Файл: Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников
1.1 Семья и ее влияние на успешность обучения младшего школьника
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста
1.3 Взаимодействие учителя с родителями младшими школьниками
2 Организация и методики исследования
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
2.3 Математико-статистический аппарат исследования
Привлечение только матерей в нашей работе обосновывается тем, что в воспитательном процессе детей наиболее активное участие в основном принимают матери, обычно именно они выстраивают детско-родительские отношения и формируют семейную атмосферу. Кроме того, именно мамы с готовностью идут на контакт с учителем и психологом, в т.ч. для проведения данного исследования.
2.2 Методики исследования
В работе использовались следующие психодиагностические материалы:
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (детский вариант, адаптирован Э.М. Александровской).
Детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам фактора В – три варианта ответа.
Опросник сконструирован таким образом, чтобы вопросы были понятны как для младших школьников (10 лет), которые обязательно требуют индивидуального обследования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Вопросник разделен на 2 идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (5 в каждой части), значимый ответ на каждый из них оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных таблиц переводится в специальные оценки – «стены».
Описание факторов.
Фактор А (общительность)
Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Дети с высокими оценками по Фактору А лучше приспособлены социально.
Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм.
Фактор B (вербальный интеллект)
Высокие оценки по данному фактору отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний.
Ребенок с низкими оценками выполняет предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходит к решению своих проблем.
Фактор C (уверенность в себе)
Высокие значения фактора С отражают уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований.
Низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям.
Фактор D (возбудимость)
Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают повышенную возбудимость или сверх реактивность на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью.
Низкая оценка по этому фактору трактуется как эмоциональная уравновешенность, сдержанность. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности.
Фактор E (склонность к самоутверждению)
Высокие оценки регистрируются у тех, кто имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию
При низких оценках ребенок демонстрирует зависимость от взрослых и других детей, легко им подчиняется; характерны для человека послушного, конформного и зависимого.
Фактор F (склонность к риску)
Дети, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм.
Оценки F низкие характерны для человека ответственного, трезвого и серьезного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно.
Фактор G (ответственность)
Эта шкала отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Низкие качества имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями.
Фактор H (социальная смелость)
Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми (родителями и учителями)
Ребенок с высоким значением по Фактору Н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми.
Оценки Н низкие характерны для человека, который обладает сверхчувствительной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу.
Фактор I (чувствительность)
Положительный полюс отражает эмоциональную сензитивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «женственную» мягкость и зависимость.
Отрицательный полюс отражает реалистический подход в поиске выхода из проблемной ситуации, практицизм, мужественную независимость.
Фактор O (тревожность)
Рассматриваемое свойство личности является основой возникновения невротичности.
Высокий балл может быть показателем тревоги или депрессии в зависимости от ситуации.
Ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается, может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не предрасположен к страхам, слабо чувствителен к оценкам окружающих.
Фактор Q3 (самоконтроль)
Высокое индивидуальное Q3 может быть расценено как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни.
Низкий Q3 выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.
Фактор Q4 (нервное напряжение)
Ребѐнок с высоким значением этого фактора отличается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение.
Оценки Q4 низкие характерны для детей, которые отличаются расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний.
2. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой[11].
Исходя из того, что эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи, Е.И.Захарова разработала опросник для родителей - «Опросник детско-родительского эмо-ционального взаимодействия» (ОДРЭВ), позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде. Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.
1. Блок чувствительности:
1) способность воспринимать состояние ребенка - способность чувствовать его настроение, желания, отношение к окружающим.
2) понимание причин состояния - понимание причин различных эмоциональных состояний ребенка, умение разбираться в том, почему он находится в хорошем настроении, радуется, беспокоится, расстроен.
3) способность к сопереживанию - эмпатия может проявляться в форме сопереживания тех же самых чувств, которые испытывает ребенок. А так же в форме в форме сочувствия, склонности эмоционально отзываться на его чувства.
2. Блок эмоционального принятия:
1) чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком - склонность к проявлению эмпатии к ребенку, постижению его эмоционального состояния, проникновению в его внутренний мир. Понимание его переживаний, мыслей, чувств.
2) безусловное принятие - безусловное принятие своего ребенка таким, какой он есть. Умение прощать ему большинство его проступков и недостатков.
3) отношение к себе как к родителю - принятие себя в качестве родителя, понимание своей значимости в воспитании ребенка.
4) преобладающий эмоциональный фон взаимодействия - уверенность в своей способности справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании своего ребенка, умение научить его всему необходимому.
3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:
1) стремление к телесному контакту - ориентация на эмоциональное и физическое состояние ребенка при построении взаимодействия с ним.
Стремление учитывать особенности этого состояния в своих требованиях к нему.
2) оказание эмоциональной поддержки - стремление оказывать эмоциональную поддержку ребенку, высоко оценивать и поощрять его старания и достижения, подчеркивать свою веру в его силы и способности.
3) ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия - преобладание спокойного, доброжелательного и теплого эмоционального фона при общении с ребенком. Умение приятно проводить время с взаимной удовлетворенностью от взаимодействия.
4) умение воздействовать на состояние ребенка - выраженная способность настраивать ребенка на серьезные занятия, успокаивать в трудных ситуациях, изменять плохое настроение.
Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три из указанных в скобках) - согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества и три - отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках) - согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества.
Степень своего согласия с предложенными утверждениями испытуемый должен выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной на бланках опросника рядом с инструкцией. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, повышает достоверность полученной оценки.
Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделенные характеристики, предлагается объединить показатели, относящиеся к каждой из них, и преобразовать по формуле: a+b+c-d-e-f+13:5 гдеа,b, с-оценки положительных утверждений;d,e,f - оценки отрицательных утверждений.
2. Методика Ч.Д. Спилбергера выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована Ю.Л. Ханиным).
Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русский язык Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов - рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 - для оценки личностной тревожности.
Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.
Реактивная (ситуативная) тревожность характеризует состояние человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную илистрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
2.3 Математико-статистический аппарат исследования
Для обработки результатов использовался пакет прикладных программ: электронная таблица EXCEL и статистический пакет STATISTIKA 8.0.
Обработка собранных данных включала следующие виды статистического анализа:
- Для деления выборки младших школьников на группы по уровню успеваемости использовался кластерный анализ (k-means).
- Для выявления значимых взаимосвязей показателей успеваемости школьников, их личностных особенностей и эмоциональных отношений в семье использовался корреляционный анализ К. Пирсона.
- Для выявления различий в степени выраженности показателей личности младших школьников и эмоциональных отношений в семье был использован метод сравнительного анализа (t-критерий Стъюдента для независимых групп).