Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий (Сущность, направления и функции социальной защиты населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязательное государственное медицинское страхование представляет собой регулируемый нормами публичного права вид социального страхования.

Частное медицинское страхование осуществляют частные страховые компании. Оно не только дополняет государственное медицинское страхование, как во многих странах мира, но и выступает основным видом медицинского страхования для части населения и тем самым замещает обязательное государственное медицинское страхование.

Эта конструкция применяется также в страховании по длительному уходу, которое было введено в 1995 – 1996 гг.

В ФРГ есть не только Социальный кодекс, но и система специализированных судов по разрешению споров в сфере социального обеспечения. Значительный вклад в развитие законодательства и определение ориентиров для научных исследований вносит Федеральный конституционный суд.

Особенно важно, что Федеральный конституционный суд в определенных случаях обосновывает право на социальные выплаты и социальное обеспечение, хотя Основной закон ФРГ, в отличие от большинства новейших европейских конституций и от Хартии Европейского союза по правам человека, не закрепляет социальных прав.

Так, из обязанности уважать и защищать человеческое достоинство (абз. 1 ст. 1 Основного закона) в совокупности с принципом социального государства (абз. 1 ст. 20 Основного закона) выводится право всех лиц, проживающих на территории Германии (включая лиц, ходатайствующих о признании беженцами), на обеспечение прожиточного минимума, включающего в себя как физиологический, так и социально-культурный минимум.

Кроме того, из обязанности государства обеспечивать охрану здоровья (абз. 2 ст. 2 Основного закона) и предусмотренной в законодательстве обязанности быть застрахованным в системе социального страхования вытекает обязанность государства предоставить то медицинское обеспечение и те услуги, которые необходимы для лечения заболеваний, представляющих угрозу жизни (даже если они не включены в каталог услуг обязательного медицинского страхования).

Во Франции, как и во всех других странах, государство сталкивается с необходимостью гарантировать право на социальное страхование и доступ каждого к медицинскому обслуживанию, отвечающему современному уровню развития медицины, но в то же время и с необходимостью ограничить рост социальных расходов, что становится обязательным, учитывая научный прогресс и увеличение продолжительности жизни. Законодатель ввел различные процедуры и способы контроля, направленные на то, чтобы дать государству возможности для маневрирования при управлении своей социальной политикой.


Основные элементы французской системы социального обеспечения были определены практически сразу после Второй мировой войны. С тех пор были внесены незначительные изменения, никак не повлиявшие на фундаментальные принципы системы.

Вот эти принципы: национальная солидарность, страховое финансирование (не только при помощи налоговых сборов), совместное управление системой социальной защиты представителями лиц, застрахованных в системе социального страхования.

Система базируется на четырех столпах:

  1. страхование от болезней, которое защищает от потери доходов при болезни;
  2. страхование от несчастных случаев на работе и профессиональных заболеваний;
  3. пенсионное страхование, которое обеспечивает доход в старости;
  4. семейные пособия, которые направлены на компенсацию финансовой нагрузки по содержанию детей.

Вышеприведенные виды страхования и восполнения доходов составляют основу системы социальной поддержки населения. Законодательно были внесены некоторые изменения для специальных категорий получателей страховых пособий (в частности, для государственных служащих, землевладельцев и т.д.).

Затем последовали различные реформы, направленные на расширение социальной защиты для населения в целом («универсальная защита» особенно в сфере медицинского обслуживания граждан). В настоящее время ведутся поиски ответа на вопрос, как можно покрыть государственные расходы на выплату содержания по старости или инвалидности[24].

С точки зрения социального страхования (социального обеспечения), которое также организовано на национальной основе и распространяется на все население, выделяют такой вид социальной поддержки, как содействие в форме выплат, пособий или других мер, направленных на оказание помощи людям, лишенным средств к существованию. В случае если выплатами распоряжаются органы местного самоуправления, характер и размер этих выплат фиксируются на национальном уровне.

Кроме того, социальное обеспечение в общем смысле включает в себя и страхование на случай безработицы, которое базируется на меж профессиональном коллективном трудовом договоре. Но эти выплаты не относятся к государственному социальному внебюджетному фонду социального обеспечения, который включает в себя только расходы по социальному страхованию. Они составляют 474 млрд евро по состоянию на 2014 год против всего лишь 407 млрд бюджета государства в целом. Следовательно, социальный бюджет превышает бюджет государства на 20% (не учитывая локальный уровень). Часть этих расходов сегодня покрывается не только социальными налоговыми взносами, но и фискальными доходами и переводами государственного бюджета.


Одно из преимуществ легальной иммиграции – возможность пользоваться системой социального страхования. Социальное страхование в США получить несложно. Более того, это нужно сделать обязательно.

Система социального страхования в США существует и работает. Американские граждане и владельцы иммиграционных виз могут рассчитывать на пособия, пенсии, всевозможные льготы от государства и страховых компаний. Размеры этих выплат достаточно велики, чтобы обеспечить нормальное существование.

В системе социального страхования участвуют все без исключения. Только при наличии карты и номера социального страхования можно найти официальную работу, получать государственное образование, рассчитывать на медицинское обслуживание в ряде случаев. Получить карту нужно сразу после того, как гражданин приедет в США.

О необходимости социального страхования в США задумались после Великой Депрессии. Уже в 1935 году власти приняли соответствующий закон. Впоследствии к нему добавляли поправки и новые положения.

Изначально закон предусматривал только два вида страхования: пенсии и пособия по безработицы. Существовали также некоторые льготы и выплаты сиротам, людям с ограниченными возможностями и низкими доходами.

Уже к 1939 году появилась поправка, предусматривающая выплату семьям, потерявшим кормильца.

В 1965 году появились пособия по нетрудоспособности, не вызванной травмой или условиями на производстве. Пособия при производственных травмах и профессиональных заболеваниях выплачивали в штатах. В том же году возможность пользоваться медицинским страхованием получили люди старше 65 лет.[25]

Сегодня в США существует две разновидности социального страхования:

  • социальное обеспечение (расходы – из федерального бюджета, бюджета штатов);
  • социальное страхование (Social Security).

Социальное обеспечение рассчитано на сирот, бедных людей, инвалидов и других нетрудоспособных граждан. В его рамках можно рассчитывать на бесплатное (муниципальное) жилье; пособие; продовольственные купоны, на которые можно купить продукты; бесплатную медицинскую помощь; школьное питание.

Существуют и иные виды помощи. Все бедные семьи могут рассчитывать, например, на бесплатные продукты и одежду.

Social Security – система социального страхования, созданная для работающих граждан и иммигрантов. Каждый работник или предприниматель регулярно отчисляет несколько процентов в страховые фонды. Эти отчисления позволяют впоследствии получать:


  • трудовую пенсию по достижении пенсионного возраста (с 62 лет);
  • пособие при потере трудоспособности из-за производственной травмы;
  • пособие при потере кормильца семьи, если работник умер до того, как достиг пенсионного возраста;
  • недорогую медицинскую помощь (приблизительно половину затрат покрывает социальная страховка), если уже исполнилось 65 лет.

Кроме Social Security можно дополнительно застраховать здоровье и жизнь. Медицинская страховка оплачивается отдельно. SS – общая система, охватывающая большую часть предприятий.

Есть и корпоративное страхование, а также программы отдельных штатов. SS № (номер социального страхования) присваивают каждому человеку, который легально проживает и работает в США. Получить его сможет и иммигрант. Это деятизначный номер, зафиксированный на карте. Карты выпускает агентство Social Security Administration. Получить ее можно абсолютно бесплатно. И сделать это нужно сразу после прибытия гражданина в США.

Без карты гражданин не сможет официально устроиться на работу; арендовать жилье (в большинстве случаев);открыть счет в банке и, следовательно, получить кредит впоследствии; получить медицинскую помощь.

SS№ заменяет собой ИНН, медицинский и страховой полис в России. Более того, это самый важный документ, который позволяет идентифицировать человека. Он важнее паспорта и чаще используется.

Таким образом, важно учитывать и тот факт, что российский опыт защиты социальных прав в немалой степени способствует тому, что конституционное право, как базовый регулятор общественных отношений приобретает все более выраженное социальное измерение не только в общеевропейском, но и в глобальном масштабе.[26]

Ну и наконец, нельзя не отметить, что, в то время как старая Европа движется по пути углубления правовых основ государственной и общественной жизни, новые демократии способствуют расширению пространства права.

Конечно, расширение предполагает прежде всего экстенсивное развитие. Но это развитие осуществляется на передовых рубежах борьбы за право, т.е. там, где приходится преодолевать наибольшее сопротивление социальной среды. И это обстоятельство надо учитывать, анализируя и оценивая деятельность органов конституционной юстиции новых демократий с позиций высоких требований современного конституционализма.

Таким образом, на основании главы, можно сделать выводы, что социальная защита является системой, которая включает экономические, социальные, правовые, организационные, медицинские и технические меры относительно защиты населения от социальных рисков, ухудшающих качество жизни. Цель социальной защиты населения заключается в поддержании материального положения населения, создав при этом в государстве, регионе, организации социальные механизмы, фонды, включая страховые, и институты социальной защиты, в случаях и на условиях, которые установлены законодатель.


Нормативно-правовая база о социальной защите в России является сложным конгломератом разрозненных законодательных актов, вследствие чего правоприменительная практика в данной сфере общественной жизни достаточно противоречива. Потому нужно поддержать многократно высказанное в юридической литературе предложение относительно объединения норм действующих актов, которые составляют правовой институт социальной защиты граждан государства, в один кодификационный акт – Социальный кодекс РФ.

Тем не менее, нужно учитывать, что на результативность реализации права на социальную защиту влияет не только состояние законодательства. Прежде всего, это обуславливает уровень развития национальной экономики, наличие обоснованной социальной политики страны, решимость политического руководства государства искоренить нищету и бедность.

По данному пути пошли многие страны, сюда можно отнести Австрию, Великобританию, Германию, Данию, Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Швейцарию, Швецию, Израиль, Новую Зеландию. Они располагают разветвленными системами социальной защиты граждан, финансируемыми за счет взносов организаций и сотрудников, а также из бюджетных средств. Вследствие этого у каждого появляется возможность на реализацию своего конституционного права на социальную защиту в полном объеме.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Сравнительная характеристика социальной защиты населения Тюменской области и других регионов РФ

При разграничении сфер исключительной и общей компетенции РФ, ее субъектов, муниципальных органов должна быть обеспечена комплексная социальная защита населения, т.к. это позволяет учесть региональные и местные особенности и (или) позволяет консолидировать усилия, в том числе финансовые средства, центра и регионов. При этом субъектами РФ и органами местного самоуправления средствами своего бюджета может быть повышен уровень социальных гарантий сравнительно с минимальным федеральным уровнем[27].