Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие, принципы и теории мотивации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, принципы и теории мотивации
1.2 Классификация методов мотивации и стимулирования персонала
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «СМУ-161»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «СМУ-161»
2.2 Анализ состава, структуры кадров и системы управления персоналом ООО «СМУ-161»
2.3 Диагностика и оценка эффективности мотивационного механизма ООО «СМУ-161»
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «СМУ-161»
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Основой оценки трудового потенциала организации является численность персонала, половозрастная структура и уровень подготовки специалистов.
Состав и численность персонала определяются перечнем должностей, устанавливаемых администрацией для обеспечения потребностей производства в зависимости от его функциональной, технологической и организационной структуры. Его качественные параметры обусловлены требованиями к уровню квалификации сотрудников, а количественные – объемом выпуска, трудоемкостью, сложностью продукции или услуг, степенью автоматизации и компьютеризации технологических процессов. Обеспеченность организации трудовыми ресурсами представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Обеспеченность организации трудовыми ресурсами
Категория сотрудников |
Численность |
Процент обеспеченности |
|
План |
Факт |
||
Рабочие |
61 |
59 |
96,72 |
Руководители |
17 |
17 |
100 |
Специалисты |
9 |
9 |
100 |
Служащие |
36 |
32 |
88,89 |
Итого |
123 |
117 |
95,12 |
По состоянию на 2018 год списочная численность сотрудников составила 117 человек, из них по категориям персонала: 59 рабочих, 17 руководителей, 9 специалистов, 32 служащих. По сравнению с 2016 годом, списочная численность уменьшена на 61 человека, в связи с нахождением организации в кризисном состоянии и необходимостью сокращения затрат, пересмотра режимов работы всех служб.
Проанализируем структуру кадров ООО «СМУ-161» по возрасту, стажу работы, уровню и профилю образования и выявим степень соответствия с занимаемой должностью каждого сотрудника. Средний возраст штатных сотрудников организации составляет 33 года.
Для получения более точной информации приведем следующую группировку возраста сотрудников (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Возрастная структура персонала ООО «СМУ-161»
Возрастной интервал, лет |
Число сотрудников, чел. |
Доля в общей численности, % |
Рабочие |
Руководители |
Специалисты |
Служащие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
< 20 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
20-29 |
33 |
28,21 |
24 |
- |
2 |
7 |
30-39 |
64 |
54,7 |
33 |
6 |
2 |
23 |
40-49 |
18 |
15,38 |
2 |
11 |
3 |
2 |
>50 |
2 |
1,71 |
- |
- |
2 |
- |
Итого: |
117 |
100 |
59 |
17 |
9 |
32 |
Из таблицы 2.5 видно, что возрастная структура персонала организации неоднородна. На возрастную группу от 30 до 39 лет приходится наибольшая процентная доля – 55%, меньший процент приходится на возраст 50-59 лет – 1%.
Рассматривая возрастную структуру кадров по категориям, надо отметить, что среди руководителей преобладает возраст 40-49 лет – 65% и 30- 39 лет – 35%. Специалисты распределены равномерно по рассматриваемым возрастным группам.
Основная доля штатных сотрудников имеет средне-специальное образование. Это связанно с тем, что большая часть коллектива организации относится к категории рабочих и служащих. Необходимо отметить, что высшее и неполное высшее образование имеют в основном руководители и специалисты. Рисунок 5 содержит данные о составе персонала по стажу работы в организации.
Трудовой коллектив организации относительно стабилен и постоянен. Текучесть кадров присутствует, что явно негативно отражается на производственном процессе. Наибольшая текучесть наблюдается в операционном и техническом отделах, где заняты преимущественно рабочие и служащие в возрасте от 20 до 29 лет.
2.3 Диагностика и оценка эффективности мотивационного механизма ООО «СМУ-161»
Анализ системы мотивации труда персонала в организации ООО «СМУ-161» осуществлен на основе результатов исследования, проведенного в октябре 2019 года.
Объектом исследования является трудовой коллектив ООО «СМУ-161».
Цель исследования: проанализировать имеющуюся систему мотивации трудовой деятельности работников ООО «СМУ-161», выявить сильные и слабые стороны, предложить варианты по устранению недостатков существующей системы и мероприятия по ее улучшению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать систему мотивации, труда в организации ООО «СМУ-161».
2. Выявить направления системы мотивации, которые нуждаются в совершенствовании.
Проведение исследования в коллективе организации ООО «СМУ-161» проводилось в два этапа, которые соответствуют алгоритму решения поставленных исследовательских задач.
На первом этапе:
а) выявлены основные направления мотивации персонала с помощью анализа нормативных правовых документов организации;
б) определены методы стимулирования, применяемые в организации;
в) выявлены существующие недостатки в системе мотивации организации.
На втором этапе:
а) выявлены наиболее и наименее значимые мотивы деятельности для сотрудников организации
б) оценена общая удовлетворенность своим трудом работников организации;
На первом этапе для решения первой задачи был проанализирован действующий в компании нормативно- правовой документ по вопросам мотивации. Содержание «Положения о материальном и нематериальном стимулировании работников компании ООО «СМУ-161» касается двух направлений мотиваций: материального и нематериального. Содержание данного документа представлено в приложении 1.
Необходимо заметить, что далеко не все пункты данного положения соблюдаются, а именно, наблюдается неисполнение пунктов положения о материальном стимулировании, а также отмечено почти полное отсутствие морального мотивирования.
Ответственными за мотивацию сотрудников и направление кадровой политики в компании ООО «СМУ-161» является начальник отдела кадров. В его непосредственном подчинении находится начальник отдела кадров, который ответственен за внедрение и контроль исполнения кадровой политики.
Рассмотрим методы мотивирования и стимулирования, применяемые в компании «СМУ-161»:
1. Материальные (экономические) методы стимулирования:
- Материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.
Заработная плата работников компании складывается из должностного оклада, районного коэффициента и, для некоторых должностей, премий (в снабжении и сбыте – процент от продаж).
Заработная плата выплачивается в сроки: до 15 числа каждого месяца.
Тарифная часть заработной платы формируется следующим образом: должностные оклады руководителям, специалистам и рабочим устанавливаются генеральным директором компании на основе штатного расписания в соответствии с должностью и квалификацией работника.
2. Нематериальные методы мотивации:
- Социальные – предоставление возможности карьерного и профессионального роста. Стимулирование труда работников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.п.).
- Творческие – одобрение творческого подхода в работе у персонала, предоставление возможности самосовершенствования (наличие библиотеки профессиональной литературы), делегирование полномочий и приветствие разработок идей и нововведений.
- Социально – психологические методы мотивации – поддержание теплой атмосферы и настроения в коллективе; достаточно лояльный стиль управления позволяет коллективу чувствовать себя раскованно и дает возможность продуктивно трудиться.
- Моральные - организации организационных праздников для сотрудников.
Для решения второй задачи, а именно выявить направления системы мотивации, которые нуждаются в совершенствовании, были изучены ведущие мотивы труда работников, удовлетворенность качеством жизни и трудом.
Для выявления ведущих мотивов в компании ООО «СМУ-161» был произведен опрос ключевых сотрудников и руководства компании.
Опрос проводился между сотрудниками, занимающими руководящие должности в компании. Очень важно, чтобы руководящий состав был верно и должным образом мотивирован. Степень их замотивированности во многом повлияет на продуктивность работы подчиненных.
В данном опросе ключевым сотрудникам (менеджерам среднего звена) было предложено проранжировать мотивирующие факторы в соответствии со своими потребностями; руководству компании было предложено проронжировать те же мотивирующие факторы, но за своего сотрудника (подчиненного), т.е. показать свое видение мотивации подчиненного, после чего, были сопоставлены результаты опроса (Таблица 2.3).
Опрос проводился в индивидуальном порядке, без возможности влияния коллективного мнения. Результаты опроса были предоставлены руководству компании с разрешения опрошенных сотрудников.
По результатам опроса сотрудников компании ООО «СМУ-161» выявилась интересная картина: 100% ключевых сотрудников компании к основному мотивирующему фактору относят «интересную работу», данный факт обусловлен, прежде всего, определенными критериями подбора персонала - у кандидата должна быть достаточно высокая степень самомотивации.
Таблица 2.3 - Сравнение оценок мотивации с точки зрения подчиненных и руководителей
Мотивирующие факторы - Подчиненный Мотивирующие факторы - Руководитель |
Признание |
Чувство причастности |
Помощь в решении проблем |
Безопасность работы |
Хорошая зарплата |
Интересная работа |
Продвижение |
Лояльность менеджмента |
Хорошие условия работы |
Справедливый порядок |
1. Степанкова И.А. Генеральный директор |
7 9 |
5 3 |
10 4 |
9 5 |
2 8 |
1 1 |
3 6 |
4 7 |
8 10 |
6 2 |
2. Шестрокова Н.Ю. Начальник отдела кадров |
10 5 |
7 9 |
4 6 |
5 1 |
2 8 |
1 3 |
6 7 |
3 2 |
9 10 |
8 4 |
3. Куменко Ю.А. Финансовый директор |
4 5 |
3 6 |
5 7 |
8 10 |
2 9 |
1 2 |
6 3 |
9 4 |
10 8 |
7 1 |
4. Иванова А.Ю. Начальник сметно-договорного отдела |
6 4 |
4 1 |
10 5 |
7 8 |
3 9 |
1 6 |
5 7 |
8 2 |
9 10 |
2 3 |
5. Князев А.А. Главный инженер |
9 10 |
7 1 |
8 3 |
10 5 |
3 8 |
1 4 |
4 9 |
6 2 |
2 6 |
5 7 |
На втором месте мотивирующих факторов находится «заработная плата».
Сочетание этих факторов сигнализирует о том, что в настоящий момент сотрудники не удовлетворены в должной мере своей заработной платой. Для подтверждения данных результатов было произведено исследование рынка заработных плат среди аналогичных компаний (должностей).
Исследование показало, что заработная плата сотрудников компании «СМУ-161» ниже среднерыночной примерно на четверть.
Выделив основные 4 фактора мотивации можно графически изобразить потребности ключевых сотрудников компании ООО «СМУ-161» следующим образом (рисунок 2.2).
Руководство компании в большей степени считает, что для их подчиненных важны такие факторы как: чувства причастности, лояльность менеджмента и справедливый порядок.
Сравнив результаты данного опроса становиться очевидным, что руководство компании недостаточно осведомлено о потребностях своих сотрудников, более того, руководство не подозревает о высокой степени важности уровня заработной платы своих сотрудников.
Рисунок 2.2 – Основные факторы мотивации ключевых сотрудников компании ООО «СМУ-161»
Для понимания общей ситуации об основных факторах мотивации в компании ООО «СМУ-161» было произведено всеобщее тестирование персонала по методу Ш. Ричи и П. Мартина двенадцати- факторного анализа мотивации, с целью создания мотивационного профиля сотрудников компании. Все результаты были просуммированы и вычислен средний результат по каждому вопросу (прилож. 3).
Сравнивая полученные результаты с наиболее часто встречающимися результатами по Ш. Ричи и П. Мартину, сотрудники компании ООО «СМУ-161» значительно больше нуждаются в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, потребности в разнообразии, переменах (стремление избегать рутины и скуки), потребности в чётком структурировании работы (по данным опроса только 40% сотрудников считает, что задачи поставлены четко) и наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах работы (45% респондентов считает, что обратная связь отсутствует), потребность в снижении неопределённости.
И менее заинтересованы в социальных контактах и потребности власти, это связано, прежде всего, с удовлетворенностью теплой атмосферой в компании и степи делегированности полномочий.
Чтобы сделать окончательный вывод об уровне мотивации сотрудников компании необходимо выделить основные признаки наличия и отсутствия мотивации: