Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Все чаще поражают экономику отдельных государств финансовые кризисы. В этом случае происходит:

  • сокращение производства,
  • повышение уровня безработицы,
  • сокращение инвестиций,
  • значительные финансовые потери.

В результате развитые страны после общественных потрясений, как правило, делают следующее:

  • производят пересмотр своих приоритетов,
  • разрабатывают новые стратегии экономического и общественного развития.

Показывает многообразие вариантов эффективного пересмотра действующей финансовой системы анализ различных моделей достижения высоких темпов экономического роста развитых стран. Надо сказать, что в природе не существует единственно верной стратегии. Просто в каждой стране экономика зависима от воздействия различных факторов, которые необходимо учесть при разработке новой экономической стратегии. В этих условиях должна выбрать оптимальный вариант, который будет учитывать неповторимые характеристикиоо и особенности конкретной страны в период реформирования государственной власти. Изучение стратегий проведения промышленной политики, которые обязательно берут на вооружение различные развитые страны с целью роста экономического развития в период кризиса, на сегодняшний момент особенно актуально. Как концептуальные, так и практические вопросы построения промышленной политики, продолжают привлекать к себе внимание экспертов и политиков. Поэтому сегодня повышен интерес к этому еще продолжающимся экономическим кризисом и неясными перспективами дальнейшего развития, причин неудач, возможностей и особенностей «новой» промышленной политики. Также приобрела особую актуальность в последние годы, когда очевидной стала необходимость перехода на инновационную модель развития, тема формирования и реализации государственной промышленной политики в

России. На сегодняшний день возникает острая потребность в пересмотре

основ промышленной политики, если учитывать стратегическую цель

достижения Россией положения одного из лидеров XXI в. Также, необходимо призвать всех к действиям по изменению стратегии промышленной политики, учитывая:

  • неудовлетворительное состояние некоторых фундаментальных макроэкономических факторов,
  • неразвитости институтов,
  • ресурсные и инфраструктурные ограничения,
  • неэффективность взаимодействия бизнеса и государства,
  • негативные тенденции в развитии человеческого капитала.

Это может означать:

  • принципиальное изменение модели и приоритетов государственного развития,
  • изменение форм государственной поддержки бизнеса,
  • различные аспекты законодательного обеспечения,
  • федеральные и региональные льготы промышленности.

Проще говоря, это означает разработку принципиально новой промышленной политики государства. В тоже время указанные проблемы уже решены или успешно решаются в различных странах. Поэтому усвоение полезного зарубежного опыта целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики перед лицом перечисленных проблем. Надо воспользоваться подходящей возможностью для получения новых сравнительных преимуществ на мировом рынке товаров и услуг и безотлагательно начать проведение промышленной политики, которая будет помогать созданию потенциала для производства, требуемый на мировом рынке продукции уже сегодня. Указанные обстоятельства обосновывают

актуальность изучения опыта промышленной политики в разных странах.

Целью данной работы является выявление особенностей современной промышленной политики развитых стран и принципы её управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение и рассмотреть сущность промышленной политики;

- рассмотреть особенности и проследить эволюцию промышленной политики;

- исследовать особенности опыта проведения промышленной политики

разных стран и возможности его использования в России.

1. Теоретические основы промышленной политики

1.1 Понятия, отличия, объекты, средства, цели

Промышленная политика – это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, а также отдельных аспектов этой деятельности, которые имеют отношение к :

  • приобретению факторов производства,
  • организации производства,
  • распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта,
  • жизненному циклу его продукции.

В разные исторические периоды различается по целям и составу применяемых методов и средств промышленная политика разных стран, а также одной страны.


Отличия промышленной политики от других видов экономической политики [5]:

1) Промышленная политика отличается от макроэкономической политики :

  • своим объектом,
  • целями,
  • методами.

Причем, объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом, которое состоит из совокупности макроэкономических агрегатов.

Не входит в число целей промышленной политики:

  • достижение макроэкономической стабильности,
  • борьба с инфляцией,
  • регулирование агрегированных показателей государственного бюджета,
  • процентных ставок,
  • резервных требований,
  • валютного курса.

Может входить в число целей промышленной политики:

  • долгосрочный экономический рост,
  • увеличение притока инвестиций в производство.

Несомненно, когда государство проводит промышленную политику, оно, как правило, должно учитывать соответствующие макроэкономические факторы.

2) Промышленная политика отличается тем, что ее объектом является производственная деятельность хозяйствующих субъектов. При этом, не в коем случае, не перераспределительная деятельность государства от бюджетной и налоговой политики. Причем в рамках этих политик государство осуществляет перераспределение от налогоплательщиков к получателям бюджетных средств.

Здесь можно сказать, что конечно непосредственно влияют на состояние и деятельность производителей в то же время действия государства в сфере:

  • налогового регулирования,
  • государственного заказа,
  • бюджетных инвестиций.

Производство услуг, традиционно относимых к «бюджетной сфере», но все чаще рассматриваемых в качестве именно производственной, а не перераспределительной деятельности - здравоохранение, образование является естественной (хотя и новой) сферой промышленной политики. Поэтому промышленная политика в перечисленных сферах пересекается с налоговой и бюджетной политикой.

3) Промышленная политика отличается от социальной политики, объектом воздействия которой является уровень и качество жизни отдельных групп населения тем, что занимается производственной деятельность предприятий, а не потреблением населения.

Целью государственного регулирования является обременение производителя социальными обязательствами, т.е.:

  • регулирование цен и тарифов,
  • предоставление льгот,
  • квоты рабочих мест для определенных категорий людей.

Тогда в этих случаях социальная политика может оказывать существенное влияние на деятельность производителей. Также необходима тесная координация этих двух видов экономической политики.


4) Включается в промышленную политику в той мере, в какой ее цели напрямую связаны с производственной деятельностью российских производителей внешнеэкономическая политика:

  • торговая политика,
  • таможенное регулирование,
  • деятельность государства в сфере международного торгового права,
  • международное техническое регулирование,
  • международное экологическое регулирование,
  • военно-техническое сотрудничество (частично),
  • регулирование иностранных инвестиций и некоторые другие сферы.

При этом, не входят в промышленную политику:

  • валютное регулирование,
  • регулирование нетрудовых видов миграции,
  • получение и оказание гуманитарной помощи и т.д.

5) Пересекается с промышленной политикой в той степени, в какой затрагивает вопросы размещения производительных сил, а также использования земли и природных ресурсов региональная политика. Содержит многочисленные компоненты, напрямую не связанные с осуществлением производственной деятельности в то же время региональная политика, например:

  • распределение федеральной финансовой помощи между регионами,
  • социальное развитие регионов, и др.

Производитель товаров и услуг (производственное предприятие) объектом промышленной политики также может являться.

Объектом является производитель товаров и услуг – производственное предприятие в данном представлении промышленной политики. Такой подход является относительно новым. Объектом обычно были:

  • крупные производственно-технологические комплексы,
  • гигантские корпорации,
  • целые отрасли.

Причем эти объекты обычно состояли в традиционной промышленной политике из крупных, капиталоемких производств. Однако произошедшие в последние десятилетия структурные перемены делает ограниченным и неожиданно другим традиционное представление об объекте промышленной политики:

  • развитие новых финансовых инструментов,
  • повышение роли знаний,
  • информации и технологии в производственных процессах,
  • организационные структуры,
  • производственные технологии,
  • глобализация производства,
  • торговля и финансы.

Исходит из определенной модели объекта политического воздействия любая промышленная политика (приложение 1). Модель трактуется следующим образом [2]:

1) Производственное предприятие – это любой производитель товаров

и услуг, как для конечного, так и для промежуточного (производственного) потребления. Данная категория включает широкий перечень хозяйствующих субъектов – от промышленных и торговых предприятий всех типов и размеров до индивидуальных предпринимателей и учреждений, которые заняты оказанием платных и «бесплатных» (бюджетных) услуг. Не являются производственными предприятиями:


  • органы государственной власти и управления;
  • конечные потребители (домохозяйства);
  • общественные организации:
  • общественно - политические,
  • благотворительные,
  • религиозные
  • международные;
  • подразделения силовых структур:
  • воинские части и подразделения,
  • органы внутренних дел и т.д.

2) Потоки ресурсов, используемых предприятием в процессе производства, производимая им продукция и уплачиваемые им государству налоги и сборы показаны на модели, сплошными стрелками.

3) Условно делятся на 5 классов факторы производства, которые по праву используются производителем:

  • земля,
  • труд,
  • капитал,
  • финансовые ресурсы,
  • фактор «знания, информация, технологии».

Здесь необходимо добавить, что для каждого из факторов существует свой рынок. При этом государство в РФ является одним из важнейших участников рынка финансовых ресурсов для производителей. Это касается и того, что государство также является основным владельцем земли и природных ресурсов.

4) Включает не просто физически произведенный товар или услугу, но все сопровождающие дополнительные услуги, включая сервисное и гарантийное обслуживание, страховку, кредитование и пр. «продукция» в данной модели.

5) Государство выполняет в данной модели пять типов функций:

  • получатель налоговых платежей;
  • потребитель произведенной продукции;
  • поставщик факторов производства;
  • регулятор рынков и деятельности производителя;
  • политический субъект в рамках международной политики.

Государство реализует не терпящие возражений обязанности (показаны стрелками с крупным пунктиром) в качестве получателя налоговых платежей и регулятора. Оно также является равноправным субъектом по отношению к другим участникам рынка и/или иностранным государствам в рамках других функций.

6) Государство не может применять власть в рамках международных

отношений. Это может произойти непременно в связи с тем, что оно не обладает ею (властью), но может использовать политическое влияние (показано стрелкой с мелким пунктиром) всеми доступными средствами:

  • участие в переговорах,
  • заключение договоров,
  • участие в международных организациях,
  • различные средства силового давления (вплоть до проведения военных операций).

7) Промышленную политику в ходе выполнения всех перечисленных функций может осуществлять только государство.

Средства промышленной политики