Файл: Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников

1.1 Семья и ее влияние на успешность обучения младшего школьника

1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста

1.3 Взаимодействие учителя с родителями младшими школьниками

2 Организация и методики исследования

2.1 Организация исследования и характеристика выборки

2.2 Методики исследования

2.3 Математико-статистический аппарат исследования

3 Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Анализ взаимосвязей личностных особенностей, успеваемости и эмоциональных отношений в семье младших школьников

3.2 Личностные особенности и эмоциональные отношения в семье в группах младших школьников с разным уровнем успеваемости

3.3 Личностные особенности, успеваемость и эмоциональные отношения в семье в группах младших школьников разного пола

Заключение

Список использованных источников

У родителей с либеральным стилем воспитания дети учатся на «удовлетворительно» и «хорошо». Семейная ситуация при таком стиле воспитания может быть как благоприятной, так и неблагоприятной. На основе полученных данных можно сказать, что либеральный стиль оказывает нейтральное влияние на успеваемость школьников, которая зависит от личности ребенка и его индивидуальных особенностей.

Дети, у родителей которых преобладает индифферентный стиль родительского воспитания, учатся на «хорошо» (слабые четверки). Во всех семьях с индифферентным стилем воспитания наблюдается неблагоприятная семейная ситуация. На основе полученных данных, мы делаем вывод, что родители с индифферентным стилем воспитания оказывают нейтральное влияние на успеваемость младшего школьника.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы: авторитетный стиль родительского воспитания оказывает положительное влияние на успеваемость младшего школьника, либеральный и индифферентный стили оказывают нейтральное влияние на учебную успеваемость младшего школьника, авторитарный – негативное[6].

Как подчеркивает А. В. Махнача, именно в раннем возрасте закладывается определенная модель эмоционального отношения ребенка к миру, к людям, к себе. Эта модель зависит в значительной степени от психологической атмосферы в семе, от тех отношений, которые складываются у ребенка с родителями и с другими членами семьи[7].

Говоря словами Л. С. Выготского[8], в этот период осуществляется переход от учения по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослым. Сензитивность этого периода очень четко определяется и в процессе усвоения грамоты. Если мы упустим этот момент, запоздаем с изучением грамоте, ее освоение будет проходить с большими трудностями. И важная роль принадлежит здесь семье.

Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-

общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.

Поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он – ученик, он – ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.


Известно, что смена социальных отношений представляют для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий жизни.

В исследовании Апшевой С. Ю., Насиповой Р. З. приняли участие учащиеся 4-х классов. Общая выборочная совокупность составила 57 учащихся младших классов. Целью работы было исследование влияния особенностей восприятия ребенком ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи на его успеваемость в школе.

Диагностика психологического климата в семье и взаимоотношений родителей с детьми позволяет выявить стиль воспитания ребенка, а также возможность прогнозировать влияние тех или иных моделей воспитания на психическое иличностное развитие детей. Использовалась методика «Кинетическийрисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана».

В ходе исследования были получены следующие результаты: у 19,29 % детей проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов. Эти дети учатся в основном на хорошо. Также есть 7,03 % детей, в которых ребенок не рисует себя. В этом случае рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности, отвержении. Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Эти дети, как отмечает учитель не внимательны на уроках, учатся на удовлетворительно.

Большую потребность в общении выражают 17,54 % детей, в свои рисунки они добавляют животных, родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя, бабушка, дедушка). Эти дети активны на уроках, даже слишком отмечает учитель. И зная и не зная, они хотят отвечать, занимаются на хорошо и отлично. В семьях у 15,78 % детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – на рисунках члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга). Эти дети учатся не плохо, но они замкнуты. На одном из рисунков изображены пятеро человек: мама, ребенок, сестра, брат и папа.

Эмоциональный контакт и межличностные отношения в семье нарушены у 8,77% детей, каждый из них занят своим делом: ребенок изображен в верхней части листа, другие члены семьи отдалены друг от друга. Все находятся на одном рисунке, но при этом их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе (многодетная семья).


В ходе исследования рисунков, было выявлено, что 14,05 % из 57 детей не удовлетворены своим положением в семье. 17,54 % детей иногда испытывают дискомфорт родительского отношения, но в целом удовлетворены взаимодействием с родителями. Это дети, которые учатся в основном на отлично.

Выявив академическую успеваемость (по школьному журналу) и исследовав особенности восприятия ребенком ситуации, своего места в семье, отношения к членам семьи была выявлена корреляционная зависимость между этими показателями. Корреляционная зависимость составила r = 0,71, что является доказательством влияния отношения семьи к ребенку на его академическую успеваемость. Таким образом, можно сделать вывод, что на академическую успеваемость влияют особенности восприятия ребенком семейной ситуации, их отношения к членам семьи.

Так авторы проведенного исследования увидели, что большое значение для развития личности ребенка имеет тип семьи, то отношение к нему в кругу близких. Та семья, которая проявляет искренний интерес к своему ребенку, принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, будет формировать целом гармоничную личность (Апшева, 2015).

Актуальность изучения проблемы взаимосвязи эмоционального микроклимата в семье и успеваемости неоспорима, так как для любого прогрессивного общества задачи воспитания детей во всестороннем плане являются приоритетными. Поэтому успеваемость включает в себя не только высокие учебные результаты, она основана на субъективном ощущении ребенком благополучия, удовлетворенности в учебе, что в свою очередь, стимулирует его к высокой результативности, развивает инициативность, творчество.

Таким образом, важнейшим фактором, влияющим на формирование личности ребенка, являются гармоничные внутрисемейные отношения родителей и детей, принятие, заинтересованность родителя в планах ребенка, его будущем, воспитание независимости, самостоятельности ребенка, вера в успешность ребенка.

Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, объясняют, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей

Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания.


1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – период, когда ребенок начинает понимать ценность жизненных достижений, необходимость прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое, в том числе и уважение окружающих. У учащихся начальной школы по разному формируется интерес к самому процессу учебной деятельности. В связи с новым социальным статусом детей (статусом школьников), а также в связи с формирующимся новым социальным поведением детей, подчеркнѐм здесь следующее.

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Применительно к этому возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы). В то же время нельзя не рассматривать только успешность взрослых в процессе обучения и воспитания ребенка, так как в педагогическом процессе успешность его участников взаимосвязана и взаимообусловлена (Родионова, 2015).

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Этот возрастной период, совпадающий с переходом детей из начальной школы в среднюю, совпадает с их изменениями – нейрофизиологическими, психическими, личностными, социальными – которые закономерно соотносят со значимым снижением успеваемости в это время. Повторяемость и устойчивость такого явления свидетельствует о том, что падение успеваемости обусловлено именно созреванием нервной системы учащихся, а не с особенностями учебного процесса. В этом возрасте зрелость лобных долей головного мозга определяет специфику нервной пластичности и проявляется в особенностях сенсомоторной интеграции и в уровне интеллекта[9].

В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.


Отметим, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами: учится управлять вниманием, мышлением. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения.

Школьная жизнь предъявляет особые требования к интеллектуальным способностям ребенка, которые необходимы не только для освоения образовательных программ, но и для адаптации в новой социальной среде. Академический интеллект позволяет младшему школьнику успешно осваивать учебную деятельность, а социальный интеллект предоставляет возможность адекватно понимать эмоциональное состояние и личностные особенности окружающих людей, устанавливать дружеские отношения с одноклассниками, взаимодействовать с учителями (Васильев, 2016).

Также хочется отметить, что особенностью детей данного школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна.

Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности, в том числе и усвоения школьного материала. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные[10].

Также отметим, что младший школьный возраст это тот период в жизни ребенка, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение норм и правил поведения. Моральные понятия и суждения младших школьников заметно обогащаются от 1 до 4 класса, становятся более четкими, определенными.

Вместе с этим подчеркнѐм значимость формирования потребности в признании. Потребность в признании проявляется в стремлении ребѐнка утвердиться в своих моральных и нравственных качествах: ребѐнок рефлексирует, пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей. При этом ребѐнок хочет, чтобы окружающие люди хвалили его за его успехи, признавали и ценили его хорошие поступки. Ребѐнок испытывает психологически не насыщаемую потребность обращаться ко взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этих случаях для ребѐнка очень важна поддержка именно его родителей и, во вторую очередь, что тоже особенно важно – одобрение учительницы начальных классов.