Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий (Сущность, направления и функции социальной защиты населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В самых общих чертах право на социальную защиту закрепляется практически во всех новейших конституциях современных государств. В Конституции РФ его конструкция сформулирована с помощью императивных и поощрительных норм. В результате каждому гарантируется согласно ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Только законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 1– 3).

В России конституционное право на социальную защиту реализуется в трех основных формах: социального обеспечения, социального страхования и социальной помощи.

Социальное обеспечение представляет собой материальные выплаты всем лицам, имеющим на то право, из специальных источников финансирования (бюджет, фонды), которые являются государственными или находятся под контролем государства. Конституция РФ называет два основных вида материальных выплат – государственные пенсии и социальные пособия.

Государственные пенсии – это материальные выплаты тем лицам, которые уже отработали определенный период времени, либо не могут работать по состоянию здоровья, либо имеют предусмотренные законом заслуги перед государством, либо в силу своего несовершеннолетия не в состоянии пока работать. Пенсии назначаются по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Порядок назначения пенсий и исчисления их размеров регулируются нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Закона РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Социальные пособия определяются как материальные выплаты, предоставляемые всем лицам для компенсации (взамен) утраченного заработка либо для поддержания минимального жизненного стандарта. Они предоставляются по временной нетрудоспособности работника, по беременности и родам, по уходу за ребенком, по безработице, лицам, имеющим детей, на погребение и др.[17]


Порядок установления и выплаты социальных пособий (компенсаций) регулируется, прежде всего, нормами Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федерального закона от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле», Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации».

Кроме того, в этой области действуют многочисленные подзаконные акты, предусматривающие установление и выплату социальных пособий (компенсаций) от лица государства с целью улучшения жизненных условий различных категорий населения России. Такая практика, следует заметить, противоречит ст. 39 Конституции РФ, согласно которой «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом»(ч. 2).

Второй формой реализации конституционного права на социальную защиту является социальное страхование. Специалисты определяют его как взаимное возмездное частно-публичное обязательство, возникающее на основании закона либо договора, в силу которого застрахованное лицо обязано уплачивать страховые взносы и при наступлении страхового случая имеет право на обеспечение за счет средств страхового фонда, эквивалентное уплаченным взносам, а страховщик вправе требовать уплаты страховых взносов и обязан предоставить страховое возмещение. Если страховое обязательство возникает на основании закона, то оно является по своему характеру обязательным (государственным) социальным страхованием. Напротив, если обязательство складывается на основании договора, то оно квалифицируется как дополнительное или добровольное социальное страхование. В России преобладает государственное социальное страхование, тогда как в странах Запада доминирует добровольное, ставшее уже давно основным[18].

Третьей формой реализации конституционного права на социальную защиту служит социальная помощь. Ее суть заключается в оказании государственного содействия определенным категориям населения страны путем осуществления денежных выплат или предоставления таких натуральных услуг, как помещение в детский дом, дом для престарелых, инвалидов, в интернат и т.п. В то же время денежные выплаты могут сочетаться, дополняться или заменяться натуральными услугами.

В России порядок оказания социальной помощи населению регулируется рядом федеральных законов. Среди них можно назвать законы от 12 января 1995 г. «О ветеранах», от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» и др.


В каждой стране общество и государство поощряют благотворительную деятельность юридических и физических лиц, направленную на оказание безвозмездной материальной помощи малоимущим.

Российское государство на конституционном уровне выразило намерение поощрять благотворительность в ее различных формах (ч. 3 ст. 39 Конституции РФ). В целях перевода намерений в реальную жизнь были приняты Федеральные законы от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах». Путем предоставления благотворительным организациям определенных льгот и преимуществ они серьезно мотивируют их деятельность в сфере социальной защиты малоимущих категорий населения страны[19].

Из многочисленных национальных систем социального обеспечения наибольший интерес вызывают те, эффективность которых проверена временем, подтверждена поддержкой общества и подкрепляется результатами научных исследований.

Одной из таких по праву считается система социального обеспечения Германии, приобретшая в результате длительного исторического развития относительно устойчивую структуру, кодифицированную нормативную основу, специальные правозащитные механизмы в виде социальных судов, соответствующая европейским социальным стандартам и выступающая объектом глубоких и масштабных научных изысканий.

Вопросы совершенствования национальной системы социального обеспечения актуальны и для России, унаследовавшей от СССР прочные традиции социальной защиты граждан и проводящей сегодня ряд важных реформ в социальной сфере и социальном законодательстве.

Понятие «социальное обеспечение» (soziale Sicherheit) можно толковать в узком и широком смысле. В узком смысле оно применяется в основополагающей Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». В широком смысле данное понятие включает в себя также социальную помощь. В этом контексте можно говорить о праве социальных услуг и выплат (обеспечения) – Sozialleistungsrecht, охватывающем все виды услуг и выплат, которые выполняют специфическую социальную функцию и гарантируются государством.

Понятие социальной защиты, применяемое в практике органов Европейского союза, еще шире по объему и включает в себя услуги и выплаты, которые связаны, например, с поддержкой семьи, обеспечением жильем или направлены на преодоление социальной изоляции. К этому понятию следует отнести также иные функциональные эквиваленты социальной защиты, такие как частное обеспечение по старости. Все это можно обозначить термином «социальное право».


В Германии под социальным правом в узком, или формальном, смысле мы понимаем только те области права, которые урегулированы в Социальном кодексе ФРГ.

В нашей стране социальное право выделилось в качестве самостоятельной отрасли права именно в таком значении. Его истоком является право социального страхования, которое впервые стало предметом системного изучения в начале XX в.

После окончания Второй мировой войны сформировалась наука социального права в ее современном понимании. Во многих европейских странах часть исследований в области социального права традиционно осуществляется «учеными-трудовиками»[20].

В Германии, напротив, принято анализировать социальное право исходя из публично-правовой перспективы; особое внимание в таких работах уделяется конституции социального государства и тем сферам административного права, которые способствуют реализации принципа социального государства.

Однако несмотря на две перспективы исследования, сегодня социальное право в Германии – это самостоятельная, отграниченная от трудового права отрасль права.

Социальному праву присущи следующие функции:

      1. страхование от социальных рисков;
      2. предоставление возможности участия в жизни общества;
      3. обеспечение граждан достаточными для существования средствами. Однако оно не выполняет такой специфической социальной функции, как оказание коммунальных услуг и услуг жизнеобеспечения (Daseinsvorsorge), т.е. обеспечение населения основополагающими благами (водо– и энергоснабжение, снабжение иными видами энергии, создание инфраструктуры средств связи и коммуникаций).

Образовательное право, даже если оно и имеет большое значение для современного «трудового общества», не выполняет специфической социальной функции, хотя некоторые аспекты профессионального образования и повышения квалификации относятся к социальному праву.

Если сосредоточиться на области права, которое служит претворению в жизнь названных специфических социальных функций, то исходя из исторической и сравнительной перспективы можно выделить различные обеспечительные системы, которые были созданы в большинстве стран мира, в том числе в Германии.[21]

Во-первых, защита от социальных рисков осуществляется через системы социального страхования, при этом законодатель определяет, кто подпадает под обязательное социальное страхование. Социальные услуги и выплаты финансируются посредством уплаты социальных взносов. В то же время в некоторых странах защита от социальных рисков предоставляется через обеспечительные системы, финансируемые за счет налогов.


Во-вторых, действуют системы социальной защиты, которые направлены на обеспечение прожиточного минимума. Такие системы основаны на проверке нуждаемости и финансируются из бюджета.

В-третьих, созданы системы, которые также финансируются из бюджета и призваны удовлетворить социальные потребности населения в той или иной жизненной ситуации. Речь идет об одобренных политическим сообществом потребностях: дополнительных мерах поддержки семей, посещении образовательных учреждений или пользовании соразмерной жилой площадью. В Германии мы говорим об услугах и выплатах социального содействия.

Кроме того, к социальному праву относятся услуги и выплаты социальной компенсации. Это системы, которые гарантируют возмещение ущерба здоровью гражданина, причинение которого влечет коллективную ответственность, например, ущерба здоровью, наступившего в результате вакцинации или во время исполнения воинских обязанностей. Социальное обеспечение в данном случае предполагает причинную связь и приобретает сходство со страхованием от несчастного случая на производстве. Последнее представляет собой вид социального страхования, при котором социальное обеспечение предоставляется, только если ущерб возник по причинам, связанным со сферой ответственности работодателя.[22]

Фундаментальными, системообразующими принципами социального права, по нашему мнению, можно назвать, помимо общей направленности на гарантирование равенства и свободы, следующие:

  1. принцип обеспечения, поскольку социальное право нацелено на то, чтобы застраховать ожидания определенного образа жизни в будущем;
  2. принцип солидарности, который с правовой точки зрения реализуется через перераспределение финансов;
  3. принцип индивидуальной ответственности, поскольку каждый должен в первую очередь самостоятельно заботиться о средствах к существованию для себя и членов своей семьи;
  4. принцип эффективной защиты, в соответствии с которым гражданин действительно должен иметь доступ к социальным услугам и выплатам.[23]

Кроме того, для реализации социального права необходимо учитывать такие общие принципы административного права, как рентабельность, открытость и гарантия должного качества.

В Германии медицинское страхование также обладает большой спецификой. У нас функционирует уникальная, возможно, единственная в мире двойственная структура медицинского страхования, состоящая из обязательного государственного и частного медицинского страхования.