Файл: Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников

1.1 Семья и ее влияние на успешность обучения младшего школьника

1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста

1.3 Взаимодействие учителя с родителями младшими школьниками

2 Организация и методики исследования

2.1 Организация исследования и характеристика выборки

2.2 Методики исследования

2.3 Математико-статистический аппарат исследования

3 Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Анализ взаимосвязей личностных особенностей, успеваемости и эмоциональных отношений в семье младших школьников

3.2 Личностные особенности и эмоциональные отношения в семье в группах младших школьников с разным уровнем успеваемости

3.3 Личностные особенности, успеваемость и эмоциональные отношения в семье в группах младших школьников разного пола

Заключение

Список использованных источников

Вывод: рассмотрев все выявленные различия в степени выраженности показателей личности, успеваемости и эмоциональных отношений в семье младших школьников разного пола, можно заключить следующее:

1. Матери девочек в большей степени, по сравнению с матерями мальчиков, проявляют чуткость и заботу в телесных объятиях, ласках в отношении своих дочерей. Матери, воспитывающие мальчиков, в меньшей мере используют невербальные знаки участия и любви.

2. Девочки, по сравнению с мальчиками, показывают более высокие результаты успеваемости по информатике и в целом по учебным предметам.

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют значимые различия в личностных особенностях, успеваемости и эмоциональных отношениях в семье у младших школьников разного пола, подтвердилась лишь частично. Было установлено, что в личностных особенностях младшие школьники мальчики и девочки скорее схожи, чем отличаются. То же касается и эмоциональных отношений в семье. Различия касаются лишь более высокой успеваемости девочек по всем дисциплинам, включая информатику.

Заключение

В данной работе, согласно цели и задачам исследования были изучены особенности личности и успеваемость младших школьников в связи с эмоциональными отношениями в семье.

Анализ литературы показал, что роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семья как фактор развития личности младшего школьника, опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Поступление ребенка в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он – ученик, он – ответственный человек и с ним советуются и считаются. Усвоение норм внутри семейного отношения позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние требования к самому себе.

Также хочется отметить, что особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими.


Мать и отец в развитии ребенка оказывают решающее влияние на развитие эмоций и социальных чувств ребенка, являясь предпосылкой формирования нравственного мира личности, поскольку индивидуально-нравственное сознание предполагает не просто восприятие и понимание принципов и норм морали, но и обобщение эмоционального опыта.

Результаты нашего исследования показали, что семья, где проявляют искренний интерес к ребенку, принимают его таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, способствует формированию в целом гармоничной личности.

В заключении хотелось бы отметить, что взрослые всегда для ребенка являются не только носителем средств и образцов поведения, но и живыми, уникальными личностями, воплощающими свои индивидуальные мотивы и смыслы. Они являются для ребенка своего рода олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми пока не обладает ребенок. На эти уровни ребенок может подняться только вместе с ними.

Список использованных источников

  1. Антипина, М. А. Эмоциональная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности [Текст] / М. А. Антипина // Московский государственный областной университет: МГОУ, – 2010. – Вестник № 4. – С 45 – 47.
  2. Бережная, Н.А. Проблемы современного педагогического образования [Текст] /Н. А. Бережная // Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Вып. 52. – Ч. 7. – 640 с.
  3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс // М.: Прогресс, 1986.
  4. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей/Пер.с англ. В.В. Старовойтова – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.
  5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. [Текст] / Л. С. Выготский // – М .: Педагогика, 1984. - 432 с.
  6. Захарова, Е.И. Представление о характере социальной роли как средство ориентировки в ее исполнении [Текст] / Е. И. Захарова // Культурно-историческая психология. – 2012. – № 4. – С. 38-41.
  7. Захарова, Е.И. Психология освоения родительства [Текст] / Е. И. Захарова // Науч. монография. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 262 с.
  8. Захарова, Е.И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли [Текст]/ Е. И. Захарова // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 44-49.
  9. Карпова, С.В. Родительская семья как фактор, формирующий образ жизни [Текст] / С.В. Карпова // Материалы международной научно-практической конференции. – Петрозаводск: КГПУ, 2010. С. 218-220.
  10. Кужугет, Е.В. Неблагоприятные условия социализации детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.В. Кужугет// Современные тенденции развития науки и технологий. По материалам XX Международной научно практической конференции г. Белгород,2016. – с 74.
  11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] /А. Н. Леонтьев // – М., 2005.- 461 с.
  12. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] / Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384с.
  13. Махнача, А. В. Семья, брак и родительство в современной России [Текст]/А. В. Махнача, К. Б. Зуева // Выпуск 2. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2015.
  14. Попкова, М.А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста [Текст] /М. А. Попкова // Проблемы современной науки и образования / Problemsofmodernscienceandeducation, 2014.
  15. Фаламеева, Ю. В. Стили родительского воспитания и их влияние на успеваемость детей младшего школьного возраста [Текст] / Ю. В. Фаламеева // Сборник материалов Международной научно-практической конференции (25-26 мая 2016 года), Том III - Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. – С.77-79.
  16. Филиппова, Г.Г. Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе [Электронный ресурс] / Г. Г. Филиппова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. C. 142-152 doi: 10.17759/psyedu.2016080414
  17. Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г. Филиппова // – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
  18. Эльконин, Д Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин // Под ред. Д. И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 416 с.