Файл: Теория человеческих потребностей Маслоу (исследование теоретических и методологических аспектов темы).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теория человеческих потребностей А. Маслоу
1.1 Изучение теории человеческих потребностей А. Маслоу
1.2 Практическое применение теории А. Маслоу
1.3 Модель потребностей общества на основе пирамиды А. Маслоу
2 Анализ системы мотивационного механизма в ООО «Паритет»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО ТД «Паритет»
2.2 Анализ мотивационного механизма в ООО «Паритет»
3 Совершенствование мотивационного механизма в ООО «Паритет»
3.1 Проблемы в мотивации сотрудников ООО ТД «Паритет»
3.2 Рекомендации по улучшению мотивации сотрудников ООО ТД «Паритет»
Результаты оценки были пересчитаны на значения 3-членной шкалы. У 18% сотрудников ООО ТД «Паритет», прошедших оценку, уровень компетенций оказался ниже ожидаемых, 41% - показали оценку, соответствующую ожидаемым, и 41% - выше ожидаемых. Данные, характеризующие мотивационный механизм ООО ТД «Паритет», выбиваются из стандартного распределения, согласно которому в нормальной организации, как правило, 15 % высокопотенциальных сотрудников (кандидаты на карьерный рост), 70 % - соответствующих должности, и 15% - не вполне соответствующих должности (кандидаты на увольнение). Все руководители среднего звена получили итоговую оценку более 3,5 баллов. Один сотрудник получил максимальную оценку 4,8 балла (5 - максимально возможная оценка "намного превышает требования"). Два человека получили оценку менее 2 баллов ("соответствуют некоторым требованиям"). Среднее значение уровня компетенций по ООО ТД «Паритет» составило 3, т. е. в среднем персонал полностью соответствует требованиям. Распределение результатов оценки уровня компетенций по баллам приведено на рисунке.
Рисунок 5 - Распределение результатов оценки уровня компетенций сотрудников ООО ТД «Паритет»
Причины неудовлетворенности возникают из-за низкой заработной платы, условий труда и затруднительными отношениями с руководством у части работников. Опрос на удовлетворенность помог выявить те стороны в мотивационном механизме, которые желательно в ближайшее время улучшить.
В порядке убывания факторы отмеченные работниками, как неудовлетворительные являются:
- заработная плата;
- отношения с руководством;
- условия труда.
Проведем оценку мотивационного профиля персонала.
Таблица 3 – Мотивационный механизм ООО ТД «Паритет»
Гигиенические факторы |
Мотиваторы |
||
Название фактора |
Количество ответов в % |
Название фактора |
Количество ответов в % |
Финансовые мотивы |
41,5% |
Содержание работы |
16% |
Отношение с руководством |
15% |
Ответственность работы |
6% |
Сотрудничество в коллективе |
14% |
Достижение личного успеха |
2% |
Общественное признание |
5% |
Карьера, продвижение по службе |
0,5% |
Представим в диаграмме 6 соотношение факторов мотивационного механизма.
Рисунок 6 – Распределение факторов по приоритетности
Удобство использования методики, состоит в том, что с помощью только одного теста мы смогли определить, что мотивирует персонал, чем он неудовлетворен и удовлетворен и представили какова структура мотивационного механизма в ООО ТД «Паритет».
Таким образом, работники преимущественно имеют избегательную мотивацию, но при удовлетворении своих потребностей их мотивация перейдет в достижительную.
Отсутствие фактора
Удовлетворенность сотрудников
Гигиенические факторы
Присутствует:
- благоприятные отношения с коллегами
Мотивационные факторы
Отсутствует:
-Содержание работы
-Ответственность
-Карьера
Присутствие фактора
Нейтральное отношение
Неудовлетворенность сотрудников
Гигиенические факторы
Отсутствует:
- достойная оплата труда
-благоприятные взаимоотношения с руководством
Рисунок 7 – Уровень мотивационного механизма сотрудников ООО ТД «Паритет» [7]
На следующем этапе анализа мотивационного механизма рассмотрим разницу в работе мотивированного и немотивированного работника
Составим профиль работы у мотивированного и немотивированного работника. Рассматриваемыми параметрами будут размер зарплаты, отношение с руководством, условия труда, отношения в коллективе, объем работы, интерес к работе. Для мотивированного работника в параметрах будет указываться выявленные в опросе требования персонала, для немотивированного - фактическое положение развития этих параметров. Каждому фактору будет даваться количественная оценка от 1 до 5 баллов. Представим их в сравнительной таблице А2 (Приложение А). Рассмотрим, какая разница будет в показателях работы у мотивированного и немотивированного работника (Приложение А – таблица А3) . Сравнение эффективности работы сотрудников представлены на графике 8.
Рисунок 8 – Сравнение эффективности работы сотрудников
Таким образом, сравнительная диаграмма помогла нам сделать вывод о том, в чем состоит отличие мотивированного и немотивированного работника.
Проведем обобщающую характеристику компонентов мотивационного механизма, присутствующих в ООО ТД «Паритет» в виде таблицы 4
Таблица 4 Компоненты мотивационного механизма ООО ТД «Паритет»
Компонент |
Характеристика |
Кадровая политика |
Слабо проработана, направлена на стимулирование персонала, чем на мотивацию. Стимулы разработаны таким образом что персонал остается ими не доволен что снижает его качество работы и увеличивает текучесть и конфликтность. |
Принципы и приемы руководства |
Принцип «кнута и пряника». Из провозглашенных ценностей и постулатов (порядочность, совершенствование, целостность и результативность) не соблюдается «порядочность» |
Привлечение сотрудников компании к процессу принятия решений |
В компании проводится практика организации собраний с сотрудниками, на которых обсуждаются вопросы введения новых изменений. Совещания проводятся редко, новее предложения сотрудников могут быть рассмотрены, но редко применяются на практике. |
Качественная и количественная составляющая при определении должностных инструкций работников |
Отсутствие полноценной системы оценки работы сотрудников соответствующей целям компании |
Групповое воздействие в процессе труда |
Отсутствуют автономные группы и единицы способные координировать свою работу |
Организационная культура компании |
Авторитарный стиль управления, тип культуры по Майлзу и Сноу – «Защитники» |
Система информирования работников |
Неполноценная, отсутствует информированность по вознаграждениям за труд, целям компании, предстоящим изменениям. |
Система социальной помощи работникам |
Отсутствует |
Система оценки персонала |
Строится согласно критериям работы сотрудников и достигнутым планам продаж |
В связи с этим на данный момент ООО ТД «Паритет» следует обратить внимание на мотивационный механизм.
3 Совершенствование мотивационного механизма в ООО «Паритет»
3.1 Проблемы в мотивации сотрудников ООО ТД «Паритет»
Таким образом, по результатам анализа компетенций сотрудников были выявлены следующие болевые точки:
отсутствие отлаженной системы взаимодействия между подразделениями при организации оценочной процедуры;
нерациональное использование единой оценочной технологии, которая методологически отработана на уровне других организаций и нашла применение в ООО ТД «Паритет»;
низкий уровень качества проведения оценки компетенций в части салонов;
недостаточный уровень развития компетенций сотрудников по ряду направлений деятельности.
У более чем 60 % оцениваемых сотрудников компетенции находятся в процессе развития. Они понимают их важность, эффективно применяют в простых, привычных рабочих ситуациях, но требуется работа по их развитию.
В целом можно сделать вывод о том, что модель компетенций является надежной основой для эффективного построения всей системы управления персоналом ООО ТД «Паритет» с целью максимально полного и эффективного использования профессионального потенциала его сотрудников. Она должна использоваться в системе управления персоналом не только ООО ТД «Паритет», но и других организаций.
Как показало исследование, сотрудникам ООО ТД «Паритет» не понятен принцип начисления годового бонуса, они хотели бы принимать участие в выборе награждаемых коллег. Для этого по итогам года предлагается проводить своеобразное анонимное голосование путем сбора голосов в специальном ящике.
Как было установлено некоторые нематериальные формы стимулирования работников ООО ТД «Паритет» применяются, но они не регламентированы никакими документами. Руководству ООО ТД «Паритет» необходимо рассмотреть следующие виды нематериального вознаграждения и закрепить их в специальном документе "Положение о нематериальном стимулировании работников":
- Бесплатные для сотрудников спортивные и культурные мероприятия, различные общефирменные мероприятия, не относящиеся к работе.
- Скидки сотрудникам на продукцию ООО ТД «Паритет», предоставление услуг; доплата за использование личного автомобиля; в отдельных случаях - аренда жилья за счет предприятия, оплата телефонной связи.
- Публичное признание высоких результатов работы на совещаниях.
- Награды и статусные различия.
Таким образом, компоненты мотивационного механизма имеют слабую эффективность и отдачу так как руководство организации на данный момент уделяет им мало внимания. В связи с этим мы видим низкий уровень мотивированности сотрудников, который порождает проблемы с эффективностью деятельности компании. Руководству компании необходимо задуматься над совершенствованием мотивационного механизма.
Таким образом, присутвующий в компании мотивационный механизм имеет слабую силу, из-за чего повышается текучесть этой группы работников. Анализ системы мотивационного механизма персонала показал, что руководство компании использует не полностью имеющийся у нее потенциал для повышения эффективности работы сотрудников.
3.2 Рекомендации по улучшению мотивации сотрудников ООО ТД «Паритет»
Предлагаемая стратегия по повышению мотивации сотрудников будет реализована следующим образом.
Таблица 5 – Мероприятия стратегии по повышению мотивационного механизма сотрудников
Проблемы |
Мероприятия |
Реализация стратегия мотивации; Повышение результативности деятельности сотрудников розничной сети текстильного декора |
Регулярно доводить до сотрудников сведения о стратегических направлениях развития, целях и задачах компании, а так же о достигаемых результатах. Это необходимо, чтобы каждый сотрудник понимал и видел, куда движется компания, а так же осознавал свою роль в этом; Сформировать набор показателей исходя из целей для всей розничной сети, каждого салона текстильного декора, должности и индивидуально для сотрудника; Организовать систему сбора и обработки информации о достижении целей, показателей; Определить влияние достижения целей и задач на систему оплаты, ротацию, систему обучения и развития; Информировать об уровне достижения поставленных целей и показателей; Отслеживать факторы, перечисленные в начале разработки стратегии для внесения изменений в цели и показатели; Сохранение системы рейтингов и плана мероприятий. Совершенствование модели компетенций |
Подсистеме мотивации сотрудников необходимо провести обновление, а именно:
-согласовать цели мотивации сотрудников со стратегией компании, закрепить полномочия за конкретным лицом,
-реализовать стимулирующие мероприятий, в том числе:
-повысить заработную плату и увязать с выполнениями плана по продажам продукции сопутствующих и основных товаров,
-провести корректировку документов о корпоративной культуре и создать иные документов,
-ознакомить сотрудников с новыми документами.
- внедрение модели компетенций.
В результате этих мероприятий, мы предполагаем, произойдет значительное сокращение текучести кадров, что повысит статус компании как на рынке труда в городе, так и изменит отношение работников в положительную сторону.
Для решения данной проблемы предлагается в ООО ТД «Паритет» внедрить систему управления эффективностью сотрудников на основе модели компетенций. Применение модели обусловлено обстоятельствами (таблица 6).
Таблица 6 – Обстоятельства для применения модели компетенций
Обстоятельство |
Характеристика |
Неопределенная среда |
Чем меньше сотрудники контролируют результаты, тем больше исполнение должно основываться на проявлении компетенций |
Качественные/обслуживающие работы |
В работах, где нет измеряемого результата, качественные навыки — компетенции — являются наилучшим индикатором эффективности работы сотрудника |
Самоуправление команды |
В командной работе индивидуальные результаты могут быть менее важны, чем вклад в групповой процесс. Чем важнее командная работа, как противопоставление индивидуальной, тем важнее оценить компетенции командной работы и сотрудничества работников |
Развитие будущего уровня исполнения |
Чем более работа или задачи компании в отношении сотрудников подчеркивают развитие навыков, тем больше оценка должна базироваться на проявлении улучшенной компетентности. |
Изменения стратегии, сегмента или рынка |
В меняющейся обстановке или организации потенциал сотрудника вносить в будущем свой вклад в работу компании может быть куда важнее, чем его прошлое исполнение. |
Представим стратегию управления мотивацией (рисунок 9).
Цель |
Эффективное использование человеческих ресурсов розничной сети ООО ТД «Паритет» к концу 2016 года, измерение которого происходит через 100% реализацию стратегических целей, высший уровень компетенций у 40% сотрудников, 95% удовлетворенных обслуживанием клиентов, оценкой «тайного покупателя» не менее 4,5 баллов |
Задачи |
3. Внедрить культуру задачи и создать механизм управления ей; 4. Создать эффективную систему мотивации; 5. Создать механизм отслеживания результативности сотрудников 6. Создать положительный бренд компании как работодателя. 7. Внедрить механизм вовлечения в управления компанией. |