ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 8507

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные признаки унитарного государства

Виды унитарных государств

Признаки конфедерации

Виды социальных норм, и их классификация

Нормы морали

Религиозные нормы

Право и религиозные нормы

Корпоративные нормы

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Понятие права

Признаки права

Нормативность

Волевой характер

Формальная определенность

Общеобязательность

Системность и иерархичность строения

Регулирующее воздействие права

Установление и обеспечение права государством

Понятие и признаки права

Понятие и структура системы права

Источники права

Правовой обычай

Продолжительность существования

Устный характер

Формальная определенность

Локальный характер

Санкционированность государством

Преимущества и недостатки правового обычая как источника права

Нормативный правовой акт

Юридический прецедент

Договор нормативного содержания

Юридическая наука

Понятие нормативных актов

Требования, предъявляемые к нормативным актам

Виды нормативных актов

Понятие нормативно-правовых актов

Виды нормативно-правовых актов

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативного акта в пространстве

Действие закона по кругу лиц

Виды законов

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды

Указы и распоряжения Президента России

Акты Правительства РФ

Акты федеральных министерств и ведомств

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Акты органов местного самоуправления

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Классификация

Реализация права: понятие и формы

Формы реализации права

Правоприменение как особая форма реализации права

Применение права как особая форма его реализации

Стадии процесса применения норм права

Установление фактической основы дела

Выбор и анализ юридической нормы

Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения

Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)

Правовые отношения

Основные признаки правовых отношений

Содержание правоотношений

Субъективное право

Юридическая обязанность

Двойственный характер содержания правоотношений

Виды правоотношений

Выводы

Структура правоотношения

Субъективные права и юридические обязанности

Понятие правонарушения

Признаки правонарушения

Виновное поведение человека

Совершение деяния дееспособным лицом

Виды правонарушений

Понятие юридической ответственности

Признаки юридической ответственности

Характеристика основных видов юридической ответственности

Уголовная ответственность

Административная ответственность

Дисциплинарная ответственность

Гражданско-правовая ответственность

Материальная ответственность

Виды юридической ответственности

Иные меры государственного принуждения (меры защиты)

Наука конституционного права: понятие и предмет исследования

Структура системы науки конституционного права

Права и свободы человека и гражданина

Гарантии осуществления и защита прав и свобод

Обязанности человека

Классификация прав и свобод человека

Личные права

Политические права

Политические права и свободы

Экономические, социальные, культурные права

Экономические права человека

Социальные права человека

Культурные права человека

Общие сведения[править | править вики-текст]

Трудовые права в России[править | править вики-текст]

Социальное обеспечение в России[править | править вики-текст]

Охрана здоровья в России[править | править вики-текст]

Право на образование в России[править | править вики-текст]

Свобода вероисповедания в России[править | править вики-текст]

Свобода слова[править | править вики-текст]

Право избирать и быть избранным[править | править вики-текст]

Случаи пыток и жестокого обращения[править | править вики-текст]

Массовое избиение в Благовещенске[править | править вики-текст]

Ситуация в Чечне[править | править вики-текст]

Утверждения о похищениях людей на Северном Кавказе[править | править вики-текст]

Нарушения прав человека в отношении выходцев из Кавказа[править | править вики-текст]

Нарушение прав сексуальных меньшинств[править | править вики-текст]

Борьба со случаями торговли людьми[править | править вики-текст]

Мнения правозащитников[править | править вики-текст]

Оценка Freedom House[править | править вики-текст]

Мнения и оценки[править | править вики-текст]

Органы государственной власти субъектов РФ

Предмет, методы и система уголовного права

Система уголовного права

Система уголовного права в России

Состав преступления

Понятие состава преступления

Элементы (стороны) состава преступления и их признаки

Классификация (виды) составов преступлений

Понятие и цели уголовного наказания

Понятие наказания

Цели наказания

Цели уголовного наказания

Система трудового права

Трудовое право в системе юридических наук.

Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук

Система и структура трудового права

Наука трудового права

Трудовое право как учебная дисциплина

Понятие принципа трудового права

Классификация принципов трудового права

Принципы, сформулированные Международной организацией труда

Конституционные принципы трудового права

Виды принципов трудового права

Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарное взыскание

Сроки применения дисциплинарного взыскания

Понятие гражданского права

Предмет гражданского права

Принципы гражданского права

Гражданское право как наука и учебная дисциплина

Система гражданского права

Институционная и пандектная системы права

Особенности исторических систем гражданского права

Роль и место гражданского права в системе российского права

Приобретение права собственности

Способы приобретения права собственности

Прекращение права собственности

Основания возникновения обязательств

Понятие и система оснований прекращения обязательств. Последствия прекращения обязательств

Прекращение обязательств по воле их участников

Прекращение обязательств независимо от воли их участников

Виды наследования

Наследование по закону

Наследование по завещанию

Обязательная доля

Ответственность наследников по долгам наследодателя

Понятие и значение наследования

Основные категории наследственного права

Основания наследования

Состав наследства

Недостойные наследники

Принятие наследства и отказ от наследства

Порядок принятия наследства

Способы принятия наследства

Отказ от наследства

Свидетельство о праве на наследство

В России также не исключается применение обычая как источника (формы выражения) права, но в первую очередь в сфере частного права, где у участников правоотношений присутствует определенная свобода выбора. Статья 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) дает определение обычаю делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

Специфика этого источника (формы выражения) права в современных условиях состоит в том, что в законе дается только отсылка к действующим обычаям, сам же обычай в нормативном акте не приводится. Отсылки к обычаю в гражданском законодательстве содержатся, например, в ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Аналогичная отсылка содержится в ст. 82 Таможенного кодекса РФ.

Таким образом, обычай — это правило поведения, сложившееся в ходе его действительного (фактического) применения в течение длительного времени в определенной местности либо определенной группой людей, не записанное в официальных документах, однако санкционированное государством.

Нормативный правовой акт

По мере развития общества, государства и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт. Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании. В современных условиях нормативный правовой акт как одна из самых удачных форм выражения правовых норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения данной страны. Он представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.

Нормативный правовой акт как источник права имеет и преимущества, и недостатки.

К преимуществам этой формы писаного права относятся:

  • возможность активно влиять на общественные отношения, поскольку государство располагает специальным аппаратом для реализации правовых норм и может обеспечить этот процесс с помощью мер принуждения;

  • оперативность, возможность быстрого воздействия на процессы ликвидации или, наоборот, развития определенных общественных отношений посредством мер принуждения;

  • удобство использования для лиц, применяющих право, так как содержание правовых норм записано в тексте нормативных правовых актов;

  • единообразие понимания и действия правовых предписаний на всей территории страны — единый режим законности, одинаковая защита прав граждан и т. п.


Но в силу различных причин как объективного, так и субъективного характера это регулирование не может быть до конца адекватным и всеобъемлющим. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

Современные нормативные правовые акты — порождение романо-германской правовой семьи. Тенденция к законодательному оформлению права окончательно выявилась в XIX в., когда в большинстве европейских государств были приняты писаные конституции и различные кодексы. Однако в XX в. закон как источник (форма выражения) права постепенно начинает превалировать и в других правовых системах, например в англосаксонской и мусульманской, где прежде ведущими были иные юридические источники. В тех странах, где он является классическим и первостепенным источником права (Германия, Франция, Россия), на верхней ступени иерархической системы нормативных правовых актов находятся конституции и законы (конституционные и обыкновенные). В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства нал другими нормативными актами, особенно актами исполнительной власти: декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями (подзаконными актами).

Современный нормативный правовой акт обладает следующими признаками:

  • издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;

  • имеет государственно-властный характер;

  • охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;

  • обладает юридической силой, т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;

  • существует в документальной форме, имеет установленную форму и реквизиты, снабжен указаниями о времени и месте принятия, а также подписями надлежащих должностных лиц, разбит чаше всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т. п.; содержит четкие положения о том, на какую территорию или какой круг лиц распространяется действие данного акта;

  • является частью строгой иерархии и системы права.

Юридический прецедент

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, как юридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

Юридический прецедент — древний источник права, его значение неодинаково в различные периоды истории человечества в разных странах. Он широко использовался в государствах Древнего мира, в Средние века. Так, в Древнем Риме решения преторов и других магистратов признавались обязательными при рассмотрении аналогичных дел. Вообще многие институты римского права сложились на базе судебных прецедентов. Тем не менее юридический прецедент в современном виде возник именно в Англии после того, как Вильгельм Завоеватель захватил эту страну в 1066 г. Начиная с реформ Генриха II Плантагенета (XII в.), стали появляться выездные королевские судьи, которые выносили решения от имени короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей, была ограничена, однако со временем сфера их компетенции значительно расширилась. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Право, которое сформировалось в ходе возникновения и упорядочения целостной системы судебных прецедентов, единых для всей Англии, а также других источников права, стало называться общим (common law).


В настоящее время этот источник права применяется в Англии, США, Канаде, Австралии и т. д. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых извлекаются юридические (судебные) прецеденты. Судебные решения во всем мире обладают авторитетом, а обобщение судебной практики высшей судебной инстанцией страны может оказывать позитивное влияние на право- реализацию. В отдельных странах такое положение судебной практики закреплено в законодательстве. Однако вне пределов указанных стран, где действует прецедентное право, решения судебных инстанций не выступают в роли источников права.

Для юридического прецедента как источника права характерны казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.

Казуистинность. Прецедент всегда максимально конкретен и приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных, единичных случаев — казусов.

Множественность. Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обусловливает огромный объем прецедентного права.

Противоречивость и гибкость. Выше было отмечено, что даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным органом, встречаются несогласованности и противоречия. Тем более неудивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут значительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость юридического прецедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право такого широкого простора выбора не предоставляет. Впрочем, в противоположность гибкости иногда указываются такие недостатки прецедентного права, как его жесткость, связанность судей когда-то вынесенными решениями сходных дел, невозможность отступить от них даже в ущерб справедливости и целесооб разности.

Итак, юридический прецедент — это решение по конкретному делу, которое обязательно для применения для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел.

Необходимыми основаниями и условиями функционирования прецедента в качестве обязательного источника права являются:

  • наличие механизма опубликования судебных отчетов, что предполагает общеизвестность прецедентов;

  • существование оптимальной системы профессиональной юридической подготовки;

  • эффективно действующая иерархическая судебная власть;

  • нормативность его содержания;

  • признание со стороны государства.

Все, что касается юридического прецедента, можно с определенными оговорками отнести к административному прецеденту. В современных государствах возрастает юридическое значение деятельности многочисленных государственных органов по решению стоящих перед ними задач. В связи с этим административный прецедент также становится источником (формой выражения) права, хотя и используется реже юридического. Это такое поведение государственного органа либо любого должностного лица, которое имело место хотя бы раз и может служить образном при аналогичных обстоятельствах.


Как и юридический, административный прецедент в Российской Федерации не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельности государственных органов (в том числе судебных) создаются правила поведения, которые действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда отменяют действующие правовые нормы.

Ни сточки зрения формы выражения правил поведения, ни с точки зрения юридических средств, которыми государство придает этим правилам юридическую обязательность, все приводимые сторонниками существования юридического прецедента в России примеры не могут быть сопоставимы с тем, что имеет место в правовой системе Англии. Единственное, что объединяет все эти российские примеры с юридическим прецедентом, является присутствие в этих процессах суда, фактически участвующего в формулировании правил поведения. Тем не менее органам судебной власти в Российской Федерации явно не хватает необходимых властных полномочий для придания данным правилам требуемой официальной санкционированности. Сделать это может надлежащий правотворческий орган, который часто учитывает сложившуюся судебную практику при создании новых правил повеления.

Высшие судебные инстанции в России не случайно наделены Конституцией РФ (ст. 104) правом законодательной инициативы по вопросам их ведения, в связи с чем имеют реальную возможность побудить законодателя довести до конца процесс придания юридической обязательности формируемым при их участии правилам поведения.

Поэтому следует интерпретировать все случаи, когда судебные или иные административные органы в ходе осуществления правосудия, административно-властных полномочий или обобщений правовой практики детализируют, конкретизируют, дополняют или отменяют действующие правовые нормы, способствуя тем самым созданию нового порядка правового регулирования, в качестве начального этапа формирования новых норм права, своеобразного складывания судебных или административных обыкновений, которым еще не хватает надлежащей степени санкционированности государства. И лишь в дальнейшем этим обыкновениям соответствующим правотворческим органом может быть придана юридически обязательная сила.

Договор нормативного содержания

В некоторых случаях источником права может быть договор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

  • согласная воля двух или нескольких лиц;

  • взаимное познание этой воли;

  • возможность содержания воли.


Еще одно отличие нормативного правового договора в том, что он может содержать не только нормы нрава, но и принципы нрава (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

С 90-х гг. XX в. договоры нормативного содержания получают в России все большее распространение как источник (форма выражения) внутригосударственного права. Они могут называться по- разному («контракт», «соглашение», «договоренность»), но в любом случае документ должен содержать норму нрава.

Таким образом, нормативный договор — это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

Характерной особенностью данной формы права является то, что он не принимается каким-либо правотворческим органом, а представляет собой содержащее правовые нормы соглашение договаривающихся сторон.

Исходя изданного понимания договора нормативного содержания можно выделить черты, характерные для договора нормативного содержания как юридического источника:

  • общий взаимный интерес сторон;

  • равенство сторон;

  • добровольность заключения;

  • возмездность;

  • взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

  • правовое обеспечение.

В нашей стране принята следующая классификация нормативных правовых договоров (по отраслевой принадлежности):

  • конституционно-правовые (Договор об образовании СССР 1922 г.. Федеративный договор 1992 г. и др.);

  • административные (соглашения между исполнительными органами власти и органами местного самоупрааления о делегировании последним определенных полномочий);

  • трудовые и коллективные.

Как видим, эта классификация касается в основном договоров, выступающих юридическими источниками внутригосударственного права. Однако чаше всего нормативные правовые договоры используются в сфере международною права, где они являются, в сущности, основным источником (формой выражения): только дву- или многосторонних международных договоров насчитывается свыше 500 тыс. В конституциях многих государств (Франция, Нидерланды, Российская Федерация) установлено, что при противоречиях между нормами международного договора и национальным законом первые будут преобладать.

Действительно, нормативный правовой договор представляет собой весьма значимую разновидность договорных актов, существующих в рамках не только национального, но и международною нрава. Нормоустанавливающее значение договоров ярко проявляется в таких отраслях права, как международное и конституционное. Поэтому еще одной отличительной особенностью нормативного правового договора является то, что он чаще всего имеет публичный характер, т. е. сторонами таких договоров выступают государства, отдельные государственные органы, межгосударственные образования.