Файл: Теория человеческих потребностей Маслоу (исследование теоретических и методологических аспектов темы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребность в самоактуализации - это «стремление человека к самовопло­щению, к актуализации заложенных в нем потенций» [3, с. 90], т.е. к реализации своего потенциала, всех своих талантов. А. Маслоу отмечает: «Даже в том слу­чае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены... он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность от того, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник - писать картины, а поэт - сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть» [3, с. 89-90].

Очевидно, что эта потребность у каждого человека приобретает свою форму. А. Маслоу отмечает, что «на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно» [3, с. 90]. Тем не менее, можно выделить ряд общих характеристик, свойственных всем самоактуализированным личностям: эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоот­ношения с нею; приятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, есте­ственность; потребность в уединении; демократичность; автономность, незави­симость от культуры и среды; воля и активность; философское чувство юмора; креативность.

Свое исследование А. Маслоу основал на анализе 60 испытуемых из числа его знакомых и друзей, общественных деятелей и исторических персонажей (среди них А. Эйнштейн, Э. Рузвельт, Дж. Вашингтон, Гёте, П. Кропоткин и др.). Он провел скрининговое исследование на трех тысячах студентов колледжа. Ин­тересным представляется, что только один из них стал его испытуемым. Исходя из этого, ученый делает вывод, что «самоактуализация в том виде, в каком она обнаруживается у людей старшего возраста, для молодых, развивающихся лю­дей в нашем обществе, практически невозможна» [3, с. 220].

Согласно ученому эта потребность является наиболее важной, именно она определяет психологическое здоровье человека. В отличие от других потребно­стей, ее нельзя удовлетворить на 100% (т.е. до полного исчезновения).

Поэтому менеджерам в современных организациях для удовлетворения по­требности в самоактуализации своих сотрудников следует предоставлять широ­кие возможности для обучения и развития, позволяющие раскрывать новые та­ланты работников и полностью реализовать их потенциал. Важно предоставлять сложные и важные задания, требующих от сотрудников полной отдачи; развития их творческих способностей [4 с. 408]. Необходимо помнить, что сотрудники, уровень самоактуализации которых достаточно высокий, работают с полной от­дачей, используя весь свой потенциал. Именно они являются основным челове­ческим капиталом организации. Вместе с этим следует учитывать, что не на всех видах работ и не на всех должностных позициях возможно удовлетворить по­требность в самоактуализации.


Мы согласны с утверждением ученого А.А. Литвинюка о том, что классиче­скую теорию А. Маслоу в современном HP-менеджменте можно применять в следующих направлениях. «Во-первых, в качестве выбора руководителем спосо­бов поощрения и наказания персонала, которые должны соответствовать смысло­вой характеристике основной группы. Во-вторых, на ее основе можно формиро­вать набор стимулов при проектировании менеджером систем мотивации труда. В- третьих, существует необходимость постоянной коррекции системы мотивации труда персонала организации, ибо длительное использование однотипных поощ­рений постепенно приводит к снижению уровня мотивации работников» [2, с. 128-129].

Следует заметить, что современным российским менеджерам по персоналу необходимо знать историю менеджмента, чтобы постоянно не «изобретать вело­сипед» и не совершать ошибок в простых ситуациях из-за незнания побудитель­ных причин трудового поведения персонала

1.2 Практическое применение теории А. Маслоу

Согласно теории А. Маслоу потребности более высокого уровня ста­новятся насущными после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. Следует понимать, что невозможно полное, 100 % удовле­творение потребности. Все потребности удовлетворены или не удовлетво­рены всегда относительно. Человек всегда испытывает весь спектр по­требностей, просто некоторые сильнее, а другие слабее. Так сильное чув­ство голода может доминировать над потребностью в само актуализации в какой-то период времени. Это очень значимый аспект, получается, что на любого человека можно воздействовать при помощи всех групп потребно - стей в зависимости от того результата, на который мы хотим его «замоти- вировать». Кроме того важно понять, что наибольшее влияние на поведе­ние человека оказывают именно те потребности, которые в данный мо­мент удовлетворены в наименьшей степени относительно других.

Менеджеру необходимо способствовать тому, чтобы базовые потреб­ности работников были наиболее полно удовлетворены. Для этого нужно обеспечить работникам достойную заработную плату и социальные гаран­тии: нужно удовлетворить потребность в безопасности. Для этого необхо­димо обеспечить следующие условия: «свобода слова, свобода самовыра­жения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком». Кроме того, необходимо дать человеку уверенность в завтрашнем дне: знание того что в следующем месяце он получит стабильную заработную плату, что его не уволят и не оставят без средств к существованию, и что если с ним что-нибудь слу­чится его семья не останется голодать. Все этого необходимо для чувства защищенности и эмоционального комфорта работников. Понятно, что ме­неджер не способен удовлетворить потребность работников в любви или решить их семейные проблемы, но в его силах создать в компании корпо­ративную культуру и атмосферу сопричастности каждого к этой общей, объединяющей всех культуре. В силах менеджера обеспечить работнику понимания того, что его заслуги ценят и по достоинству оценивают в ком­пании. Однако при относительном удовлетворении базовых потребностей, человеку необходимо помимо денег еще и чувство своей значимости, что его труд не бесполезен и он не просто винтик в огромной машине, а зна­чимый член организации, чей вклад в работу очень весом и заметен. Та­ким образом, при прочих равных условиях, можно подвести человека к наибольшему стремлению в потребности в само актуализации и признании.


Маслоу А. не видел практического применения своей теории, он пи­сал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию по­требностей человечества в целом, как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума. Однако Д.В. Хлебников в своей статье описывает следующую модель применения теории А. Маслоу на практике. В общем виде, отбросив част­ности и разногласия, Хлебников предлагает перевернуть пирамиду по­требностей Маслоу на 90 градусов (рис. 2)

Рисунок 2 – Трансформация Пирамиды Маслоу

«При такой трансформации «пирамиды Маслоу» мы получим диа­грамму количества (объема) потребностей, удовлетворяемых организаци­ей с типовой системой оплаты труда. Обоснованием корректности такого подхода является то, что любая организация - суть отражение общества, для которого «пирамида Маслоу» справедлива, императив».

Необходима параллельная мотивация, то есть организация должна стремиться к удовлетворению потребностей работника на всех уровнях, представленных в пирамиде Маслоу.

Таким образом, основной задачей системы мотивации должно стать превращение «треугольника» перевернутой пирамиды Маслоу в прямо­угольник, - т.е. придание равных стимулирующих весов всем факторам, влияющим на мотивацию человека в организации (рис. 3).

Рисунок 3 – Графическое изображение задач системы мотивации

Все люди имеют свой собственный уникальный набор потребностей, и даже одни и те же потребности выражаются у каждого по-разному. Од­нако при должной системе мотивации на предприятии, возможно частич­ное удовлетворение этих потребностей. Одни могут быть удовлетворены материально, другие морально. Но чаще всего наибольшему удовлетворе­нию потребностей способствует комбинация моральных и материальных факторов. При этом важным является то, что различные категории работ­ников должны мотивироваться по-разному. Соотношение морального и материального стимулирования для бухгалтерии и отдела продаж должно быть принципиально различным.

Таким образом, система мотивации на предприятии должна быть наи­более гибкой и адаптивной, в следствии того, что нет двух людей, обладав­ших бы одинаковым спектром потребностей с одинаковой степенью выра­женности. Хороший менеджер должен быть и хорошим психологом, чтобы понять какой способ мотивации применить в том или ином случае, для дос­тижения наилучшего результата. Однако теория потребностей Маслоу явля­ется хорошей основой для создания эффективной системы мотивации, по­скольку при всех отличиях, если отбросить все частности и условности, все наши потребности можно разделить на 5 групп. Каждый человек, стремится к удовлетворению всех потребностей. Конечно, бывает исключение, так называемый, «голодный художник», который умирает от голода, но посвя­щает все свои возможности искусству. Среднестатистический человек стре­мится, чтобы и желудок был полон, и в кармане звенело и «по головке бы погладили» за хорошую работу.


1.3 Модель потребностей общества на основе пирамиды А. Маслоу

Проблема перехода экономики России на «инновационные рельсы» обсуждается уже довольно давно. Предложено много путей и решений, запущены различные государственные программы, направленные на перестройку всей страны и её элементов.

Управление страной как крупномасштабной системой, естественно, требует системного подхода, а эффективность управления напрямую зависит от качества разработанных и реализованных стратегий. Построение этих стратегий должно опираться на определённые тщательным анализом цели.

Очевидно что, основой целеполагания для стратегий страны являются её потребности, обусловленные потребностью общества. При этом, основой целеполагания для стратегически важных отраслей, таких как аэрокосмическая, является стратегия развития страны. В свою очередь для организаций таких отраслей характерна сильная связь их целей и стратегий, с целями и стратегиями отрасли, и соответственно страны. Следовательно, присутствует многоуровневая взаимосвязь потребностей общества со стратегиями отдельных организаций и компаний.

Управлять такой системой взаимосвязанных стратегий достаточно непросто. Поэтому, считаю крайне важным наличие модели потребностей общества, на которую бы опирались при разработке стратегий страны, отрасли или компании.

В качестве такой модели предлагаю использовать модель потребностей общества, созданную на основе «Пирамиды потребностей» Абрахама Маслоу. Данная модель создана в рамках анализа инновационных стратегий проектных организаций аэрокосмической отрасли России, поэтому при описании модели сделан акцент на Космосоориентированные потребности человеческого общества. При этом модель можно построить не только для аэрокосмической отрасли, но и для других общественно значимых отраслей.

Суть модели потребностей общества

Суть модели заключена рассмотрении потребностей общества через аналогию с потребностями индивидуума при их масштабной логической трансформации.

Модель основывается на гипотезе: при объединении потребностей нескольких Индивидуумов - появляются потребности Группы индивидуумов, а далее Общества; при этом сохраняются основы исходных уровней, но меняется их суть и форма, так как меняется субъект.


Поэтому построить систему потребностей общества можно отмасштабировав все уровни потребностей индивидуумов по модели А. Маслоу. Модель представляет собой набор уровней, которые также можно представить в виде пирамиды в основании которой лежит первый уровень.

Уровни потребностей Общества:

  1. Фундаментальный: Пространство, Ресурсы (воздух, вода...); Сырье; Энергия; и т.п..
  2. Экзистенциальный: Безопасность существования; Комфорт; Мир.
  3. Социально-межличностный: Причастность; Принадлежность к чему-либо; Дружба;

Сотрудничество; Общение.

  1. Престижный: Уважение; Признание; Успех.
  2. Сознательный: Познание; Исследования; Любопытство.
  3. Эстетический: Эстетические; Экологические.
  4. Самоактуализация: Миссия; Цели; Способности; Личность, Идея, Мечта.

Описание модели потребностей общества

К фундаментальному уровню, аналогу физиологических потребностей, следует относить потребности в жизненно важных средствах, необходимых для существования общества. Прежде всего, это - Пространство для существования общества, так как ни одно известное общество не может существовать вне какого-либо пространства, будь то реальное, или виртуальное. Немаловажна для данного уровня и потребность в Перемещении, как индивидуумов, так и транспортировки грузов. Также обществу необходимы - экологические и материальные ресурсы, в том числе сырьё и топливо, средства производства и добычи, продажи, утилизации и тому подобное. При этом общество нуждается и в энергии: её генерации, конвертации, сохранении, передачи. К данному уровню относится и потребность в Производстве, то есть в наличии производственных мощностей. Сам процесс производства, не удовлетворяет никаких потребностей, но оно позволяет удовлетворять другие потребности. Под Производством понимается не только Промышленность, но и сельское хозяйство, и всё что производит или создаёт общественно значимые элементы.

Также к данному уровню относится и потребность в Образовании - в смысле наличия системы образования членов общества, а не самого процесса. Ещё одним важнейшим элементом фундаментального уровня - является потребность общества в его Воспроизводстве. Общества (цивилизации, империи, государства) смертны, также как и люди. Поэтому крайне важно обеспечивать его воспроизводство, чтобы Жизнь и Общества и Жизнь Человека (в широком смысле) продолжались.

Следует обратить внимание и на то, что внутри каждого уровня также есть своя иерархия: без удовлетворения потребности в Пространстве, не возможно удовлетворение потребности в экологических ресурсах, материальных ресурсах и сырье, а далее и потребности в производстве и образовании. В свою очередь потребность в Производстве во многом определяется удовлетворением потребности в Образовании.