Файл: Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников

1.1 Семья и ее влияние на успешность обучения младшего школьника

1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста

1.3 Взаимодействие учителя с родителями младшими школьниками

2 Организация и методики исследования

2.1 Организация исследования и характеристика выборки

2.2 Методики исследования

2.3 Математико-статистический аппарат исследования

3 Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Анализ взаимосвязей личностных особенностей, успеваемости и эмоциональных отношений в семье младших школьников

3.2 Личностные особенности и эмоциональные отношения в семье в группах младших школьников с разным уровнем успеваемости

3.3 Личностные особенности, успеваемость и эмоциональные отношения в семье в группах младших школьников разного пола

Заключение

Список использованных источников

3 Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Анализ взаимосвязей личностных особенностей, успеваемости и эмоциональных отношений в семье младших школьников

Для выявления характера взаимосвязей показателей успеваемости школьников, их личностных особенностей и эмоциональных отношений в семье был проведен корреляционный анализ К. Пирсона, результаты которого представлены в таблице 2 и на рисунках 1-2.

Таблица 2

Значимые взаимосвязи показателей успеваемости школьников, их личностных особенностей и эмоциональных отношений в семье

Показатели

Восприятиесостоянияребенка

Понимание причинсостояния

Способность ксопереживанию

Чувства привзаимодействии сребенком

Безусловноепринятие

Отношение к себекаккродителю

Стремление ктелесномуконтакту

Оказаниеэмоциональнойподдержки

Умениевоздействовать насостояниеребенка

A - общительность

0,43

0,32

C - уверенность в себе

0,42

0,33

0,43

0,36

0,41

0,33

0,32

H- социальная смелость

0,37

Русский язык

0,39

0,42

0,33

0,39

0,37

Литература

0,30

0,34

0,39

0,40

0,30

0,40

0,34

0,36

Иностранный язык

0,50

0,34

0,36

0,37

0,43

Математика

0,31

Информатика

0,34

0,35

0,33

Окружающий мир

0,48

0,44

0,34

0,37

0,38

0,30

Среднее значение

0,47

0,44

0,35

0,43

0,42

0,30


Рассмотрим вначале связи, обнаруженные между факторами личности младшего школьника и эмоциональными отношениями в семье (рис. 1).

Рисунок 1 - Схема взаимосвязей показателей личностных особенностей младших школьников и эмоциональных отношений в семье

Анализируя выявленные взаимосвязи показателей личностных особенностей младших школьников и эмоциональных отношений в семье, можно говорить о том, что все связи носят положительный характер, являются прямыми.

Так, показатели «понимание причин состояния» и «оказание эмоциональной поддержки», положительно коррелируют с показателями А (общительность) и С (уверенность в себе) ребенка. То есть, чем более матери ориентируются во взаимодействии с ребенком на то, чтобы понимать причины его состояния, тем в большей степени ребенок открыт к общению, более уверен в своих силах и возможностях и эмоционально устойчив. Вероятно, это может быть связано с имеющейся поддержкой в семье, в частности с внимательным и чутким отношением матери.

Показатель «способность к сопереживанию мамы» положительно коррелирует с показателем С (уверенность в себе) ребенка. Возможно, чем более матери в контакте со своим ребенком проявляют сопереживание, сочувствие, основанное на любви к ребенку, на его принятии и демонстрируют положительный эмоциональный настрой в контакте, тем в большей мере ребенок характеризуется эмоциональной устойчивостью, уверенностью, умением преодолевать препятствия.

Показатель «чувства при взаимодействии с ребенком» положительно коррелирует с показателями С (уверенность в себе) и Н (социальная смелость) ребенка. Можно предположить, чем более матери испытывают положительные эмоции во взаимодействии со своим ребенком, тем в большей мере ребенок характеризуется эмоциональной и социальной зрелостью, способностью рисковать в социальных контактах, знакомиться, сотрудничать. Вероятно, это связано с устойчивой поддержкой ребенка матерью.

Также с показателем С (уверенность в себе) положительно коррелируют показатели «безусловное принятие», «стремление к телесному контакту», «умение воздействовать на состояние ребенка». То есть, чем более матери принимают своего ребенка без всяких условностей, обнимают ребенка, успокаивают при необходимости, эмоционально спокойно относясь к возможным детским капризам, упрямству, тем в большей степени ребенок растет уравновешенным, способным находить подходящую форму для выражения своих переживаний и желаний, способным договариваться.


Возможно, это обусловлено тем, что мать дает ребенку теплую эмоциональную основу и хороший образец поведения. Ребенок чувствует, что он любим и принят матерью.

Итак, мы рассмотрели взаимосвязи показателей личности младших школьников и эмоциональных отношений в семье.

Можно заключить, что наиболее важными для формирования личности ребенка являются такие проявления со стороны матери как понимание ею причин его состояния, проявление чувств при взаимодействии с ребенком, оказание эмоциональной поддержки, а также способность к сопереживанию, безусловное принятие, стремление к телесному контакту, умение воздействовать на состояние ребенка. Именно данные особенности играют решающее значение для таких социально значимых личностных качеств младшего школьника как общительность, уверенность в себе, социальная смелость.

Итак, в результате корреляционного анализа наша гипотеза о том, что существуют значимые взаимосвязи между показателями успеваемости школьников, их личностными особенностями и эмоциональными отношениями в семье подтвердилась.

По результатам корреляционного анализа также можно отметить, что с показателями ситуативной и личностной тревожности матерей достоверно значимых связей в группе детей не выявлено.

Вывод: рассмотрев все выявленные взаимосвязи, можно говорить о том, что способность матерей воспринимать своего ребенка, оказывать ему поддержку, проявлять участие, спокойно объясняя правила поведения, повышает вероятность гармоничного развития личности ребенка и уровня его успеваемости. Больше всего связей обнаруживает такой показатель личностного развития ребенка как уверенность в себе, что возможно объясняется имеющейся в семье благоприятной атмосферой и поддержкой, вследствие чего ребенок эмоционально стабилен, спокоен, уверен в своих силах и возможностях. В плане успеваемости выявлено, что в целом высокая успеваемость связана с принятием ребенка матерью, ее теплым эмоциональным участием, как вербальным, так и телесным проявлением любви к ребенку, способностью оказать поддержку. При этом, среди гуманитарных предметов наибольшее количество положительных связей с эмоциональной поддержкой в семье обнаруживает литература, а среди естественно-научных – познание окружающего мира.


3.2 Личностные особенности и эмоциональные отношения в семье в группах младших школьников с разным уровнем успеваемости

Для проверки гипотезы о том, что младшие школьники с разным уровнем успеваемости отличаются личностными характеристиками и эмоциональными отношениями в семье, выборка детей была разделена на группы с высоким и низким уровнем успеваемости.

Деление выборки младших школьников по уровню успеваемости осуществлялось с помощью кластерного анализа, результаты которого представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Результаты кластеризации выборки младших школьников по уровню успеваемости

Как видим, при помощи кластерного анализа было выделено 2 группы младших школьников. В первую группу, характеризующихся более высокой успеваемостью в процессе школьного обучения, вошли 27 младших школьников. Вторую группу, которым свойственна более низкая успеваемость по всем предметам школьного цикла, составили 19 детей.

Для выявления различий в степени выраженности показателей личности младших школьников и эмоциональных отношений в семье был использован метод сравнительного анализа по Т-критерию Стъюдента, результаты которого представлены в таблице 3 и на рисунках 4-5.

Таблица 3

Средние значения

Уровень знач.

Показатели

Более

Менее

Т-критерий

успешные

успешные

Стьюдента

p

A - общительность

6,59

5,47

1,92

0,062

B - вербальный интеллект

6,78

5,53

2,21

0,032

*

C - уверенность в себе

5,85

3,21

4,22

0,000

***

D - возбудимость

5,11

4,37

1,22

0,231

Различия в степени выраженности показателей личности младших школьников и эмоциональных отношений в семье (1 группа – младшие школьники с более высокой успеваемостью; 2 группа – младшие школьники с более низкой успеваемостью)

Анализируя выявленные различия, можно отметить, что в сфере личностных особенностей младших школьников с высокой степенью успеваемости обнаружены достоверно более высокие значения по показателям В (высокий вербальный интеллект) (t=2,21; p≤0,032), С (уверенность с себе) (t=4,22; p≤0,000) и I (чувствительность) (t=2,86; p≤0,006).


8.00

7.11

6.78

7.00

5.53

5.85

6.00

5.00

5.00

младшие школьники с более

4.00

3.21

высокой успеваемостью

младшие школьники с более

3.00

низкой успеваемостью

2.00

1.00

0.00

1

2

3