование за чужую работу и отсутствие нормативных положений, регламентирующих систему нематериального стимулирования.
Для того чтобы осуществлять поддержку мотивационного механизма, необходимо регулярно получать информацию о том, как сотрудники ООО ТД «Паритет» оценивают перечисленные выше условия. Для этого время от времени необходимо проводить интервью с ключевыми работниками и неформальными лидерами в ООО ТД «Паритет» с использованием специально разработанной анкеты (Приложение А). Анкета содержала 22 вопроса и состояла из открытых и закрытых (дихотомических, семантических дифференциалов, многовариантных) вопросов.
Как было установлено в ходе изучения путей и проблем формирования мотивационного механизма в теории менеджмента особое место в системе мотивационного механизма занимает модель компетенций, которая задает стандарты поведения сотрудников, ведущие к достижению корпоративных целей, а также определяет критерии при подборе и оценке персонала. Модель компетенций, используемая в ООО ТД «Паритет», предполагает ее разделение на два уровня: уровень "Сотрудник" и уровень "Руководитель". Все компетенции в ООО ТД «Паритет» оцениваются по 5-балльной шкале по следующим значениям:
- "не соответствует требованиям" - 1;
- "соответствует некоторым требованиям" - 2;
- "полностью соответствует требованиям" - 3;
- "превышает некоторые требования" - 4;
- "намного превышает требования" - 5.
В оценке приняли участие все сотрудники ООО ТД «Паритет» (результаты анкетирования представлены в Приложении А1). Для каждого основного показателя отмеченного римскими цифрами будет даваться общая качественная оценка (хорошо или плохо). Это поможет понять, в чем сильные и слабые стороны мотивационного механизма компании и с чем необходимо работать в будущем.