Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Нормативно-правовые документы регулирования и развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.2 Основные цели, методы и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД КУРСК

2.1 Этапы, цели, методы реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017 - 2020 годы»

2.2 Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в городе Курске

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Совершенствование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения инвестиционного потенциала

3.2 Мероприятия, направленные на повышение уровня инвестиционной привлекательности города Курска

3.3 Внедрение новой технологии, способствующей созданию конкурентной бизнес среды

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование экономики в Российской Федерации имеет много направлений. Основным из них является государственное регулирование предпринимательской деятельности. Оно осуществляется и в отношении предпринимательской деятельности в целом, и в отношении отдельных ее видов.

Государственным регулированием предпринимательской деятельности называют деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности[8].

Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики рыночный механизм не может в полной мере обеспечить стабильность и устойчивость развития экономики, положительный социально-экономический климат, защиту частной собственности, конкуренцию, ограничение монополистической деятельности без государственного поддержки и регулирования, в то время, как предпринимательская деятельность некоммерческих организаций направлена на достижение целей, ради которых они созданы.

Объектом исследования является регулирование предпринимательской деятельности в муниципальном образовании город Курск.

Предметом исследования являются теоретические аспекты, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности в городе Курске.

Цель работы - изучить необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, проанализировать условия и предпосылки государственного вмешательства, механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, а также меры усовершенствования инфраструктуры поддержки государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и в городе Курске.

Исходя из поставленной цели необходимо выделить ряд задач, которые будут способствовать ее достижению:

  1. Рассмотреть основные направления государственного регулирования в области предпринимательства.
  2. Проанализировать систему государственной поддержки на территории Российской Федерации и муниципального образования город Курск.
  3. Выявить проблемы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Курск и найти пути их решения.

Основными источниками информации, использованными для выполнения выпускной квалификационной работы, являются: Постановление Администрации г. Курска Курской области от 17 октября 2016 года N 3291 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017 - 2020 годы».[14]


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Нормативно-правовые документы регулирования и развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации регулируется и находит свое развитие в структуре коммерческого законодательства.

Классификация нормативных актов, в которых выражаются особенности правового регулирования предпринимательской деятельности, может быть проведена по различным основаниям: по юридической силе нормативных актов, по охвату их действия, по их предназначению и иным основаниям.

По своей юридической силе такие нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы являются определяющим звеном в системе источников таких нормативных правовых актов, так как они обеспечивают наиболее стабильные условия для предпринимательской деятельности.

Высшей юридической силой среди законов обладает Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основы правовой, политической и экономической системы государства, а также основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности, нормы, регулирующие отношения в сфере предпринимательской деятельности. Также в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности[1, ст.8]. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности имеет каждый согласно статье 34 Конституции РФ [1, ст.34].

Следующим по значимости документом, содержащим основные положения регулирования предпринимательской деятельности, является Гражданский кодекс Российской Федерации – кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения, гарантирующий наиболее стабильные условия предпринимательской деятельности. Вместе с ГК РФ предпринимательскую деятельность регулируют специальные законы и подзаконные правовые акты. Нормы гражданского права, содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации[2, п.2 ст.3].


Гражданский кодекс состоит из четырех частей. Каждая часть Кодекса, включает в себя общие и специальные нормы, которые в свою очередь направлены на регулирование предпринимательских отношений.

Часть первая ГК РФ содержит положения, которые определяют понятие предпринимательской деятельности, основные направления, положения и нормы, определяющие порядок регулирования предпринимательской деятельности[19, С.13].

Часть вторая ГК РФ определяет отдельные виды обязательств, в том числе и обязательства в сфере предпринимательства: договоры контрактации, поставки, энергоснабжения, финансовой аренде, финансирования под уступку денежного требования, доверительному управлению имуществом и другим видам.

Часть третья ГК РФ содержит два раздела – «Наследственное право» и «Международное частное право», содержащих специальные положения о регулировании предпринимательской деятельности: о наследовании предприятия; о требованиях к форме и содержанию внешнеторговых сделок; о применимом праве при создании коммерческих организаций с участием иностранного капитала; о доверительном управлении наследственным имуществом (предприятием, долей в уставном капитале и т. д.); о правах, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах;

Часть четвертая ГК РФ содержит раздел «Право интеллектуальной собственности», который, в свою очередь, содержит положения об особенностях коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности – это патентное право, право на секрет производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Предпринимательство в Российской Федерации регулируется и рядом других кодексов, таким, как: НК РФ, КоАП РФ, АПК РФ, УК РФ, ТК РФ; а также рядом федеральных законов: «Об основах государственного регулирования внешне-торговой деятельности», «Об акционерных обществах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации» и др.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации[1, ч.2 ст.76]. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, действует федеральный закон[1, ч.5 ст.76]. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт Российской Федерации. Так, согласно ст.71 Конституции РФ в ведении Российской федерации находится гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство[1, п.о) ст.71], а значит и единство экономического пространства на всей территории России[1, ч.1 ст.8].


Наряду с законами нормативные правовые акты могут быть и подзаконными, направленными на обеспечение исполнения законов. К ним относятся нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления.

Предпринимательскую деятельность также могут регулировать и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные правовые акты). Но следует отметить, что сфера нормотворческой деятельности данных федеральных органов существенно ограничена [2, п.7 ст.3]. Нормативные правовые акты не только регулируют предпринимательскую деятельность, но и оказывают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления[8, ст.1].

Целью принятия данного Федерального Закона является создание нормативно-правовых рычагов для обеспечения создания благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, обеспечения конкурентоспособности малых предприятий, увеличения их количества, развития самозанятости населения, увеличения доли производимых малыми предприятиями товаров, работ, услуг в ВВП, в налоговых доходах бюджетов всех уровней.

Указ Президента РФ от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»[10]

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»[12]

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[6]

Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»[5]

Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[7]


Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[4]

Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Курске на 2017 - 2020 годы»[14]

Приказ Минэкономразвития России (Министерства экономического развития РФ) от 14 февраля 2018 г. №67 «Об утверждении требований к реализации мероприятий субъектами российской федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»[11]

Постановление администрации города от 27.12.201 № 4770 «Об утверждении Порядков предоставления субсидий из бюджета города Курска, предусмотренных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства»[13]

1.2 Основные цели, методы и инструменты государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно- правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями и применения мер стимулирования и ответственности в случае нарушения этих требований[8].

Таким образом, можно определить цель государственного регулирования предпринимательской деятельности, которая заключается в создании благоприятных условий для постоянного функционирования предпринимательской среды.

Для достижения поставленной цели необходимо определить ряд следующих задач:

  1. Обеспечить организационно-правовые основы предпринимательской деятельности: определить в законодательстве правовое положение субъектов малого и среднего бизнеса; определить порядок создания и регистрации предприятий, их ликвидации, правила и стандарты учета и отчетности; защита прав собственности, потребителей, товарного знака и т.д., а также установить порядок стандартизации и сертификации продукции текущего контроля качества продукции и услуг.
  2. Создать и обеспечить правовые условия рыночного механизма хозяйствования и условий свободного предпринимательства: создать условия для конкуренции и свободы предпринимательства, обеспечить свободу перемещения то- варов, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках; регулирование рыночных отношений между предпринимателями; борьба с бюрократическими барьерами.
  3. Установить и обеспечить соблюдение правил и этико-правовых норм предпринимательства: установить нормы и правила административной и деловой этики и контроль за их соблюдением; вести борьбу с коррупцией, вымогательством, взяточничеством, мошенничеством; осуществить контроль за незаконной деловой практикой и принятие мер по борьбе с легализацией доходов от незаконного бизнеса; содействовать в разрешении конфликтов, возникающих между предпринимателями.
  4. Обеспечить повышение эффективности производства субъектами малого и среднего бизнеса: оптимизация структуры и размещения производства; создание благоприятного инвестиционного климата для местных и иностранных инвесторов и др.
  5. Обеспечить развитие предпринимательской инфраструктуры.
  6. Оказать содействие предпринимателям в их хозяйственной деятельности: обеспечить развитие промышленного и научно-технического сотрудничества, финансировать и кредитовать бизнес, оказать поддержку экспортерам; создать условия непосредственной поддержки предпринимательской деятельности путем предоставления информационных и консультационных услуг, организовать научные и учебные центры, инновационные и страховые фонды.
  7. Обеспечить социально-экономические основы предпринимательства: разработать нормы трудового законодательства и обеспечить контроль за их соблюдением; создать безопасные условия труда и жизнедеятельности; обеспечить образование и профессиональное обучение, обеспечить справедливые основы частного найма и оплаты труда, стимулировать рост занятости и увеличение числа рабочих мест;.
  8. Реализовать политику охраны окружающей среды.