Файл: Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников
1.1 Семья и ее влияние на успешность обучения младшего школьника
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста
1.3 Взаимодействие учителя с родителями младшими школьниками
2 Организация и методики исследования
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
2.3 Математико-статистический аппарат исследования
Введение
Семейное воспитание по ряду параметров резко отличается от общественного, что делает его специфичным и уникальным. Качество детско-родительского взаимодействия и характер эмоциональных отношений в семье формирует в дальнейшем всю систему социальных контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивая процесс его социализации, положительного эмоционального состояния, интереса к познанию, высокой успеваемости в учебной деятельности.
Получая в семье необходимую поддержку и понимание, младшие школьники способны лучше осваивать учебный материал, проявлять познавательную активность и интерес к учебной деятельности, показывать высокую успеваемость по школьным предметам. Успеваемость включает в себя высокие учебные результаты и основана на субъективном ощущении ребенком благополучия, удовлетворенности в учебе, что в свою очередь, стимулирует ребенка к высокой результативности, развивает инициативность, творчество.
Обучение ребенка в общеобразовательной школе является значимой ступенью в его социально-психологическом развитии. Учебная ситуация ставит перед ним задачу грамотного и эффективного усвоения знаний, для чего требуется совершенно иная, нежели в дошкольном детстве, структура психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст представляет собой период, когда происходит активное развитие всех познавательных процессов ребенка, но кроме того серьезные изменения наблюдаются и в личности ребенка – формируются мотивационная сфера, самооценка, происходит становление и совершенствование процессов саморегуляции, рефлексии; кроме того, ребенок осваивает систему социальных отношений. Вместе с тем, в этот период значимыми являются и особенности отношений ребенка с родителями, качество детско-родительского взаимодействия, а также эмоциональные отношения в семье, которые могут как способствовать, так и препятствовать благоприятному и гармоничному развитию младшего школьника.
Вопросы личностного развития детей младшего школьного возраста и их учебной успеваемости находят свое отражение в работах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.В. Матюхиной, Л. С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. Проблема эмоциональных отношений в семье представлена в работах Е.И. Захаровой, С.В. Карповой, М.И. Лисиной, А. В. Махнача, А.Я. Варги, Д. Боулби, и др.
Цель исследования – выявить особенности личности и успеваемости младших школьников в связи с эмоциональными отношениями в семье.
Объект исследования – эмоциональные отношения в семье, личность и успеваемость младших школьников.
Предмет исследования – особенности личности и успеваемость младших школьников в связи с эмоциональными отношениями в семье.
Задачи:
- Выявить взаимосвязи между показателями успеваемости младших школьников, их личностными особенностями и эмоциональными отношениями в семье.
- Изучить особенности личности и эмоциональные отношения в семье в группах младших школьников с разным уровнем успеваемости.
- Изучить личностные особенности, уровень успеваемости, эмоциональные отношения в семье – в группах младших школьников разного пола.
1 Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников
1.1 Семья и ее влияние на успешность обучения младшего школьника
Одной из важнейших характеристик личностного развития ребенка является «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Именно взаимоотношения между родителем и ребенком являются той творческой средой, где возникает и осуществляется личностное становление и развитие каждого участника этого процесса[1].
Леонтьев А.Н. отмечал, что развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним[2].
Эмоциональная среда семьи формируется под влиянием различных факторов:
1. Эмоциональные отношения взрослых членов семьи друг с другом, с ребенком (детьми). Проявление эмоций и адекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации обеспечит становление эмоционально обогащенной среды.
2. Эмоциональная информация, исходящая от каждого члена семьи, способная временно или постоянно обогащать, обеднять или видоизменять эмоциональную среду семьи. Потоки эмоциональной информации оказывают влияние на психологическое и эмоциональное состояние каждого члена семьи.
3. Открытость семейной системы контактам и связям с внешним миром. Если семейная система практически закрыта (замкнута сама на себе), то есть не идет общение и обмен опытом с другими семьями и социальными институтами (поход в гости, семейные спортивные соревнования, детские праздники, посещение массовых увеселительных мероприятий и т.д.), то, вероятнее всего, эмоциональная среда семьи будет обеднена.
4. Стиль воспитания ребенка. Необходимо отметить, что в семье с положительными или негативными последствиями не только стиль воспитания родителей влияет на формирование эмоциональной среды, но и то, какой стиль воспитания использовали, когда эти родители воспитывались в своей семье.
5. Традиции и обычаи семьи. Данный фактор, на наш взгляд, влияет на некоторые стереотипы поведения, которые могут оказаться характерными для определенной семьи.
Таким образом, под эмоциональной средой семьи мы понимаем эмоции, эмоциональные отношения, потоки эмоциональной информации, возникающие между членами семьи в процессе их взаимодействия. Они зависят от открытости семейной системы к внешним контактам, стиля воспитания, семейных традиций и интерьера дома[3].
Семья для младших школьников является носителем важной функции социального контроля, состоящей в развитии социальных связей ребенка, оказании ему помощи в общении со сверстниками, педагогами. В семье формируется тип личности с определенными ценностями и способностями, от семьи зависит восприимчивость человека к природе, искусству, литературе, активному отдыху. Влияние и пример родителей предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье. Семья должна прививать интерес к чтению книг, развивать речь ребенка, прививать трудолюбие. Если этого не будет, то ребенок в школе будет показывать более слабые результаты учебной деятельности[4].
То есть от успеваемости ребенка в школе зависит дальнейшее его развитие, формирование личности, как в когнитивном, так и в морально-нравственном отношении. На развитие и успеваемость младшего школьника влияет много факторов, такие как индивидуально-психологические особенности ребенка, понимание им нового материала, учитель, но наибольшее влияние оказывает психологическая обстановка в семье, психологический климат, взаимоотношения в семье, а так же стиль родительского воспитания.
В настоящее время существует множество классификаций стилей воспитания (А.Л. Венгер, Д. М. Болдуин, Диана Баумринд, Д. Элдер, А.И. Захаров, Е.Т. Столин и др.). Мы остановимся на рассмотрении классификации, предложенной Степановым С.Ю., который выделяет следующие стили родительского воспитания: авторитарный, авторитетный индифферентный и либеральный стили воспитания (Степанов, 2000).
Таблица 1
Стили родительского воспитания
Авторитетный |
Высокий уровень |
Родители признают растущую автономию детей. |
контроля |
Они открыты для общения, допускают изменения |
|
Теплые |
своих требований в разумных пределах, поощряют |
|
отношения |
обсуждение в кругу семьи правил поведения. |
|
Дети хорошо адаптированы, уверены в себе, |
||
обладают хорошим самоконтролем. |
||
Авторитарный |
Высокий уровень |
Родители отдают приказания и ждут, что они будут |
контроля |
в точности выполнены. Они закрыты для |
|
Холодные |
постоянного общения с детьми, устанавливают |
|
отношения |
жесткие правила и не позволяют их пересматривать, |
|
предоставляя детям лишь небольшую степень |
||
свободы. |
||
Дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы, |
||
непритязательны и раздражительны. Девочки часто |
||
остаются пассивными и зависимыми, мальчики |
||
могут стать неуправляемыми и агрессивными. |
||
Либеральный |
Низкий уровень |
Родители слабо регламентируют поведение ребенка, |
контроля |
проявляя к нему безусловную любовь. Они открыты |
|
Теплые |
для общения, но при этом чаще отвечают на |
|
отношения |
коммуникацию, чем проявляют инициативу. |
|
Дети имеют избыток свободы, не имея |
||
ограничений. Часто дети склонны к |
||
импульсивности, неадекватному на людях |
||
поведению и непослушанию. |
||
В некоторых случаях дети способны вырастать в |
||
творческих и активных взрослых. |
||
Индифферентный |
Низкий уровень |
Родители безразличны к собственным детям и не |
контроля |
устанавливают для них никаких ограничений. Они |
|
Холодные |
закрыты для общения; из-за обремененности |
|
отношения |
собственными проблемами не остается сил на |
|
воспитание детей. |
Если безразличие усиливается враждебностью со стороны родителей, ребенок склонен к разрушительному поведению.
В ходе исследования, проведенной Фаламеевой Ю.В. (магистрант педагогический университета), для определения влияния стиля родительского воспитания на учебную успеваемость младшего школьника, были использованы методики: «Стратегии семейного воспитания» С.Ю. Степанова и «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса[5] и С.Кауфмана.
Исследование началось с анализа учебной документации, определения успеваемости учащихся 3 класса по классному журналу. Проанализировав итоговые отметки школьников путем подсчета среднего арифметического балла за четыре четверти, младшие школьники были распределены в группы по уровню успеваемости: отличники, хорошисты и дети, занесенные в группу «удовлетворительно».
Далее была проведена диагностическая работа с родителями (Методика «Стратегии семейного воспитания» Степанова С.Ю.) Анализ результатов данной методики, показал, что 9 (45%) родителям свойственен авторитетный стиль, трое (15%) родителей осуществляют авторитарный стиль, у 5 (25%) родителей обнаружен либеральный стиль, у трех (15%) родителей - индифферентный стиль.
Затем для выявления отношения ребенка к членам своей семьи была проведена методика «Кинетический рисунок семьи». Данная методика позволила выявить благоприятную/неблагоприятную семейную ситуацию. Благоприятная семейная ситуация была выявлена в семьях 13 учащихся 3класса, что составляет 65% от общего числа учеников данного класса; неблагоприятная семейная ситуация выражена в рисунках 35% третьеклассников.
После изучения стилей семейного воспитания и сопоставления их с результатами успеваемости детей, выяснилось, что дети, у которых родители обладают авторитетным (демократическим) стилем воспитания учатся на «отлично» и «хорошо». Изучив внутрисемейную ситуацию и отношение ребенка к родителям, выяснилось, что во всех семьях с демократическим стилем воспитания наблюдается благоприятная семейная ситуация. На основе этого можно сделать вывод, что демократический стиль воспитания положительно влияет на успеваемость.
Дети, у родителей которых наблюдается авторитарный стиль воспитания, учатся на «хорошо», но преобладает неблагоприятная семейная ситуация. Поэтому, мы делаем вывод, что авторитарный стиль воспитания не оказывает негативного влияния на успеваемость детей в школе, но можно сделать предположение, что данный стиль оказывает негативное влияние на личность ребенка.