Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Нормативно-правовые документы регулирования и развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.2 Основные цели, методы и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД КУРСК

2.1 Этапы, цели, методы реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017 - 2020 годы»

2.2 Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в городе Курске

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Совершенствование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения инвестиционного потенциала

3.2 Мероприятия, направленные на повышение уровня инвестиционной привлекательности города Курска

3.3 Внедрение новой технологии, способствующей созданию конкурентной бизнес среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Необходимо также отметить, что создание мер поддержки и развития предпринимательской деятельности является одной из основных задач Правительства Российской Федерации. Повышению предпринимательской активности способствуют государственные программы поддержки предпринимательства, а также и низкая ставка налога.

Правительство прилагает усилия для устранения структурных барьеров с целью обеспечения дальнейшего развития малых и средних предприятий. Стратегия социально-экономического развития, на период с 2017 до 2020 года, особое внимание уделяет созданию благоприятных экономических условий и росту конкуренции, способствующих привлечению долгосрочных инвестиций.

Для эффективного осуществления государственного регулирование предпринимательства, необходимы такие инструменты как правовые, экономические и административные рычаги[22, С.2587-2598].

Правовые рычаги регулирования предпринимательства воздействуют на предпринимательскую деятельность с помощью федеральных законов, законов субъектов РФ, постановлений Правительства, подзаконных актов и других нормативно-правовых актов.

Экономические рычаги регулирования предпринимательства воздействуют на субъекты малого и среднего предпринимательства посредством влияния на их экономические интересы[16, С.78]. То есть данные рычаги под воздействием государства в изменяющихся условиях не ограничивают и не запрещают деятельность предпринимателей, а, в свою очередь, заставляют принимать решения о целесообразности укрупнения, сохранения или же прекращения деятельности своего бизнеса.

Административные рычаги государства воздействуют на предпринимательскую деятельность с помощью: государственных заказов на поставку определенных видов продукции; правовых и административных ограничений и запретов по выпуску отдельных видов продукции; определения стратегических целей развития экономики; нормативных требований к качеству и сертификации технологии и продукции и др.

Также административными рычагами регулирования экономических процессов являются: налогообложение; платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы[20, С.103].

Государством обеспечивается создание нормальных условий функционирования предпринимательской деятельности, стабилизация и подъем экономики путем проведения фискальной, кредитно-денежной, ценовой, научно- технической, инвестиционной и других видов политики. Реализуя данные направления оно использует экономические методы и методы административного регулирования.


Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства. Она призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг.

Так, фискальная функция государства является одной из важнейших функций, так как формирование государственных финансовых ресурсов происходит именно посредством проведения налоговой политики государства. Влияние системы налогообложения на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства может стимулировать предпринимательскую активность и, как следствие, обеспечить устойчивый рост экономики, а также может и сдерживать развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности.

Направления государственного регулирования и поддержки предпринимательства могут оказаться и безрезультатными, но только в том случае, если их экономическая деятельность является убыточной. Но государство не всегда имеет возможность в полной мере оказать поддержку предпринимательской деятельности, и, как следствие, ее ограниченные возможности являются причиной недостаточного развития малых и средних предприятий, а, следовательно, и низкие раз- меры налоговых поступлений в бюджет.

Административные методы, являясь методами прямого регулирования, используются государством лишь в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении тех или иных задач.

К методам прямого регулирования принято относить систему ценообразования, политику доходов, режим квотирования и политику лицензирования.

Система ценообразования наиболее часто используется в области регулирования рынков монополистической конкуренции на основе централизованного государственного ценообразования.

Режим квотирования применим к внешнеторговой деятельности и характерен для реализации некоторых товаров на внутреннем рынке[18, С.36]. Политика доходов является составной частью социальной политики и находит свое выражение в установлении минимального размера оплаты труда, размера оплаты пособия по нетрудоспособности работника, также других социальных выплат.

Наиболее действенным методом регулирования является лицензирование государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства[17, С. 25-27].

Лицензирование деятельности процедура очень сложная. Сложность этого процесса обусловлена, прежде всего, подготовкой пакета документов, который устроит лицензирующий орган.


К механизмам государственного регулирования малого и среднего предпринимательства относятся конкуренция, налоги, кредиты, государственный заказ, государственные гарантии и др.

Государство заинтересовано в большом количестве предприятий малого и среднего бизнеса, а еще более – в их эффективной работе. Именно поэтому органы государственной власти находятся в постоянном поиске методов и механизмов управления в сфере малого и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – это деятельность государственных и муниципальных органов власти по улучшение функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на реализацию мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными), региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства[8, п.1. ст.3]. Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства представляют собой нормативные правовые документы органов муниципальной власти, которые определяют перечень мероприятий, направленных на достижение целей в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, отдельных категорий предпринимательской деятельности, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов муниципальной власти, ответственных за реализацию этих мероприятий.

Органы муниципальной власти организуют реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности и на подведомственных территориях, и формируют собственную программу поддержки малого бизнеса, исходя из приоритетов социально-экономического развития муниципального образования и финансовых возможностей.

Основной задачей органов местного самоуправления является создание благоприятного климата для предпринимателей и оказание всемерного содействия развитию предпринимательства. Процесс содействия развитию предпринимательской деятельности обеспечивают органы местного самоуправления через обширный перечень механизмов. В их обязанности входят разработка и участие в реализации муниципальных целевых программах развития и поддержки малого предпринимательства, соответственно привлекая муниципальные средства и ресурсы. Также органы государственной власти на местах вправе предоставлять субъектам малого предпринимательства дополнительные льготы и преференции за счет собственного имущества[21, С.178-179].


Основными мерами поддержки малого бизнеса в первую очередь являются развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности, финансовой поддержки и налоговая политики для предпринимательства, а также устранение административных барьеров в сфере малого предпринимательства. Таким образом, важнейшим инструментом поддержки малых предприятий является разработка муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Муниципальной программа поддержки малого и среднего предпринимательства содержит в себе следующие блоки:

  • перспективные направления развития предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов предпринимательства;
  • меры, принимаемые для реализации основных направлений и форм поддержки предпринимательства;
  • объем и источники финансирования программных мероприятий;
  • исполнители программы.

Одним из барьеров по оказанию действенной поддержки малым и средним предприятиям в настоящее время является недостаточное развитие эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий, в то время как у крупных предприятий есть возможность создания инфраструктуры самой: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру — подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих. Следовательно, у малого и среднего предприятия недостаточно условий для дальнейшего развития на рынке.

Для этого необходима поддержка государства и муниципальных образований для создания комплексной и эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, причем на доступных условиях.

Таким образом, главной задачей развития предпринимательства в муниципальных образования является создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД КУРСК


В муниципальном образовании город Курск регулирование и поддержка предпринимательской деятельности осуществляется с помощью Муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017 - 2020 годы» (далее - муниципальная программа), которая представляет собой комплексную систему мероприятий по созданию благоприятной среды для развития предпринимательства[14].

Малое предпринимательство, безусловно, является довольно сложным и рискованным занятием, которое требует, прежде всего, наибольшей самоотдачи, стремления к новому, умения самостоятельно находить и принимать решения.

Задачи, заявленные в муниципальной программе, направлены на сохранение достигнутых результатов и качественное изменение отраслевой структуры малого и среднего предпринимательства путем развития приоритетных видов предпринимательской деятельности.

2.1 Этапы, цели, методы реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017 - 2020 годы»

Целью муниципальной программы является создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов обеспечения экономической и социальной стабильности в городе Курске.

Задачи программы:

Совершенствование правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства;

Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для решения задачи «Совершенствование правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства» предусматриваются следующие мероприятия:

анализ, разработка и принятие нормативных правовых актов в целях совершенствования действующей нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;