Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2 Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в городе Курске
3.2 Мероприятия, направленные на повышение уровня инвестиционной привлекательности города Курска
3.3 Внедрение новой технологии, способствующей созданию конкурентной бизнес среды
Необходимо также отметить, что создание мер поддержки и развития предпринимательской деятельности является одной из основных задач Правительства Российской Федерации. Повышению предпринимательской активности способствуют государственные программы поддержки предпринимательства, а также и низкая ставка налога.
Правительство прилагает усилия для устранения структурных барьеров с целью обеспечения дальнейшего развития малых и средних предприятий. Стратегия социально-экономического развития, на период с 2017 до 2020 года, особое внимание уделяет созданию благоприятных экономических условий и росту конкуренции, способствующих привлечению долгосрочных инвестиций.
Для эффективного осуществления государственного регулирование предпринимательства, необходимы такие инструменты как правовые, экономические и административные рычаги[22, С.2587-2598].
Правовые рычаги регулирования предпринимательства воздействуют на предпринимательскую деятельность с помощью федеральных законов, законов субъектов РФ, постановлений Правительства, подзаконных актов и других нормативно-правовых актов.
Экономические рычаги регулирования предпринимательства воздействуют на субъекты малого и среднего предпринимательства посредством влияния на их экономические интересы[16, С.78]. То есть данные рычаги под воздействием государства в изменяющихся условиях не ограничивают и не запрещают деятельность предпринимателей, а, в свою очередь, заставляют принимать решения о целесообразности укрупнения, сохранения или же прекращения деятельности своего бизнеса.
Административные рычаги государства воздействуют на предпринимательскую деятельность с помощью: государственных заказов на поставку определенных видов продукции; правовых и административных ограничений и запретов по выпуску отдельных видов продукции; определения стратегических целей развития экономики; нормативных требований к качеству и сертификации технологии и продукции и др.
Также административными рычагами регулирования экономических процессов являются: налогообложение; платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы[20, С.103].
Государством обеспечивается создание нормальных условий функционирования предпринимательской деятельности, стабилизация и подъем экономики путем проведения фискальной, кредитно-денежной, ценовой, научно- технической, инвестиционной и других видов политики. Реализуя данные направления оно использует экономические методы и методы административного регулирования.
Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства. Она призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг.
Так, фискальная функция государства является одной из важнейших функций, так как формирование государственных финансовых ресурсов происходит именно посредством проведения налоговой политики государства. Влияние системы налогообложения на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства может стимулировать предпринимательскую активность и, как следствие, обеспечить устойчивый рост экономики, а также может и сдерживать развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности.
Направления государственного регулирования и поддержки предпринимательства могут оказаться и безрезультатными, но только в том случае, если их экономическая деятельность является убыточной. Но государство не всегда имеет возможность в полной мере оказать поддержку предпринимательской деятельности, и, как следствие, ее ограниченные возможности являются причиной недостаточного развития малых и средних предприятий, а, следовательно, и низкие раз- меры налоговых поступлений в бюджет.
Административные методы, являясь методами прямого регулирования, используются государством лишь в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении тех или иных задач.
К методам прямого регулирования принято относить систему ценообразования, политику доходов, режим квотирования и политику лицензирования.
Система ценообразования наиболее часто используется в области регулирования рынков монополистической конкуренции на основе централизованного государственного ценообразования.
Режим квотирования применим к внешнеторговой деятельности и характерен для реализации некоторых товаров на внутреннем рынке[18, С.36]. Политика доходов является составной частью социальной политики и находит свое выражение в установлении минимального размера оплаты труда, размера оплаты пособия по нетрудоспособности работника, также других социальных выплат.
Наиболее действенным методом регулирования является лицензирование государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства[17, С. 25-27].
Лицензирование деятельности процедура очень сложная. Сложность этого процесса обусловлена, прежде всего, подготовкой пакета документов, который устроит лицензирующий орган.
К механизмам государственного регулирования малого и среднего предпринимательства относятся конкуренция, налоги, кредиты, государственный заказ, государственные гарантии и др.
Государство заинтересовано в большом количестве предприятий малого и среднего бизнеса, а еще более – в их эффективной работе. Именно поэтому органы государственной власти находятся в постоянном поиске методов и механизмов управления в сфере малого и среднего предпринимательства.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – это деятельность государственных и муниципальных органов власти по улучшение функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на реализацию мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными), региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства[8, п.1. ст.3]. Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства представляют собой нормативные правовые документы органов муниципальной власти, которые определяют перечень мероприятий, направленных на достижение целей в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, отдельных категорий предпринимательской деятельности, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов муниципальной власти, ответственных за реализацию этих мероприятий.
Органы муниципальной власти организуют реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности и на подведомственных территориях, и формируют собственную программу поддержки малого бизнеса, исходя из приоритетов социально-экономического развития муниципального образования и финансовых возможностей.
Основной задачей органов местного самоуправления является создание благоприятного климата для предпринимателей и оказание всемерного содействия развитию предпринимательства. Процесс содействия развитию предпринимательской деятельности обеспечивают органы местного самоуправления через обширный перечень механизмов. В их обязанности входят разработка и участие в реализации муниципальных целевых программах развития и поддержки малого предпринимательства, соответственно привлекая муниципальные средства и ресурсы. Также органы государственной власти на местах вправе предоставлять субъектам малого предпринимательства дополнительные льготы и преференции за счет собственного имущества[21, С.178-179].
Основными мерами поддержки малого бизнеса в первую очередь являются развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности, финансовой поддержки и налоговая политики для предпринимательства, а также устранение административных барьеров в сфере малого предпринимательства. Таким образом, важнейшим инструментом поддержки малых предприятий является разработка муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Муниципальной программа поддержки малого и среднего предпринимательства содержит в себе следующие блоки:
- перспективные направления развития предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов предпринимательства;
- меры, принимаемые для реализации основных направлений и форм поддержки предпринимательства;
- объем и источники финансирования программных мероприятий;
- исполнители программы.
Одним из барьеров по оказанию действенной поддержки малым и средним предприятиям в настоящее время является недостаточное развитие эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий, в то время как у крупных предприятий есть возможность создания инфраструктуры самой: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру — подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих. Следовательно, у малого и среднего предприятия недостаточно условий для дальнейшего развития на рынке.
Для этого необходима поддержка государства и муниципальных образований для создания комплексной и эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, причем на доступных условиях.
Таким образом, главной задачей развития предпринимательства в муниципальных образования является создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД КУРСК
В муниципальном образовании город Курск регулирование и поддержка предпринимательской деятельности осуществляется с помощью Муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017 - 2020 годы» (далее - муниципальная программа), которая представляет собой комплексную систему мероприятий по созданию благоприятной среды для развития предпринимательства[14].
Малое предпринимательство, безусловно, является довольно сложным и рискованным занятием, которое требует, прежде всего, наибольшей самоотдачи, стремления к новому, умения самостоятельно находить и принимать решения.
Задачи, заявленные в муниципальной программе, направлены на сохранение достигнутых результатов и качественное изменение отраслевой структуры малого и среднего предпринимательства путем развития приоритетных видов предпринимательской деятельности.
2.1 Этапы, цели, методы реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017 - 2020 годы»
Целью муниципальной программы является создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов обеспечения экономической и социальной стабильности в городе Курске.
Задачи программы:
Совершенствование правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства;
Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для решения задачи «Совершенствование правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства» предусматриваются следующие мероприятия:
анализ, разработка и принятие нормативных правовых актов в целях совершенствования действующей нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;