Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2010-2012 гг. Европейская Комиссия сформулировала основные направления развития промышленной политики и разработала рекомендации странам-членам по ускорению реализации намеченных задач. В результате были:

  • определены барьеры модернизации,
  • определены основные механизмы их преодоления,
  • выделены приоритеты инновационного развития.

И тогда правительства ряда европейских стран, в частности, Франции, Германии, Испании и Великобритании, обнародовали национальные и региональные среднесрочные промышленные стратегии [4].

2.2.Преимущества трансформации европейской промышленности

Формируются в русле мега трендов, а также европейских вызовов научные и технологические преимущества трансформации европейской обрабатывающей промышленности. Термин «мега тренд» используется для описания фундаментальных социальных влияний. При этом, кроме известного существуют и скрытые общественные течения, которые проявляют себя с различной силой. Мега тренды могут наблюдаться в течение нескольких десятилетий, что позволяет рассматривать их как долгосрочные и долговременные явления. Современные глобальные мегатренды — это крупномасштабные, долгосрочные процессы мирового развития, определяющие качественное содержание текущего этапа эволюции миросистемы. При этом, как правило, являются основными движущими силами изменений такие факторы, как:

  • социально-экономическая среда,
  • сокращение цикла развития ключевых технологий,
  • конкуренция развивающихся экономик,
  • устойчивое развитие.

Причем, несомненно, опираются на систему взаимозависимых элементов:

  • новые бизнес-модели,
  • создание новой стоимости в виде продуктов и услуг,
  • новые направления технических наук и технологии,
  • прогрессивное машиностроение,
  • трансформация промышленности
  • инфраструктура и образование,
  • развитие необходимой для этого научной и образовательной базы.

В этих условиях идут следующие структурные изменения:

- изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя. Это может быть достигнуто путем комплектации дополнительными элементами или принадлежностями;

- возложение личной, персональной ответственности на работников в соответствии с должностными инструкциями;


- включение потребителя в гибкий производственный процесс;

- создание «зеленого производства»;

- создание добавленной стоимости;

- встраивание в единые производственные цепочки;

- быстрое реагирование на изменения;

- интеграция продуктовых и процессных технологий;

- производство, ориентированное на потребителя;

- переход к многосторонней кооперации в производстве сложных систем;

- формирование Европейской производственной системы;

- ориентация интерфейса на работника.

В связи с этим, стратегия развития ЕС до 2020 г. определила шесть основных приоритетных направлений инновационного развития европейской промышленности:

  • устойчивые строительство и сырьевые материалы;
  • продукция на основе биотехнологии;
  • ключевые стимулирующие технологии;
  • передовые производственные процессы;
  • «интеллектуальные» энергосистемы;
  • «чистые» транспортные средства.

Безусловно, будет зависеть от комплекса мероприятий институционального и рыночного характера развитие данных направлений и формирование европейской промышленности на качественно новой основе, в числе которых: [8]

  • функционирование новых координирующих структур:
  • согласованное развитие инфраструктуры,
  • координация научной, инновационной, кадровой политик,
  • рамочные регуляторы Единого рынка,
  • обеспечение кадрами;
  • широкое использование дизайна и других нетехнологических инноваций;
  • обеспечение доступа к рынкам и финансированию, включая:
  • интеграцию отдельных промышленных секторов,
  • развитие рынка «зеленых товаров и услуг,
  • реформу рынка промышленных продуктов,
  • развитие единого рынка охраны интеллектуальной собственности.

2.3.Финансирование направлений инновационного развития промышленности

Семилетняя Программа «Горизонт 2020» с общим объемом финансирования в 80 млрд. евро на период 2014-2020 гг. является крупнейшим общеевропейским финансовым инструментом стимулирования инновационного развития в Евросоюзе в текущем десятилетии. В общем направлении политики ЕС по формированию Инновационного Союза и единого Европейского инновационного пространства и в целях ликвидации дробления механизмов инновационной политики, в «Горизонт 2020» были объединены 3 европейские программы, действующие ранее:


- Рамочная программа ИР ЕС (FP),

- Рамочная программа по конкурентоспособности и инновациям (CIP),

- Европейский институт инноваций и технологии (EIT).

Весь инновационный процесс, в целях ускорения коммерциализации результатов ИР предусматривает:

- финансирование около рыночных проектов по созданию прототипов и демонстрационных проектов,

- введение нового механизма поддержки инновационных МСБ,

- упрощение бюрократических процедур,

- выделение текущих стратегических приоритетов, на первые 3 года.

Все эти процессы, так или иначе, охватывает новая программа.

Из трех основных блоков, тесно связанных между собой, работа в рамках которых вносит свой вклад в формирование инновационной и кадровой базы промышленности с высокой добавленной стоимостью состоит

«Горизонт 2020»:

1. «промышленное лидерство»:

  • достижение лидерства в ключевых технологиях,
  • поддержка инновационных МСБ,
  • облегчение доступа к венчурному финансированию;

2. «передовая наука»:

  • поддержка наиболее передовых научных идей и исследовательской инфраструктуры,
  • зарождающиеся технологии,
  • мобильность научных кадров;

3. «социальные вызовы»:

  • здравоохранение,
  • благосостояние;
  • демографические изменения,
  • биоэкономика,
  • безопасные продукты питания,
  • устойчивое сельское, морское хозяйство,
  • изменение климата и рациональное использование ресурсов,
  • устойчивая энергетика,
  • транспорт,
  • «новаторское» общество.

На поддержку конкретных новых индустриальных технологий, необходимых для модернизации промышленности, направлено 17,016 млрд. евро, что составляет 22,1% общего бюджета Программы. Этот блок занимает третье место по размеру финансирования после блоков «передовая наука» и «социальные вызовы». Поддержке различных видов государственно-частных партнерств в области разработки новой технологии уделено особое внимание в «Горизонт 2020».

Преимущества финансирования общеевропейской программы «Горизонт 2020» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества финансирования общеевропейской программы «Горизонт 2020»

Основные направления/ финансирование

Млрд. евро

%

«Передовая наука», в т.ч.:

24,4

31,7

- Фундаментальные исследования

13,1

17,0

- Будущие и зарождающиеся технологии

2,7

3,1

- Кадровый потенциал и мобильность

6,2

8,0

- Научная инфраструктура

2,4

3,2

«Промышленное лидерство», в т.ч.:

17,0

22,1

- Ключевые технологии (микро и нано-электроника, фотоника, новые материалы, биотехнологии, эффективные производственные процессы, космос)

13,6

17,6

- Доступ к рисковому финансированию

2,8

3,7

- Инновации в МСБ

0,6

0,8

«Социальные вызовы», в т.ч.:

29,7

38,5

- Здравоохранение, демография, благосостояние

7,5

9,7

- Продовольственная безопасность, устойчивое с/х,

биоэкономика

3,8

5,0

- «Зеленая» энергетика

5,9

7,7

- «Интеллектуальный» транспорт

6,3

8,2

- Климат, рациональное использование сырьевых ресурсов

1,3

1,7

- Прочие

1,7

2,2

Европейский институт инноваций и технологии

2,7

3,5

Другие

3,2

4,2

ВСЕГО

77

100


В 2014 г. ЕК совместно с представителями ассоциаций, представляющих интересы более 1000 крупных и малых компаний, «запустила» 8 контрактных ГЧП, имеющих стратегическое значение для

развития европейской промышленности:

  • «энергоэффективные здания»,
  • «фабрика будущего»,
  • «устойчивые перерабатывающие отрасли»,
  • «зеленый автомобиль»,
  • «робототехника»,
  • «фотоника»,
  • «высокомощные компьютеры»,
  • «сети 5G».

Первые три из них уже были сформированы в 2009 г. для послекризисного восстановления экономики и продемонстрировали свою результативность в деле инновационного развития перспективных промышленных секторов. В 2014 г. 8 ГЧП на конкурсной основе было получено 1,45 млрд. евро. Ожидается, что 1 евро государственных средств привлечет от 3 до 10 евро частных инвестиций для разработки новых технологий, продуктов и услуг [14].

Расходы на ГЧП в области промышленности - «Фабрика будущего» в рамках программы ЕС «Горизонт 2020», по оценкам, составят около 500 млн.

евро в год. Общие затраты в 2014-2020 гг. составят около 7 млрд. евро, в т.ч. по направлениям:

- передовые производственные процессы - 26%;

- адаптивные и «умные» производственные системы – 26%;

- «человеко-центричное» производство – 7%;

- кооперированные и мобильные производственные структуры – 17%;

- виртуальные, цифровые и ресурсо-эффективные «фабрики» -17%;

- производство, ориентированное на потребителя – 7%.

В соответствии с приоритетными направлениями в дополнение к финансированию ИР через «Горизонт 2020», поддержка инновационных промышленных проектов на национальном уровне осуществляется через механизм структурных фондов с объемом финансирования в 100 млрд. евро на период 2014-2020 гг. При этом средства будут выделяться в соответствии с целями «интеллектуальной специализации». Это позволит странам-членам и регионам сконцентрировать инвестиции на направлениях, которые обладают конкурентными преимуществами, а также стимулируют создание трансевропейских цепочек создания добавочной стоимости.

2.4. Основа общеевропейской промышленной политики

С использованием механизмов различного вида партнерств, сетей и кластеров в промышленности ЕС строятся инновационные центры в институциональном плане развитие инновационной деятельности, включая:


- финансовые и нефинансовые частно-государственные партнерства,

- общеевропейские и национальные инновационные программы.

В настоящее время развиваются партнерства в области кадрового обеспечения «новой» промышленности. Основными элементами инновационной экосистемы ЕС являются следующие формы партнерств [6]:

  • Европейские Технологические платформы (ЕТП)
  • Европейские инновационные партнерства (EIP),
  • Кластерно - сетевые структуры Европейского института

инноваций и технологии ((KICs) и (EIT).

  • Контрактные и институализированные государственно-частные партнерства (ETI)
  • Европейские промышленные инициативы (EII)
  • Государственные партнерства (Сети ERA-NETs, Article 185 initiatives, Joint Programming Initiatives).

Технологические платформы (ЕТП) - главное звено в формировании научно-технологической стратегии широкого круга промышленных секторов в ЕС. В ЕТП объединены усилия компаний, исследовательских институтов, финансистов и регуляторов на европейском уровне в целях мобилизации критической массы национальных и общеевропейских, частных и

государственных ресурсов. ЕТП формируют:

  • общее видение долгосрочного научно-технического развития своих секторов,
  • вырабатывают стратегию ИР,
  • конкретный план действий,
  • «дорожную карту» практической реализации намеченных мероприятий.

В настоящее время большое значение придается новым кластерно-

сетевым общеевропейским структурам («Cообщества в области знаний и инноваций» KICs), создаваемым в рамках Европейского института инноваций и технологий ( EIT). В общеевропейской программе ИР «Горизонт 2020» на функционирование EIT выделено 2,7 млрд. евро на 2014-2020 гг. (3,5% общего бюджета Программы). KICs представляют собой новую общеевропейскую инновационную экосистему, которая объединяет сферы образования, ИР и предпринимательский бизнес в целях ускорения инновационного процесса.

Впервые участники инновационной среды совместно решают проблемы:

- трансфера идей,

- технологии,

- культуры,

- бизнес моделей.

В целом, эти структуры выполняют три основные функции:

- ориентация высшего образования на подготовку создателей и предпринимателей,

- капитализация синергетического эффекта от ГЧП,

- выработка рекомендаций для администраций по созданию благоприятной среды для инновационного предпринимательства.

В составе KICs, действующих 5-7 лет, национальные научные центры и региональные инновационные кластеры с инкубаторами. Уже работают три