ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 8349

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные признаки унитарного государства

Виды унитарных государств

Признаки конфедерации

Виды социальных норм, и их классификация

Нормы морали

Религиозные нормы

Право и религиозные нормы

Корпоративные нормы

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Понятие права

Признаки права

Нормативность

Волевой характер

Формальная определенность

Общеобязательность

Системность и иерархичность строения

Регулирующее воздействие права

Установление и обеспечение права государством

Понятие и признаки права

Понятие и структура системы права

Источники права

Правовой обычай

Продолжительность существования

Устный характер

Формальная определенность

Локальный характер

Санкционированность государством

Преимущества и недостатки правового обычая как источника права

Нормативный правовой акт

Юридический прецедент

Договор нормативного содержания

Юридическая наука

Понятие нормативных актов

Требования, предъявляемые к нормативным актам

Виды нормативных актов

Понятие нормативно-правовых актов

Виды нормативно-правовых актов

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативного акта в пространстве

Действие закона по кругу лиц

Виды законов

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды

Указы и распоряжения Президента России

Акты Правительства РФ

Акты федеральных министерств и ведомств

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Акты органов местного самоуправления

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Классификация

Реализация права: понятие и формы

Формы реализации права

Правоприменение как особая форма реализации права

Применение права как особая форма его реализации

Стадии процесса применения норм права

Установление фактической основы дела

Выбор и анализ юридической нормы

Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения

Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)

Правовые отношения

Основные признаки правовых отношений

Содержание правоотношений

Субъективное право

Юридическая обязанность

Двойственный характер содержания правоотношений

Виды правоотношений

Выводы

Структура правоотношения

Субъективные права и юридические обязанности

Понятие правонарушения

Признаки правонарушения

Виновное поведение человека

Совершение деяния дееспособным лицом

Виды правонарушений

Понятие юридической ответственности

Признаки юридической ответственности

Характеристика основных видов юридической ответственности

Уголовная ответственность

Административная ответственность

Дисциплинарная ответственность

Гражданско-правовая ответственность

Материальная ответственность

Виды юридической ответственности

Иные меры государственного принуждения (меры защиты)

Наука конституционного права: понятие и предмет исследования

Структура системы науки конституционного права

Права и свободы человека и гражданина

Гарантии осуществления и защита прав и свобод

Обязанности человека

Классификация прав и свобод человека

Личные права

Политические права

Политические права и свободы

Экономические, социальные, культурные права

Экономические права человека

Социальные права человека

Культурные права человека

Общие сведения[править | править вики-текст]

Трудовые права в России[править | править вики-текст]

Социальное обеспечение в России[править | править вики-текст]

Охрана здоровья в России[править | править вики-текст]

Право на образование в России[править | править вики-текст]

Свобода вероисповедания в России[править | править вики-текст]

Свобода слова[править | править вики-текст]

Право избирать и быть избранным[править | править вики-текст]

Случаи пыток и жестокого обращения[править | править вики-текст]

Массовое избиение в Благовещенске[править | править вики-текст]

Ситуация в Чечне[править | править вики-текст]

Утверждения о похищениях людей на Северном Кавказе[править | править вики-текст]

Нарушения прав человека в отношении выходцев из Кавказа[править | править вики-текст]

Нарушение прав сексуальных меньшинств[править | править вики-текст]

Борьба со случаями торговли людьми[править | править вики-текст]

Мнения правозащитников[править | править вики-текст]

Оценка Freedom House[править | править вики-текст]

Мнения и оценки[править | править вики-текст]

Органы государственной власти субъектов РФ

Предмет, методы и система уголовного права

Система уголовного права

Система уголовного права в России

Состав преступления

Понятие состава преступления

Элементы (стороны) состава преступления и их признаки

Классификация (виды) составов преступлений

Понятие и цели уголовного наказания

Понятие наказания

Цели наказания

Цели уголовного наказания

Система трудового права

Трудовое право в системе юридических наук.

Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук

Система и структура трудового права

Наука трудового права

Трудовое право как учебная дисциплина

Понятие принципа трудового права

Классификация принципов трудового права

Принципы, сформулированные Международной организацией труда

Конституционные принципы трудового права

Виды принципов трудового права

Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарное взыскание

Сроки применения дисциплинарного взыскания

Понятие гражданского права

Предмет гражданского права

Принципы гражданского права

Гражданское право как наука и учебная дисциплина

Система гражданского права

Институционная и пандектная системы права

Особенности исторических систем гражданского права

Роль и место гражданского права в системе российского права

Приобретение права собственности

Способы приобретения права собственности

Прекращение права собственности

Основания возникновения обязательств

Понятие и система оснований прекращения обязательств. Последствия прекращения обязательств

Прекращение обязательств по воле их участников

Прекращение обязательств независимо от воли их участников

Виды наследования

Наследование по закону

Наследование по завещанию

Обязательная доля

Ответственность наследников по долгам наследодателя

Понятие и значение наследования

Основные категории наследственного права

Основания наследования

Состав наследства

Недостойные наследники

Принятие наследства и отказ от наследства

Порядок принятия наследства

Способы принятия наследства

Отказ от наследства

Свидетельство о праве на наследство



Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Иными словами, система права - это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам

Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.

Основные структурные элементы системы права:

а) нормы права;

б) институты права,

в) отрасли права.

Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права).

Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования;

б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового регулирования различают:

а) обязывание;

б) дозволение;

в) запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве - запрещения.

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).




  1. Понятие, признаки и структуры нормы права



1. Понятие нормы права.

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

2. Признаки нормы права.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

  1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

  2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

  3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

  4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

  5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.

3. Структура, элементы правовых норм и способы их изложения.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").

Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);

  • обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);

  • запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).


Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

4. Виды правовых норм.

По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие (см. предыдущий пункт).

Существуют и другие классификации правовых норм:

  1. По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные(устанавливающие ответственность за правонарушения).

  2. По степени определённости предписаний (по методу правового регулирования) - на императивные (однозначно определяющие вариант поведения субъектов при соответствующих обстоятельствах), диспозитивные (предусматривающие возможность выбора варианта действий субъекта) и рекомендательные.

  3. По источнику - на конституционныезаконодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..

  4. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.

Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).





  1. Понятие и виды источников права



Источники права




Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:


Правовой обычай

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Это исторически первая форма права.

Данному юридическому источнику присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:

Продолжительность существования

Обычай формируется постепенно. Должно пройти определенное время с момента его возникновения, чтобы обычай приобрел силу. В древних текстах существовала подходящая формулировка: «С незапамятных времен». Обычай закрепляет, содержит то, что складывалось в результате длительной практики в обществе, он может отражать как общие позитивные моральные, духовные ценности народа, так и предрассудки, расовую нетерпимость. Поскольку общество — система динамичная и постоянно развивающаяся, то устаревшие обычаи постоянно заменяются новыми, более приспособленными к окружающей действительности;

Устный характер

Особенность обычая, отличающая его от других источников права, состоит в том, что он сохраняется в сознании народа, передается из поколения в поколение в устной форме;

Формальная определенность

Поскольку обычай существует в устной форме, требуется более или менее точная определенность его содержания: ситуация, в которой он применяется, круг лиц, на которых обычай распространяется, последствия, которые влечет его применение;

Локальный характер

Как правило, обычай действует в определенной местности в рамках сравнительно небольшой группы людей или на сравнительно небольшой территории, является своеобразной традицией данной местности. Многие ученые отмечают тесную связь обычая с религией (например, в современной Индии обычное право входит в структуру индусского сакрального права);

Санкционированность государством

Для того чтобы обычай реально применялся в обществе, необходимо признание его юридической силы государством. Право не существует вне государства, поэтому обычай может приобрести общеобязательный характер наряду с другими источниками права лишь при условии придания ему законности государством. Однако в современных условиях существует более широкий перечень способов легального (официального) санкционирования обычаев в целях включения их в систему формально-юридических источников. Это признание их: государственными органами (законодательными, исполнительными, судебными и т. д.); органами местного самоуправления и другими негосударственными организациями; государствами и (или) международными организациями в сфере публичных и частных международных отношений.

Правовые обычаи подразделяются на определенные виды и подвиды. Можно выделить обычаи:


  • secundum legem (в дополнение к закону), который действует наряду с законом, дополняя его в случае пробела или невозможности истолковать ситуацию с помощью законодательства;

  • praetor legem (кроме закона), который также существует параллельно с законодательством страны, однако очень ограничен процессом кодификации и первенством закона в современном романо-германском обществе;

  • adversus legem (против закона), который в настоящее время играет весьма незначительную роль в связи с верховенством закона или судебной практики (в зависимости от правовой семьи) в иерархии источников права.

По юридической значимости обычаи делятся на основные и субсидиарные (дополнительные).

В зависимости от времени возникновения все правовые обычаи делятся на две основные группы: первую составляют санкционированные компетентными органами обычаи, сложившиеся еще в доклассовых или раннеклассовых обществах; во вторую входят относительно новые правовые обычаи, которые возникают в современных условиях. Так, в Индии по исторически сложившемуся правовому обычаю многие полномочия, которые конституция предоставляет президенту, осуществляет премьер-министр.

Преимущества и недостатки правового обычая как источника права

Таким образом, обычай проявляется как способ постоянного формирования права. Он сохраняется лишь в той мере, в какой факты выражают его реальность. Каждый новый случай применения является новым прецедентом обычая, каждая новая форма по-своему моделирует содержание обычая. Поэтому обычай по сравнению с другими источниками (формами выражения) права обладает большей гибкостью, пластичностью. Однако такая изменчивая форма существования права имеет недостаток: норма обычая не так формально определена, как, скажем, норма, содержащаяся в законе. Поэтому в современном мире обычное право уступило место письменным источникам. Теоретически обычай может сохранять за собой только те место и роль, которые готовы ему уступить письменные источники. Однако часто закон опирается на обычай или возникает на его основе.

В современном обществе каждое государство по-своему решает, какое место отвести обычаю в иерархии источников права. Отсылки к обычаю традиционно применяются в международном морском и торговом праве. Так, срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения — сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Lex mercatoria (торговое право) не что иное, как обычай, предписывающий разрешать споры в стране продавца.

В настоящее время обычай находит достаточно широкое применение в малоразвитых государствах Азии, Африки, Океании. В развитых государствах обычай понимается прежде всего как норма, дополняющая закон. Однако есть и исключения: в современных Франции и Германии в сфере гражданского и торгового права не исключается применение обычая не только в дополнение, но и против закона.