Файл: Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников
1.1 Семья и ее влияние на успешность обучения младшего школьника
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста
1.3 Взаимодействие учителя с родителями младшими школьниками
2 Организация и методики исследования
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
2.3 Математико-статистический аппарат исследования
Рисунок 4 - Различия в личностных особенностях младших школьников с разным уровнем успеваемости
То есть младшим школьникам с более высокой успеваемостью по сравнению с младшими школьниками с более низкой успеваемостью, наиболее свойственны такие личностные особенности как развитый интеллект, эмоциональная устойчивость, стабильность, уверенность в своих силах и возможностях, чувствительность. Дети с меньшей успеваемостью, напротив, менее уверены в себе, склонны остро реагировать на неудачи, оценивают себя как менее способных, хуже контролируют собственные эмоции.
Такие различия представляются вполне закономерными, поскольку для успешного обучения требуется усидчивость, способность переживать неудачи, без которых никакое обучение не обходится.
По остальным показателям методики Р. Кеттелла у детей более и менее успевающих в обучении значимых различий обнаружено не было.
Рассмотрим далее особенности выраженности эмоциональных отношений в семье в группах младших школьников с разным уровнем успеваемости.
18.00 |
16.71 |
|||||||||||||||||||||||||
16.00 |
14.84 |
14.81 |
||||||||||||||||||||||||
14.00 |
13.23 |
|||||||||||||||||||||||||
12.00 |
матери младших школьников 1 |
|||||||||||||||||||||||||
10.00 |
||||||||||||||||||||||||||
группы |
||||||||||||||||||||||||||
8.00 |
матери младших школьников 2 |
|||||||||||||||||||||||||
6.00 |
4.44 |
группы |
||||||||||||||||||||||||
4.37 |
4.05 |
3.91 |
4.05 |
|||||||||||||||||||||||
3.91 |
3.874.15 |
|||||||||||||||||||||||||
4.00 |
3.60 |
3.51 |
3.34 |
3.65 |
||||||||||||||||||||||
2.00 |
||||||||||||||||||||||||||
0.00 |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||||||||||||||
Рисунок 5 - Различия в особенностях эмоциональных отношений в семье
Условные обозначения:
1 - Чувства при взаимодействии с ребенком
2 - Безусловное принятие
3 - Отношение к себе как к родителю
4 - Блок эмоционального принятия
5 - Стремление к телесному контакту
6 - Оказание эмоциональной поддержки
7 - Умение воздействовать на состояние ребенка
8 - Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия
Анализируя выявленные различия, можно отметить, что в сфере эмоциональных отношений в семье у матерей младших школьников 1 группы (с более высокой успеваемостью) обнаружены достоверно более высокие значения по 6 показателям из 11. Так, из блока эмоционального принятия значимые различия были выявлены по показателям «чувства при взаимодействии с ребенком (t=2,70; p≤0,010), «безусловное принятие» (t=2,89; p≤0,006), «отношение к себе как к родителю» (t=2,28; p≤0,028). В блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия значимые различия были обнаружены по показателям «стремление к телесному контакту» (t=2,76; p≤0,008), «оказание эмоциональной поддержки» (t=3,12; p≤0,003), «умение воздействовать на состояние ребенка» (t=2,15; p ≤ 0,037).
То есть, матери более успешных в учебе детей, проявляют чуткость и внимательность к своим детям, испытывают положительные эмоции в общении с детьми, принимают ребенка таким, какой он есть, оказывать ему поддержку, как словами, так и телесными объятиями, обучают его оптимальным способам поведения и выражения эмоций. Это позволяет ребенку на спокойной эмоциональной основе осваивать мир, хорошо учиться, достигать успехов.
В блоке чувствительности матерей к состоянию ребенка и пониманию его причин значимых различий у матерей более и менее успешных в учебе детей обнаружено не было. Так же как и различий в показателях личностной и ситуативной тревожности мам.
Рассмотрев все выявленные различия в степени выраженности показателей личности и эмоциональных отношений в семье младших школьников были сделаны следующие выводы:
1. Младшие школьники с более высокой успеваемостью, по сравнению с их сверстниками с более низкой успеваемостью, характеризуются более развитым интеллектом, более высокой эмоциональной устойчивостью, стабильностью, уверенностью в своих силах и возможностях, но при этом большей чувствительностью и интуитивностью.
2. Матери младших школьников высоко успевающих в большей степени, по сравнению с матерями школьников менее успевающих, способны проявлять чуткость и внимательность к своим детям, испытывать положительные эмоции в общении с детьми, принимать ребенка таким, какой он есть, оказывать ему поддержку как словами, так и телесными объятиями, обучать его оптимальным способам поведения и выражения эмоций.
Итак, в результате сравнительного анализа Стьюдента наша гипотеза о том, что существуют значимые различия в личностных особенностях и эмоциональных отношениях в семье у школьников с разным уровнем успеваемости, подтвердилась.
3.3 Личностные особенности, успеваемость и эмоциональные отношения в семье в группах младших школьников разного пола
Далее, рассмотрим различия в выраженности показателей личности, успеваемости и эмоциональных отношений в семье младших школьников разного пола (таблица 4, рисунки 6-7).
Таблица 4
Различия в степени выраженности показателей личности, успеваемости и эмоциональных отношений в семье младших школьников разного пола
Среднее значение |
Уровень знач. |
|||||
Показатели |
Т-критерий |
|||||
методик |
мальчики |
девочки |
Стьюдента |
p |
||
A - общительность |
6,04 |
6,25 |
-0,35 |
0,727 |
||
B - вербальный интеллект |
5,85 |
6,80 |
-1,66 |
0,104 |
||
C - уверенность в себе |
4,42 |
5,20 |
-1,07 |
0,292 |
||
D - возбудимость |
4,69 |
4,95 |
-0,42 |
0,678 |
||
E - склонность к |
3,77 |
4,00 |
-0,36 |
0,719 |
||
самоутверждению |
||||||
F - склонность к риску |
4,88 |
5,05 |
-0,28 |
0,778 |
||
G - ответственность |
6,23 |
5,00 |
1,70 |
0,096 |
||
H- социальная смелость |
5,69 |
5,75 |
-0,09 |
0,927 |
||
I - чувствительность |
5,77 |
6,85 |
-1,38 |
0,173 |
||
O - тревожность |
6,08 |
5,65 |
0,61 |
0,546 |
||
Q3 - самоконтроль |
5,85 |
4,95 |
1,10 |
0,277 |
||
Q4 - нервное напряжение |
4,85 |
5,45 |
-0,87 |
0,390 |
||
Восприятие состояния ребенка |
4,05 |
4,10 |
-0,23 |
0,822 |
||
Понимание причин состояния |
3,52 |
3,61 |
-0,35 |
0,732 |
||
Способность к сопереживанию |
3,25 |
3,20 |
0,24 |
0,809 |
||
Блок чувствительности |
10,82 |
10,91 |
-0,17 |
0,866 |
||
Чувства при взаимодействии с |
||||||
ребенком |
4,08 |
4,31 |
-1,29 |
0,203 |
||
Безусловное принятие |
4,06 |
4,40 |
-1,63 |
0,111 |
||
Отношение к себе как к |
||||||
родителю |
3,82 |
4,06 |
-0,98 |
0,333 |
||
Эмоциональный фон |
||||||
взаимодействия |
3,59 |
3,67 |
-0,38 |
0,708 |
||
Блок эмоционального принятия |
15,54 |
16,44 |
-1,25 |
0,219 |
||
Стремление к телесному |
||||||
контакту |
3,64 |
4,07 |
-2,13 |
0,039 |
* |
|
Оказание эмоциональной |
||||||
поддержки |
3,60 |
3,77 |
-0,85 |
0,400 |
||
Ориентация на состояние |
||||||
ребенка |
2,69 |
2,87 |
-1,01 |
0,318 |
||
Умение воздействовать на |
||||||
состояние ребенка |
3,84 |
3,95 |
-0,58 |
0,567 |
||
Блок поведенческих проявлений |
||||||
эмоционального |
13,77 |
14,66 |
-1,68 |
0,100 |
В первую очередь необходимо отметить, что в личностных параметрах наши младшие школьники мальчики и девочки значимых различий не обнаружили. Вероятно, в этом возрасте половые различия в личностных характеристиках еще не выявляются достаточно ярко.
Остановимся на обнаруженных различиях в выраженности эмоциональных отношений в семье (рис. 6).
4.07 |
|||
4.10 |
|||
4.00 |
|||
3.90 |
3.64 |
матери мальчиков |
|
3.80 |
матери девочек |
|||||||
3.70 |
||||||||
3.60 |
||||||||
3.50 |
||||||||
3.40 |
||||||||
1 |
||||||||
Рисунок 6 - Различия в особенностях эмоциональных отношений в семье (1 – стремление к контакту)
Анализируя выявленные различия, можно отметить, что в сфере эмоциональных отношений в семье у матерей девочек обнаружены достоверно более высокие значения по показателю «стремление к телесному контакту» (t= -2,13p ≤ 0,039).
То есть матерям девочек, по сравнению с матерями мальчиков, более свойственно проявлять свою любовь и участие в телесных объятиях, ласках в отношении своих дочерей. Матери, воспитывающие мальчиков, в меньшей мере используют невербальные знаки участия и любви, выражая свое участие скорее словами поддержки.
Что касается параметров успеваемости, выявленные различия представлены на рис. 7.
Анализируя выявленные различия, можно отметить, что у девочек обнаружены достоверно более высокие значения по предмету «информатика» (на уровне p ≤ 0,035), и в целом по успеваемости (на уровне p ≤ 0,019).
У мальчиков эти показатели ниже, следовательно, они несколько хуже успевают в процессе школьного обучения, показывают более низкие результаты успеваемости, как в целом, так и в т.ч. по информатике.
4.15
4.20 |
4.01 |
||||||||||
4.10 |
|||||||||||
4.00 |
|||||||||||
3.77 |
|||||||||||
3.90 |
|||||||||||
мальчики |
|||||||||||
3.80 |
3.61 |
||||||||||
девочки |
|||||||||||
3.70 |
|||||||||||
3.60 |
|||||||||||
3.50 |
|||||||||||
3.40 |
|||||||||||
3.30 |
|||||||||||
1 |
2 |
||||||||||
Рисунок 7 - Различия в показателях успеваемости младших школьников
Условные обозначения:
1 - информатика
2 – средний балл по успеваемости
Данные результаты достаточно ожидаемы. Известно, что младшие школьники-девочки более прилежны и старательны. Вероятно, этим объясняется их более высокая успеваемость по всем дисциплинам. Исходя из того, что согласно Л.С. Выготскому[12], педагог может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим вместе с ним, можно предположить, что преподавателю информатики наиболее продуктивнее удается доносить учебный материал до девочек.