Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы промышленной политики
1.1 Понятия, отличия, объекты, средства, цели
1.2. Институциональные механизмы реализации промышленной политики
2. Опыт промышленной политики в разных странах
2.1. Новые преимущества промышленной политики: опыт стран Западной Европы
2.2.Преимущества трансформации европейской промышленности
2.3.Финансирование направлений инновационного развития промышленности
2.4. Основа общеевропейской промышленной политики
2.5. Новая промышленная стратегия Великобритании
2.6. Особенности развития промышленной политики экономически развитых стран
В этой ситуации напрашивается вывод: по истечении всех
реформационных лет выработать общественно признанную, теоретически ясную и практически действенную промышленную политику не удалось [16].
Просто получается, что современная промышленная политика, или можно даже сказать ее отсутствие, согласно академику Д.С. Львову, увеличивает отставание России от передовых стран Запада. Для того чтобы что-то изменить глобально, нужна новая промышленная политика, которая делала бы упор на развитие технологической и производственной базы оборонного комплекса, его реструктуризацию в направлении удовлетворения нужд гражданских отраслей и конечного непроизводственного потребления. Удвоенными темпами двигать экономику в направлении технического прогресса, роста благосостояния народа может, наверное, подъем оборонного комплекса на ресурсной базе ТЭК. Учитывая такую ситуацию, был принят акт, регламентирующий отношения между предпринимателями, юридическими лицами и органами государственной власти при формировании и реализации промышленной политики в России и который закрепляет ее основы. Это Федеральный закон от 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации. [1]
Закон можно назвать рамочным, т.к. большая часть полномочий в сфере промышленной политики передается Правительству РФ. Как правило, оно должно разработать и утвердить:
- постановления, конкретно регулирующие вопросы отнесения продукции к промышленной,
- требования к индустриальным (промышленным) паркам,
- порядок применения мер стимулирования,
- заключения специальных инвестиционных контрактов и другие.
К задачам промышленной политики относятся, в частности [11,12]:
- стимулирование промышленных компаний по внедрению
результатов интеллектуальной деятельности и освоению производства инновационной промышленной продукции, внедрению импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных
технологий;
- создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями иностранных государств;
- модернизация основных производственных фондов промышленных компаний;
- создание и развитие современной промышленной инфраструктуры.
Промышленность РФ в годовом выражении ускорила свой рост в 2016 году — он составил 0,7% после повышения на 0,5% в апреле; в январе-мае промпроизводство также показало положительную динамику, увеличившись на 0,1%. Спад промышленного производства в РФ в мае по сравнению с апрелем 2016 года составил 1,2%, а с исключением сезонного фактора промпроизводство в мае сократилось на 0,3% после нулевой динамики месяцем ранее. Рост в годовом выражении российская промышленность показала в феврале2016 года – тогда промпроизводство выросло на 1% впервые с января 2015 года. Затем в марте показатель снова снизился — на 0,5%, однако в апреле промпроизводство вернулось к росту.
Добыча полезных ископаемых в мае 2016 года показала рост на 1,5%
в годовом выражении, а по сравнению с апрелем — на 2,5%; обрабатывающие производства выросли в годовом выражении на 0,3%, в месячном — снизились на 1,3%. Производство электроэнергии, газа и воды выросло в мае в годовом выражении на 2,1%, по сравнению с апрелем 2015 года — снизилось на 13,8%.
В январе-мае текущего года добыча полезных ископаемых возросла на 2,8% в годовом выражении, обрабатывающие производства сократились на 1,4%, производство электроэнергии, газа и воды увеличилось на 0,1%.
Промышленное производство в России в ноябре 2016 г. выросло на 2,7% по сравнению с тем же месяцем 2015 г. после снижения на 0,2% в
октябре, падения на 0,8% в сентябре и роста на 0,7% в августе.
Данные по промышленности оказались значительно лучше ожиданий экономистов. Консенсус-прогноз аналитиков, опрошенных «Интерфаксом» в
конце ноября, предусматривал рост промпроизводства за месяц на 0,6%.
В июле было снижение промышленности на 0,3%, в июне – рост на 1,7%, в мае – рост на 0,7%, в апреле – рост на 0,5%, в марте – снижение на 0,5%, в феврале – рост на 1% ( за счет високосного дня). В целом за январь – ноябрь 2016 г. промпроизводство выросло на 0,8%, что значительно лучше прогноза Минэкономразвития на 2016 г. ( рост на 0,4%).
С исключением сезонного и календарного факторов промышленность в ноябре, по оценке Россстата, выросла на 0,5% после подъема по уточненной
оценке 0,6% в октябре. Среди основных задач стратегического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу – завоевание передовых позиций в глобальной конкуренции, выход на стандарты жизни развитых стран.
Сегодня определены и методы достижения обнародованных преимуществ, среди которых во главе угла стоит упор на осуществление инноваций и оптимизацию использования регионального и человеческого потенциалов. Это, в свою очередь, означает и разработку принципиально новой отечественной промышленной политики, основная цель которой – стимулирование перехода экономики страны на путь развития. Причем этот путь развития позволил бы науке и высокотехнологичным отраслям промышленности стать локомотивом экономического роста, обеспечить приемлемые условия для развития производственного сектора экономики, где создается реальное богатство страны. Усвоение в целом позитивного европейского опыта целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики. Также необходимо учитывать большое количество глобальных вызовов, которые требуют сегодня конкретных мер реагирования на уровне промышленной политики, запуска принципиально новых промышленных стратегий [15,16].
Рассмотрев и проанализировав государственную политику в области
промышленности ряда стран, можно сделать вывод, что все государства имеют свой путь индустриального развития. Стратегия промышленной политики страны зависит от многих факторов. В развитых странах с рыночной экономикой процесс совершенствования промышленной политики продолжается в течение многих лет. Сегодняшняя ситуация требует рациональных мер реагирования на уровне промышленной политики, запуска принципиально новых промышленных стратегий. Именно поэтому сегодня роль и вес каждого государства оцениваются в мире во многом по его вкладу в разработку и внедрение принципиально новых промышленных технологий для соответствующего ответа на негативные реалии современности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение исследования необходимо сделать соответствующие выводы. Как правило, оказывает решающее воздействие на структурную и научно-техническую перестройку мирового хозяйства и ситуацию на мировом рынке современная промышленная политика развитых стран. При чем, основная часть экономического и научно-технического мирового потенциала сконцентрирована в настоящее время в промышленно развитых странах. При этом , на их долю приходится более 50% мирового ВВП. А в этом случае, промышленность в структуре ВВП занимает около 25%. Промышленно развитые страны являются лидерами в электротехнической, авиакосмической, автомобильной и химической промышленности.
В ХIХ веке экономическое развитие стран приобрело циклический характер, связанный с периодическими кризисами перепроизводства Это было связано с излишним расширением производства вследствие стремления к максимальной прибыли. Необходимо заметить, что сокращение производства в период кризиса может привести к:
- обновлению основного капитала,
- повышению уровня развития производительных сил
- приспособлению капитала к новым условиям воспроизводства.
Общей чертой промышленно развитых стран является их историческое развитие на фоне различного географического положения, религий и влияния мировых войн. Во всех странах происходит пересмотр направлений, в том числе в области промышленной политики. Во всяком случае, например, постепенно теряют свои позиции, уступая их Японии и странам Европы, США, которые удерживали лидирующие позиции на протяжении достаточно длительного времени. По показателю ВВП на душу населения лидерами являются Швейцария, Япония и Швеция. Однако, США до сих пор оказывает значительное влияние на международную экономику, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах и на
структуру международного экономического обмена.
Существенно изменилось экономическое положение Японии:
- увеличился объем экспорта (более чем в 70 раз за последние 50 лет),
- усилилась конкурентоспособность продукции за счет применения новейших технологий и грамотной кадровой политики.
Также значительным образом изменился экономический статус стран Евросоюза:
- усилились процессы экономической консолидации;
- произошло сближение основных макроэкономических показателей стран Европейского союза;
- достигнута относительная стабильность цен;
- снижены долгосрочные процентные ставки;
- стабилизировались обменные курсы национальных валют.
В настоящее время, чтобы выйти на мировые рынки с российскими товарами в условиях экономической депрессии, необходимо создать государственный механизм поддержки экспортеров. Для этого следует развивать политику экономически выгодных взаимоотношений с другими партнерами: странами СНГ, ближним и дальним зарубежьем.
Важно трезво оценить особенности сегодняшнего положения России, понять, чем оно отличается от ситуации тех стран, которые в прошлые десятилетия успешно решали задачу форсированного развития, выдвигая задачу ускорения экономического роста. Одной стратегии для всех стран нет и не может быть. В этой ситуации, состоит в выборе оптимальной стратегии, учитывающей уникальные характеристики и особенности страны в период реформирования, искусство реформатора, функцию которого должно играть государство.
Все это говорит в пользу проведения в России активной государственной экономической политики. При этом главные задачи государственной экономической политики должны быть решены при выполнении следующих условий:
- для удержания внутри страны имеющихся ресурсов, а также для
привлечения из-за рубежа дополнительных средств, которые без государственного вмешательства, при свободной межстрановой конкуренции
в условиях глобализации, были бы размещены вне национальной экономики;
- для привлечения и эффективного использования этих ресурсов в тех секторах национальной экономики, которые наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные факторы создают временные преимущества для иных, менее перспективных в долгосрочном плане секторах.
Программа ускоренного экономического роста должна предусматривать активизацию государственной инвестиционной политики. Важный вопрос при решении этой задачи – привлечение и эффективное использование огромных финансовых ресурсов. И у России пока есть шанс для осуществления крупного инвестиционного маневра.
Но сохранение сегодняшних тенденций сложившейся инвестиционной модели, принципиально не позволяющей обеспечить модернизацию основных фондов, утяжеленная структура экономики в рамках ее экспортно-сырьевой модели и связанные с этим низкие темпы снижения энерго- и электроемкости производства, слабая инновационная активность не позволяют вырваться на путь форсированного экономического роста в среднесрочном периоде.
Таким образом, промышленная политика, как ядро общеэкономической политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства. Промышленная политика должна способствовать расширению и созданию новых рынков, выходу на конкурентоспособный уровень производства, увеличению доходности предприятий, обеспечению их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти
-
- Федеральный закон «О промышленной политике в Российской федерации от 31.12.2014 N 488-ФЗ ( в редакции от 03.07.2016 г. N365-ФЗ).
Книг одного автора
-
- Абрамов М.Д. О промышленной политике и налоговом регулировании // Свободная мысль. - 2009. - N 1. - С.101-116.
- Абрамов М.Д. Промышленная политика и налоговое регулирование // ЭКО. - 2009. - N 1. - С.165-173
- Аганбегян А.Г. Направления промышленной политики России на перспективу // Энергия: экономика, техника, экология. - 2014. - N 8. – С.2-9.
5. Аганбегян А.Г. О новой промышленной политике // ЭКО. - 2012. - N 6.- С.4-22.
6.Асадулаев Ш.З. Промышленная политика как элемент экономической политики // Вестник Дагестанского научного центра РАН, 2013. № 51. С. 175-180.
- Вертакова Ю.В. Особенности развития промышленной политики экономически развитых стран // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 11-2. – С. 73-79.
- Идрисов Г. И. Промышленная политика России в современных условиях / – М.: Издательство Института Гайдара, 2016. – 160 с.
9.Клейнер Г.Б. Концепция федерального закона «О промышленной политике Российской Федерации» / Клейнер Г.Б. // Экономическая наука современной России, 2013. № 3. С. 70-75.
10. Козлов А.А. О современной промышленной политике России // В
сборнике: Материалы международной научно-практической конференции «Экономическая политика: на пути к новой парадигме» Пятнадцатые Друкеровские чтения. В 2-х томах. Под ред. Р.М. Нижегородцева, А.И. Тихонова, Н.В. Финько. Москва, 2013. С. 52-57.