Файл: Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников
1.1 Семья и ее влияние на успешность обучения младшего школьника
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста
1.3 Взаимодействие учителя с родителями младшими школьниками
2 Организация и методики исследования
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
2.3 Математико-статистический аппарат исследования
3 Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Анализ взаимосвязей личностных особенностей, успеваемости и эмоциональных отношений в семье младших школьников
Для выявления характера взаимосвязей показателей успеваемости школьников, их личностных особенностей и эмоциональных отношений в семье был проведен корреляционный анализ К. Пирсона, результаты которого представлены в таблице 2 и на рисунках 1-2.
Таблица 2
Значимые взаимосвязи показателей успеваемости школьников, их личностных особенностей и эмоциональных отношений в семье
Показатели |
Восприятиесостоянияребенка |
Понимание причинсостояния |
Способность ксопереживанию |
Чувства привзаимодействии сребенком |
Безусловноепринятие |
Отношение к себекаккродителю |
Стремление ктелесномуконтакту |
Оказаниеэмоциональнойподдержки |
Умениевоздействовать насостояниеребенка |
|
A - общительность |
0,43 |
0,32 |
||||||||
C - уверенность в себе |
0,42 |
0,33 |
0,43 |
0,36 |
0,41 |
0,33 |
0,32 |
|||
H- социальная смелость |
0,37 |
|||||||||
Русский язык |
0,39 |
0,42 |
0,33 |
0,39 |
0,37 |
|||||
Литература |
0,30 |
0,34 |
0,39 |
0,40 |
0,30 |
0,40 |
0,34 |
0,36 |
||
Иностранный язык |
0,50 |
0,34 |
0,36 |
0,37 |
0,43 |
|||||
Математика |
0,31 |
|||||||||
Информатика |
0,34 |
0,35 |
0,33 |
|||||||
Окружающий мир |
0,48 |
0,44 |
0,34 |
0,37 |
0,38 |
0,30 |
||||
Среднее значение |
0,47 |
0,44 |
0,35 |
0,43 |
0,42 |
0,30 |
Рассмотрим вначале связи, обнаруженные между факторами личности младшего школьника и эмоциональными отношениями в семье (рис. 1).
Рисунок 1 - Схема взаимосвязей показателей личностных особенностей младших школьников и эмоциональных отношений в семье
Анализируя выявленные взаимосвязи показателей личностных особенностей младших школьников и эмоциональных отношений в семье, можно говорить о том, что все связи носят положительный характер, являются прямыми.
Так, показатели «понимание причин состояния» и «оказание эмоциональной поддержки», положительно коррелируют с показателями А (общительность) и С (уверенность в себе) ребенка. То есть, чем более матери ориентируются во взаимодействии с ребенком на то, чтобы понимать причины его состояния, тем в большей степени ребенок открыт к общению, более уверен в своих силах и возможностях и эмоционально устойчив. Вероятно, это может быть связано с имеющейся поддержкой в семье, в частности с внимательным и чутким отношением матери.
Показатель «способность к сопереживанию мамы» положительно коррелирует с показателем С (уверенность в себе) ребенка. Возможно, чем более матери в контакте со своим ребенком проявляют сопереживание, сочувствие, основанное на любви к ребенку, на его принятии и демонстрируют положительный эмоциональный настрой в контакте, тем в большей мере ребенок характеризуется эмоциональной устойчивостью, уверенностью, умением преодолевать препятствия.
Показатель «чувства при взаимодействии с ребенком» положительно коррелирует с показателями С (уверенность в себе) и Н (социальная смелость) ребенка. Можно предположить, чем более матери испытывают положительные эмоции во взаимодействии со своим ребенком, тем в большей мере ребенок характеризуется эмоциональной и социальной зрелостью, способностью рисковать в социальных контактах, знакомиться, сотрудничать. Вероятно, это связано с устойчивой поддержкой ребенка матерью.
Также с показателем С (уверенность в себе) положительно коррелируют показатели «безусловное принятие», «стремление к телесному контакту», «умение воздействовать на состояние ребенка». То есть, чем более матери принимают своего ребенка без всяких условностей, обнимают ребенка, успокаивают при необходимости, эмоционально спокойно относясь к возможным детским капризам, упрямству, тем в большей степени ребенок растет уравновешенным, способным находить подходящую форму для выражения своих переживаний и желаний, способным договариваться.
Возможно, это обусловлено тем, что мать дает ребенку теплую эмоциональную основу и хороший образец поведения. Ребенок чувствует, что он любим и принят матерью.
Итак, мы рассмотрели взаимосвязи показателей личности младших школьников и эмоциональных отношений в семье.
Можно заключить, что наиболее важными для формирования личности ребенка являются такие проявления со стороны матери как понимание ею причин его состояния, проявление чувств при взаимодействии с ребенком, оказание эмоциональной поддержки, а также способность к сопереживанию, безусловное принятие, стремление к телесному контакту, умение воздействовать на состояние ребенка. Именно данные особенности играют решающее значение для таких социально значимых личностных качеств младшего школьника как общительность, уверенность в себе, социальная смелость.
Итак, в результате корреляционного анализа наша гипотеза о том, что существуют значимые взаимосвязи между показателями успеваемости школьников, их личностными особенностями и эмоциональными отношениями в семье подтвердилась.
По результатам корреляционного анализа также можно отметить, что с показателями ситуативной и личностной тревожности матерей достоверно значимых связей в группе детей не выявлено.
Вывод: рассмотрев все выявленные взаимосвязи, можно говорить о том, что способность матерей воспринимать своего ребенка, оказывать ему поддержку, проявлять участие, спокойно объясняя правила поведения, повышает вероятность гармоничного развития личности ребенка и уровня его успеваемости. Больше всего связей обнаруживает такой показатель личностного развития ребенка как уверенность в себе, что возможно объясняется имеющейся в семье благоприятной атмосферой и поддержкой, вследствие чего ребенок эмоционально стабилен, спокоен, уверен в своих силах и возможностях. В плане успеваемости выявлено, что в целом высокая успеваемость связана с принятием ребенка матерью, ее теплым эмоциональным участием, как вербальным, так и телесным проявлением любви к ребенку, способностью оказать поддержку. При этом, среди гуманитарных предметов наибольшее количество положительных связей с эмоциональной поддержкой в семье обнаруживает литература, а среди естественно-научных – познание окружающего мира.
3.2 Личностные особенности и эмоциональные отношения в семье в группах младших школьников с разным уровнем успеваемости
Для проверки гипотезы о том, что младшие школьники с разным уровнем успеваемости отличаются личностными характеристиками и эмоциональными отношениями в семье, выборка детей была разделена на группы с высоким и низким уровнем успеваемости.
Деление выборки младших школьников по уровню успеваемости осуществлялось с помощью кластерного анализа, результаты которого представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Результаты кластеризации выборки младших школьников по уровню успеваемости
Как видим, при помощи кластерного анализа было выделено 2 группы младших школьников. В первую группу, характеризующихся более высокой успеваемостью в процессе школьного обучения, вошли 27 младших школьников. Вторую группу, которым свойственна более низкая успеваемость по всем предметам школьного цикла, составили 19 детей.
Для выявления различий в степени выраженности показателей личности младших школьников и эмоциональных отношений в семье был использован метод сравнительного анализа по Т-критерию Стъюдента, результаты которого представлены в таблице 3 и на рисунках 4-5.
Таблица 3
Средние значения |
Уровень знач. |
||||
Показатели |
Более |
Менее |
Т-критерий |
||
успешные |
успешные |
Стьюдента |
p |
||
A - общительность |
6,59 |
5,47 |
1,92 |
0,062 |
|
B - вербальный интеллект |
6,78 |
5,53 |
2,21 |
0,032 |
* |
C - уверенность в себе |
5,85 |
3,21 |
4,22 |
0,000 |
*** |
D - возбудимость |
5,11 |
4,37 |
1,22 |
0,231 |
Различия в степени выраженности показателей личности младших школьников и эмоциональных отношений в семье (1 группа – младшие школьники с более высокой успеваемостью; 2 группа – младшие школьники с более низкой успеваемостью)
Анализируя выявленные различия, можно отметить, что в сфере личностных особенностей младших школьников с высокой степенью успеваемости обнаружены достоверно более высокие значения по показателям В (высокий вербальный интеллект) (t=2,21; p≤0,032), С (уверенность с себе) (t=4,22; p≤0,000) и I (чувствительность) (t=2,86; p≤0,006).
8.00 |
7.11 |
|||||||||||||
6.78 |
||||||||||||||
7.00 |
5.53 |
5.85 |
||||||||||||
6.00 |
5.00 |
|||||||||||||
5.00 |
младшие школьники с более |
|||||||||||||
4.00 |
3.21 |
высокой успеваемостью |
||||||||||||
младшие школьники с более |
||||||||||||||
3.00 |
||||||||||||||
низкой успеваемостью |
||||||||||||||
2.00 |
||||||||||||||
1.00 |
||||||||||||||
0.00 |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
||||||||||||