Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие, принципы и теории мотивации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, принципы и теории мотивации
1.2 Классификация методов мотивации и стимулирования персонала
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «СМУ-161»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «СМУ-161»
2.2 Анализ состава, структуры кадров и системы управления персоналом ООО «СМУ-161»
2.3 Диагностика и оценка эффективности мотивационного механизма ООО «СМУ-161»
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «СМУ-161»
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
В свою очередь экономия коснется и отчислений на социальные нужды, размер которых сократится на 154 тыс.руб. В результате повышения эффективности труда персонала ООО «СМУ-161» получит и экономию условно-постоянных расходов, величина которой составит 4,3 тыс.руб. Суммируя частные показатели экономии по заработной плате, по отчислениям на социальные нужды, а также экономии условно-постоянных расходов, получим 672 тыс.руб. В результате расчета эффективности внедрения мероприятия годовой экономический эффект составит 615 тыс. руб.
В результате увеличения количества и содержания инструментов, с помощью которых осуществляется управление мотивацией персонала ООО «СМУ-161», к перечню потребностей, удовлетворяемых в процессе работы персонала на данном предприятии, добавится также удовлетворение потребности в признании и творческой реализации, что увеличит уровень мотивированности персонала.
Таким образом, комплекс предложенных мероприятий, направленных на повышение эффективности действующей в ООО «СМУ-161» системы управления мотивацией персонала, можно считать эффективным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечной целью деятельности персонала любого предприятия в условиях рыночной экономики является получение максимального финансового результата – прибыли. Для успешного достижения обозначенной цели необходимо обеспечить эффективную работу всех подразделений, которая в значительной мере зависит от того, насколько в достижении высоких результатов заинтересованы выполняющие ее сотрудники.
Действительно, ни четко поставленные цели, ни скрупулезно составленные перспективные планы, ни верно принятые управленческие решения, ни грамотная организация производственного процесса и самая совершенная техника не принесут желаемых результатов без заинтересованности в их реализации со стороны исполнителей – персонала предприятия.
Трудовое поведение сотрудников предприятия в значительной мере определяется не только действиями руководителей и текущей рабочей ситуацией, но и особенностями мотивации персонала. При этом мотивация в широком смысле может быть определена как определенная совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, направляющей ее деятельностью и ценностными ориентациями.
Основными направлениями совершенствования действующей в ООО «СМУ-161» системы мотивации персонала должны стать повышение материальной удовлетворенности работников, их удовлетворенности условиями труда и повышение психологического комфорта для работников сметно-договорного отдела, а также развитие творческих возможностей персонала отдела продаж.
В целях совершенствования системы управления мотивацией персонала ООО «СМУ-161» к реализации предлагаются следующие мероприятия:
1. Пересмотр принципов распределения премиального фонда, выделяемого на каждое из подразделений ООО «СМУ-161».
2. Повышение уровня психологического комфорта для работников сметно-договорного отдела.
3. Предоставление работникам отдела продаж возможностей для проявления своих творческих способностей.
Пересмотр принципов распределения премиального фонда, выделяемого на каждое из подразделений ООО «СМУ-161». Как показало проведенное во второй главе выпускной квалификационной работы исследование, одной из насущных проблем в использовании для управления мотивацией персонала предприятия материальных стимулов является непрозрачность процесса распределения премиального фонда, выделяемого на каждое подразделение. В настоящее время у работников ООО «СМУ-161» отсутствуют четкие представления о том, под влиянием каких факторов начисляемые премиальные суммы увеличиваются.
Соответственно, у персонала отсутствует понимание того, к достижению каких показателей им необходимо стремиться, чтобы увеличить собственный доход. А это может оказывать демотивирующее воздействие на работников.
Следовательно, для устранения данного недостатка необходимо при распределении премиального фонда учитывать личный вклад каждого сотрудника в результаты деятельности всего предприятия.
Подводя итог проведенной работе, можно сделать вывод о том, что предложенные в работе мероприятия, направленные на совершенствование управления мотивацией работников ООО «СМУ-161», могут быть успешно использованы и на других предприятиях и в организациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2015) // Российская газета. - 1993. - 25 дек. - № 256.
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2019) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
- Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: Учебник, пер. с англ. / М.Амстронг - М.: СПб., Н.Новгород: Питер, 2015. – 824с.
- Бабинцева Е.И., Линкина Д.Л. современные способы мотивации персонала // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – №6. – С.174-179.
- Вдовиченко Д.В. Эффективные методы мотивации персонала // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2017. – №3. – С.113-117.
- Гаврилина, О.К. Работа с персоналом: системный подход // Кадровое дело. – 2015. - №11. – с.10-11.
- Галецкая М. Е. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 810-813.
- Герцберг Ф. Мотивация к работе / Ф. Герцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман ; пер. с англ. Д. А. Куликов. – М.: Вершина, 2013. - 240 с.
- Зайцев, Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент / Г. Зайцев, С. Файбушевич. – СПб.: Питер, 2008. – 248 с.
- Исмагулова С.Г. Значение мотивации в деятельности организации. Реализация функции мотивации на примере компании Facebook // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2017. – №3. – С.78-82.
- Копылов Т. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности // Молодой ученый. – 2017. – №29. – С. 426-428.
- Литвиненко Д. К., Струнина В. В. Мотивация персонала как фактор повышения его трудовой деятельности в ООО «Пинта», ООО «АгроОпт» // Молодой ученый. – 2018. – №3. – С. 353-355.
- Мескон Майкл Х., Альберт Майкл, Хедоури Франклин. Основы менеджмента / М.Х.Мескон. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 439с.
- Мухаматьянова Р.Ф. Система мотивации персонала // Экономические науки. – 2018. – №58-4. – С.39-43.
- Петрова Р.А. Высокоэффективная мотивация персонала в организации // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – №2. – С.47-53.
- Салихов А.А, Абдрахимова Р.Г. Мотивация персонала // Символ науки. – 2017. – №5. – С.188-191.
- Свиридова Т. А., Вобликова А. С. Мотивация персонала как важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации // Научно- методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 536–540.
- Сергеев, А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / А. М. Сергеев. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
- Сергеева О.Б. Парадоксы мотивации персонала // Кадры предприятия. – 2018. – №4. – С.121-135.
- Соснова А.С. Мотивация как функция менеджмента. Способы мотивации к труду персонала организации // Педагогические науки. – 2018. – №12. – С.147-154.
- Спицкий В.Е. Мотивация и стимулирование труда персонала в системе кадровой политики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – №7. – С.146-149.
- Страхова О.А. Организационное поведение: лидерство и личная эффективность руководителя: учебное пособие // О.А. Страхова. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2018. – 168с.
- Уткин, Э. А. Мотивационный менеджмент: учебник / Э. А. Уткин. – М.: ЭКМОС, 2007. – 235 с.
- Филина Ф.Н. Наиболее эффективные методы мотивации персонала // Управление персоналом. – 2019. – №1. – С.98-104.
- Царев В. Е., Вершина Д. А., Семенова Н. К. Мотивация персонала как основной фактор повышения производительности труда // Молодой ученый. – 2017. – №10. – С. 929-932.
- Шаповал Е. Б. Мотивация трудовой деятельности персонала // Молодой ученый. – 2018. – №6. – С. 479-481.
- Шараева Л.Г. Методы мотивации персонала на предприятии // Научный журнал «Студенческий форум». – 2018. – №2. – С.341-345.
- Burton K. A Study of Motivation: How to Get Your Employees Moving./ Indiana University, Managment, Facuity advisor: Cheryl Hughes, May 2013.
- Evans V. Management. / V. Evans, J.Dooley/ - Express Publishing,2015.
- Ismajli N. Directory of Open Access Journals (DOAJ) / N.Ismajli Qosja E./ ILIRIA International Review, 2015.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПОЛОЖЕНИЕ О МАТЕРИАЛЬНОМ И НЕМАТЕРИАЛЬНОМ СТИМУЛИРОВАНИИ РАБОТНИКОВ КОМПАНИИ ООО «СМУ-161»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение устанавливает систему материальных и моральных стимулов, социальных гарантий, направленных на повышение производительности каждого работника и ООО «СМУ-161» в целом. Все работники ООО «СМУ-161» поощряются за успешное выполнение своих обязанностей, за ответственный и добросовестный подход в своей трудовой деятельности, за личный вклад в развитие ООО «СМУ-161». Настоящее Положение основывается на трудовом законодательстве, уставе и других нормативных актах ООО «СМУ-161».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. МОТИВАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ ВЛИЯНИЕ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НА КАЧЕСТВО ТРУДА
(заполняется на каждого работника)
ФИО _________________________________________________
Год рождения _________
Сведения об образовании ________________________________
Занимаемая должность __________________________________
Стаж работы ___________________________________________
Ведущие мотивы трудовой деятельности:
Мотивы трудовой деятельности |
Значимость мотива |
||
При приеме на работу |
При первой аттестации |
При послед. аттестациях |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Организация труда |
|||
2. Возможность творчества в деятельности |
|||
3. Вид трудовой деятельности |
|||
4. Санитарно-гигиенические условия |
|||
5. Размер заработной платы |
|||
6. Возможность повышения квалификации |
|||
7. Престижность профессии |
|||
8. Отношение администрации к труду, быту и отдыху рабочих |
|||
9. Взаимоотношение с коллегами |
|||
10. Потребность в общении и коллективной деятельности |
|||
11. Потребность в реализации индивидуальных особенностей |
|||
12. Значимость выполняемой работы |
Удовлетворенность качеством жизни (от 0 до 5 баллов):
Категории индивидуальной жизни |
Удовлетворенность категориями |
||
При приеме на работу |
При первой аттестации |
При послед. аттестациях |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Работа |
|||
2. Личные достижения |
|||
3. Здоровье |
|||
4. Общение с близкими людьми |
|||
5. Поддержка |
|||
6. Оптимистичность |
|||
7. Напряженность |
|||
8. Самоконтроль |
|||
9. Негативные эмоции |
Авторы П. Драккер, Д. Мак-Грегор, Дж. Одиорне, Ч. Хьюз, - разработавшие эту концепцию систематизировали все исследования в этой области. Г. Тоси и С. Кэролл в своей работе доказывают, что соглашение между руководителем и подчиненным, ставит определенные задачи перед подчиненным, ответственность за выполненную работу соответственно поощряется [6].
В начале 60-х годов в США возникли определенные предпосылки для использования в управлении человеческими ресурсами «системного» и «ситуационного» подхода. Эти подходы возникли на почве разногласий классической школы (Ф. Тейлор, А. Файоль) и школы «человеческих отношений» (Э. Мэйо, Ф. Ротлизбергер). Эти школы пытались определенным образом использовать идею о взаимозависимости и взаимосвязях различных организационных факторов при построении управленческих процессов и структур, но их теоретические построения и рекомендации оставались односторонними и не отражали новых требований практики управления. В это время экономическая обстановка в США благоприятствовала внедрению в практику рациональных приемов и методов управления. Наиболее отвечал рационализму в управлении системный подход.
Развитие системного подхода связывалось с эффективностью управления, с возможностью определения основных элементов системы, раскрывания природы взаимосвязи, рассмотрения главных процессов в системе их увязки. В работах Г. Саймона, Д. Матча, Р. Джонсона, Ф. Каста, Дж. Розенцвейга, Т. Бернса, Ст. Янга, Р. Лайкерта, Дж. Миллера была сделана попытка показать организационно-управленческое использование общей теории систем, описать организацию и протекающие в ней процессы управления в понятиях системы управления, ее подсистем, процессов, регулируемых и не регулируемых.
Многие ученые провели исследование организаций с системных позиций: взаимодействия организации и среды (П. Лоуренс, Д. Лорис), определение зависимости форм и методов управления от технологии (Д. Вудворт, Д. Томпсон), выявление условий и границ организационных изменений (У. Беннис, У. Старбук).
«Ситуационный подход» оформился на рубеже 70-х годов как новое направление системного исследования проблем организации труда и управления. В рамках «ситуационного подхода» необходимо определить управленческие проблемы, разрабатывать альтернативные курсы действий применительно к каким-либо ситуациям, проверить эмпирическим путем, а затем рекомендовать какие-либо решения. «Ситуационный подход» направлен на то, чтобы разработать альтернативные концепции, структуры, стратегии, формируя их в модели принятия решений с целью выбора применительно к конкретным условиям наиболее приемлемых решений. Ситуационные исследования предполагают тщательное эмпирическое изучение сравнительных вариантов подхода к решению проблемы, исследованию СТЭП-факторов, анализ последствий [4].
В 80-х годах столкнулись два полярных подхода к этому вопросу - техноцентристский (технократический), нацеленный на вытеснение человека новой техникой, на малолюдное, а затем и безлюдное производство и антропоцентристский (гуманистический), ставящий развитие работника в центр технического и социального прогресса.
В конце 80-х годов появились многочисленные эмпирические данные о конкретных особенностях модернизирующегося производства, свидетельствующие о временной эффективности тейлоризма - фордизма, сопровождающегося у работников отчуждением знаний и информации как новой производительной силы, подчиненность работника электронным командам, отсутствие у него свободы суждений и решений, экономия на его социально-профессиональном развитии.
В современном мире компьютеров и робототехники меняется роль и функции человека. Человек меньше сталкивается с производством, но обеспечивает весь производственный процесс на всех стадиях [4].
Контроль и регулирование производства, поддержание сложного и чувствительного оборудования, квалифицированная помощь в сложных ситуациях требует не только профессионализма, но определенных, специфических качеств человека. Новые технические системы «искусственный интеллект» не могут работать без человека, его смекалки, творческого восприятия, анализа информации. Все ведущие компании мира признали, что на современном производстве без человека не обойтись, т.е. не «голый техноцентризм», а «гуманизация процесса».
Удовлетворенность трудом (от 0 до 5 баллов):
Составляющие удовлетворенности трудом |
Удовлетворенность составляющими |
||
При приеме на работу |
При первой аттестации |
При посл-х аттестациях |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Интерес к работе |
|||
2. Удовлетворенность достижениями в работе |
|||
3. Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками |
|||
4. Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством |
|||
5. Уровень притязаний в профессиональной деятельности |
|||
6. Предпочтение выполняемой работы высокому заработку |
|||
7. Удовлетворенность условиями труда |
|||
8. Профессиональная ответственность |
|||
9. Общая удовлетворенность трудом |