Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2 Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в городе Курске
3.2 Мероприятия, направленные на повышение уровня инвестиционной привлекательности города Курска
3.3 Внедрение новой технологии, способствующей созданию конкурентной бизнес среды
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование экономики в Российской Федерации имеет много направлений. Основным из них является государственное регулирование предпринимательской деятельности. Оно осуществляется и в отношении предпринимательской деятельности в целом, и в отношении отдельных ее видов.
Государственным регулированием предпринимательской деятельности называют деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности[8].
Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики рыночный механизм не может в полной мере обеспечить стабильность и устойчивость развития экономики, положительный социально-экономический климат, защиту частной собственности, конкуренцию, ограничение монополистической деятельности без государственного поддержки и регулирования, в то время, как предпринимательская деятельность некоммерческих организаций направлена на достижение целей, ради которых они созданы.
Объектом исследования является регулирование предпринимательской деятельности в муниципальном образовании город Курск.
Предметом исследования являются теоретические аспекты, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности в городе Курске.
Цель работы - изучить необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, проанализировать условия и предпосылки государственного вмешательства, механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, а также меры усовершенствования инфраструктуры поддержки государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и в городе Курске.
Исходя из поставленной цели необходимо выделить ряд задач, которые будут способствовать ее достижению:
- Рассмотреть основные направления государственного регулирования в области предпринимательства.
- Проанализировать систему государственной поддержки на территории Российской Федерации и муниципального образования город Курск.
- Выявить проблемы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Курск и найти пути их решения.
Основными источниками информации, использованными для выполнения выпускной квалификационной работы, являются: Постановление Администрации г. Курска Курской области от 17 октября 2016 года N 3291 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017 - 2020 годы».[14]
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Нормативно-правовые документы регулирования и развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Предпринимательская деятельность в Российской Федерации регулируется и находит свое развитие в структуре коммерческого законодательства.
Классификация нормативных актов, в которых выражаются особенности правового регулирования предпринимательской деятельности, может быть проведена по различным основаниям: по юридической силе нормативных актов, по охвату их действия, по их предназначению и иным основаниям.
По своей юридической силе такие нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Законы являются определяющим звеном в системе источников таких нормативных правовых актов, так как они обеспечивают наиболее стабильные условия для предпринимательской деятельности.
Высшей юридической силой среди законов обладает Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основы правовой, политической и экономической системы государства, а также основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности, нормы, регулирующие отношения в сфере предпринимательской деятельности. Также в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности[1, ст.8]. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности имеет каждый согласно статье 34 Конституции РФ [1, ст.34].
Следующим по значимости документом, содержащим основные положения регулирования предпринимательской деятельности, является Гражданский кодекс Российской Федерации – кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения, гарантирующий наиболее стабильные условия предпринимательской деятельности. Вместе с ГК РФ предпринимательскую деятельность регулируют специальные законы и подзаконные правовые акты. Нормы гражданского права, содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации[2, п.2 ст.3].
Гражданский кодекс состоит из четырех частей. Каждая часть Кодекса, включает в себя общие и специальные нормы, которые в свою очередь направлены на регулирование предпринимательских отношений.
Часть первая ГК РФ содержит положения, которые определяют понятие предпринимательской деятельности, основные направления, положения и нормы, определяющие порядок регулирования предпринимательской деятельности[19, С.13].
Часть вторая ГК РФ определяет отдельные виды обязательств, в том числе и обязательства в сфере предпринимательства: договоры контрактации, поставки, энергоснабжения, финансовой аренде, финансирования под уступку денежного требования, доверительному управлению имуществом и другим видам.
Часть третья ГК РФ содержит два раздела – «Наследственное право» и «Международное частное право», содержащих специальные положения о регулировании предпринимательской деятельности: о наследовании предприятия; о требованиях к форме и содержанию внешнеторговых сделок; о применимом праве при создании коммерческих организаций с участием иностранного капитала; о доверительном управлении наследственным имуществом (предприятием, долей в уставном капитале и т. д.); о правах, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах;
Часть четвертая ГК РФ содержит раздел «Право интеллектуальной собственности», который, в свою очередь, содержит положения об особенностях коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности – это патентное право, право на секрет производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Предпринимательство в Российской Федерации регулируется и рядом других кодексов, таким, как: НК РФ, КоАП РФ, АПК РФ, УК РФ, ТК РФ; а также рядом федеральных законов: «Об основах государственного регулирования внешне-торговой деятельности», «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации» и др.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации[1, ч.2 ст.76]. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, действует федеральный закон[1, ч.5 ст.76]. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт Российской Федерации. Так, согласно ст.71 Конституции РФ в ведении Российской федерации находится гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство[1, п.о) ст.71], а значит и единство экономического пространства на всей территории России[1, ч.1 ст.8].
Наряду с законами нормативные правовые акты могут быть и подзаконными, направленными на обеспечение исполнения законов. К ним относятся нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления.
Предпринимательскую деятельность также могут регулировать и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные правовые акты). Но следует отметить, что сфера нормотворческой деятельности данных федеральных органов существенно ограничена [2, п.7 ст.3]. Нормативные правовые акты не только регулируют предпринимательскую деятельность, но и оказывают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления[8, ст.1].
Целью принятия данного Федерального Закона является создание нормативно-правовых рычагов для обеспечения создания благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, обеспечения конкурентоспособности малых предприятий, увеличения их количества, развития самозанятости населения, увеличения доли производимых малыми предприятиями товаров, работ, услуг в ВВП, в налоговых доходах бюджетов всех уровней.
Указ Президента РФ от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»[10]
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»[12]
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[6]
Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»[5]
Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[7]
Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[4]
Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017 - 2020 годы»[14]
Приказ Минэкономразвития России (Министерства экономического развития РФ) от 14 февраля 2018 г. №67 «Об утверждении требований к реализации мероприятий субъектами российской федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»[11]
Постановление администрации города от 27.12.201 № 4770 «Об утверждении Порядков предоставления субсидий из бюджета города Курска, предусмотренных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства»[13]
1.2 Основные цели, методы и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно- правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями и применения мер стимулирования и ответственности в случае нарушения этих требований[8].
Таким образом, можно определить цель государственного регулирования предпринимательской деятельности, которая заключается в создании благоприятных условий для постоянного функционирования предпринимательской среды.
Для достижения поставленной цели необходимо определить ряд следующих задач:
- Обеспечить организационно-правовые основы предпринимательской деятельности: определить в законодательстве правовое положение субъектов малого и среднего бизнеса; определить порядок создания и регистрации предприятий, их ликвидации, правила и стандарты учета и отчетности; защита прав собственности, потребителей, товарного знака и т.д., а также установить порядок стандартизации и сертификации продукции текущего контроля качества продукции и услуг.
- Создать и обеспечить правовые условия рыночного механизма хозяйствования и условий свободного предпринимательства: создать условия для конкуренции и свободы предпринимательства, обеспечить свободу перемещения то- варов, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках; регулирование рыночных отношений между предпринимателями; борьба с бюрократическими барьерами.
- Установить и обеспечить соблюдение правил и этико-правовых норм предпринимательства: установить нормы и правила административной и деловой этики и контроль за их соблюдением; вести борьбу с коррупцией, вымогательством, взяточничеством, мошенничеством; осуществить контроль за незаконной деловой практикой и принятие мер по борьбе с легализацией доходов от незаконного бизнеса; содействовать в разрешении конфликтов, возникающих между предпринимателями.
- Обеспечить повышение эффективности производства субъектами малого и среднего бизнеса: оптимизация структуры и размещения производства; создание благоприятного инвестиционного климата для местных и иностранных инвесторов и др.
- Обеспечить развитие предпринимательской инфраструктуры.
- Оказать содействие предпринимателям в их хозяйственной деятельности: обеспечить развитие промышленного и научно-технического сотрудничества, финансировать и кредитовать бизнес, оказать поддержку экспортерам; создать условия непосредственной поддержки предпринимательской деятельности путем предоставления информационных и консультационных услуг, организовать научные и учебные центры, инновационные и страховые фонды.
- Обеспечить социально-экономические основы предпринимательства: разработать нормы трудового законодательства и обеспечить контроль за их соблюдением; создать безопасные условия труда и жизнедеятельности; обеспечить образование и профессиональное обучение, обеспечить справедливые основы частного найма и оплаты труда, стимулировать рост занятости и увеличение числа рабочих мест;.
- Реализовать политику охраны окружающей среды.