Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Промышленная политика – это государственное воздействие на каждый из блоков, входящих в модель производителя. Инструментарий промышленной политики состоит из таких мер воздействия:

1) Политика в отношении рынка финансовых ресурсов (блок «Финансовые ресурсы»):

  • инвестирование средств федеральных государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетные инвестиции;
  • регулирование финансовых рынков;
  • федеральные целевые программы и нормативные акты, их регулирующие;
  • регулирование иностранных инвестиций;
  • регулирование деятельности зарубежных финансовых институтов на

территории страны.

2) регулирование прав собственности и корпоративных структур (блоки «Производитель товаров и услуг» и «Система управления»), включая:

  • законодательство о собственности и об организационно-правовых формах производственных предприятий;
  • нормативные правовые акты, регулирующие вопросы учета и отчетности (кроме налогового учета и отчетности);
  • приватизация государственных предприятий и организаций;
  • нормативные правовые акты, регулирующие управление

государственным имуществом и государственным сектором;

- нормативно - правовые акты, регулирующие мобилизационную

подготовку [3].

3) Политика в отношении рынка труда (блок «Труд»), включающая:

  • политика в отношении профсоюзов;
  • техническое регулирование безопасности на производстве;
  • деятельность государственных служб занятости;
  • нормативно-правовое регулирование трудовых отношений;
  • регулирование сферы образования и переподготовки кадров и реализация образовательных программ;
  • регулирование иммиграции.

4) Политика в отношении рынка земли и природных ресурсов (блок «Рынок земли и природных ресурсов»), включающая:

  • регулирование землепользования и землеотвода;
  • нормативно-правовое регулирование использования биологических ресурсов;
  • размещение производительных сил, зонирование;
  • нормативно-правовое регулирование эксплуатации недр;
  • охрана окружающей среды;
  • реализация государственных прав собственности на биологические

ресурсы;

  • реализация государственных прав собственности на недра.

5) Политика в отношении рынка знаний, информации, технологий:

  • политика в сфере государственного образования;
  • государственная поддержка объектов и организаций информационной инфраструктуры – библиотек, электронных баз данных общего пользования и т.п.

6) Регулирование внутренних рынков продукции, включающее:

  • техническое регулирование;
  • регулирование цен и тарифов (в т.ч. тарифов на услуги инфраструктурных монополий);
  • тарифное и нетарифное регулирование импорта.

7) Политика в отношении рынков сырья, материалов, оборудования и т.д. (блок «Сырье, материалы, оборудование и т.д.»):

  • регулирование организованных товарных рынков (сырьевых, энергетических и др.);
  • таможенная политика в отношении:
  • импорта и экспорта сырья,
  • комплектующих,
  • оборудования;
  • регулирование рынка недвижимости;
  • техническое регулирование;
  • лицензирование;
  • сертификация производства сырья, материалов, оборудования;
  • регулирование оборота прав интеллектуальной собственности.

8) Налоговая политика в отношении производителей, в т.ч.:

  • состав собираемых налогов и их основные характеристики:
  • базы,
  • ставки,
  • нормы списания расходов;
  • специальные налоговые режимы;
  • общая величина налогового бремени;
  • способы налогового администрирования.

9) Регулирование внешних рынков продукции и политическое воздействие на них, включая:

  • военно-техническое сотрудничество, участие в военных союзах;
  • регулирование экспорта;
  • членство в международных организациях и использование предоставляемых ими возможностей в интересах отечественного

производителя;

  • заключение двусторонних и многосторонних торговых и экономических договоров (включая создание таможенных союзов);
  • расширение и удержание политического влияния среди иностранных государств и в отдельных регионах мира;
  • военные операции за пределами территории страны в целях защиты собственности российских производителей и их законных интересов [7].

10) Осуществление государственных закупок и размещение госзаказа.

Необходимо заметить, что любые перечисленные средства в качестве инструментария промышленной политики государство можно использовать в этом случае. Поэтому, определяется целями и задачами промышленной политики данного государства, которые, в свою очередь, вытекают из его долгосрочной политической стратегии, конкретный перечень средств и их содержание.

Цели промышленной политики, которые проводились разными государствами в определенные периоды времени, можно условно подразделить на две группы:

1) Первая группа:

  • поддержка промышленности в целом или отдельных ее отраслей,
  • стимулирование экономического развития страны;

2) Вторая группа:

- обеспечение:

  • внешней безопасности государства, его мощи,
  • влияния на международной арене (включая подготовку к войне).

К традиционным методам промышленной политики, которые неоднократно применялись в разных странах, относятся следующие.

1) Защита отечественных производителей от конкуренции со стороны иностранных производителей на территории собственной страны – это протекционизм. Обычно методами как тарифного, так и нетарифного регулирования протекционизм осуществляется. Причем, как правило, служит политика валютного курса, проводимая центральными банками протекционистским целям.

Обратной стороной протекционизма является:

  • снижение конкурентоспособности «защищенных» отраслей промышленности. Причем они лишены заинтересованности к инновациям и повышению эффективности;
  • повышение издержек в отраслях. При этом они используются в качестве факторов производства продукцию «защищенных» отраслей;
  • снижение уровня жизни;
  • платежеспособный спрос на отечественную продукцию со стороны населения страны;
  • риск «торговых войн».

2) Стимулирование экспорта, осуществляемое как с помощью прямого субсидирования, так и косвенным образом через:

  • регулирование рынка иностранной валюты,
  • сдерживание внутренних цен на факторы производства и т.д.

Недостатки этого метода состоят в следующем:

  • валютно-финансовая нестабильность (валютные кризисы);
  • деградация отраслей, работающих преимущественно на внутренний рынок;
  • снижение уровня жизни,
  • снижение платежеспособного спроса на отечественную продукцию со стороны населения страны;
  • сильная заинтересованность в коррупции.

3) Поддержка отдельных отраслей («точек» или «локомотивов роста»), а также предприятий и регионов, был неоспоримо признан государством наиболее перспективным с помощью субсидий и кредитов.

Обратной стороной этого метода является:

  • финансовое потрясение;
  • подъем национальной финансовой системы;
  • отсутствие у государственных служащих материальной заинтересованности к правильному определению перспективных отраслей (предприятий, регионов). И, это, в итоге приводит к многочисленным просчетам и растратам государственных средств.

4) Использование государственного заказа для оказания влияния на производственную деятельность.

Недостаток этого метода - несоответствие природе государственного заказа. Целью этого метода должно быть получение государством товаров и услуг, необходимых для выполнения государственных функций, отличного качества и по минимальной цене. Ведь попытки государства использовать госзаказ в качестве инструмента промышленной политики неминуемо приведут к тому, что государство будет получать некачественную продукцию и услуги, или будет, но слишком дорого. Кроме того, запутанная процедура госзаказа также ведет к коррупции.


5) Производство товаров и услуг на государственных предприятиях.

Государственные предприятия, как правило, оказываются менее эффективными производителями. Это может получиться тогда, когда имеется заинтересованность, в первую очередь, не в повышении качества продукции и удешевлении производства, а в получении дополнительных ресурсов и льгот от государства. И это является большим недостатком данного метода. Кроме того, обычно государственные предприятия получают различные монопольные привилегии, что также снижает их эффективность.

6) Регулирование цен и тарифов. В начале и в середине XX в. этот метод был весьма распространен. В настоящее время применяется в основном для «естественных монополий». Проще говоря, для капиталоемких отраслей, которые обычно связаны с эксплуатацией пространственно протяженных линейных объектов (путей, линий, сетей и т.д.).

Недостатки этого метода:

  • тарифное регулирование инфраструктурных монополий:
  • приводит к замораживанию их монопольного положения,
  • тормозит приток инвестиций в соответствующие виды деятельности,
  • превращает инфраструктуру либо в «бюджетную черную дыру», либо в «узкое место», сдерживающее развитие экономики;
  • влечет за собой во многих случаях:
  • дефициты соответствующих товаров и услуг,
  • затоваривание рынков,
  • ценовое регулирование.

7) Государственное финансирование научных исследований. Из «линейной» модели развития научного знания, согласно которой фундаментальная наука развивается свободно, независимо от спроса, предъявляемого производителями на научное знание, основан данный метод. Предполагается также, что никто, кроме государства, не заинтересован в развитии фундаментальной науки. Кроме того, часто государство занимается финансированием не только фундаментальных проектов. Это касается и прикладных исследований. И таким образом государство может оказывать косвенную поддержку некоторым отраслям производства [10].

В этом случае, состоит в следующем обратная сторона данного метода промышленной политики. Реальная история развития науки показывает, что «линейная» модель развития научного знания не соответствует действительности. Фундаментальная наука во многом развивается за счет толчков, идущих от прикладной науки. Более того, как правило, негосударственные организации оказываются более эффективными субъектами поддержки фундаментальной науки. С другой стороны, высокая степень зависимости науки от государства приводит к политизации науки, к политической необъективности отбора проектов для финансирования и другим негативным явлениям. Является скорее тормозом, чем толчком научно- технического развития в итоге доминирующее положение государства в финансировании науки и проведении фундаментальных исследований.


Приводят к тому, что традиционные методы и инструменты промышленной политики оказываются неэффективными и нередко наносят прямой ущерб конкурентоспособности производителей той или иной страны

и ее экономическому развитию. А вообще, в целом заметно набирают силу

в последнее время процессы глобализации и постиндустриального развития.

1.2. Институциональные механизмы реализации промышленной политики

Безотлагательно нуждается в новых подходах и решениях разработка вопросов формирования и развития институтов, координирующих и направляющих промышленную политику в национальной экономике. Основная сложность заключается в том, чтобы за внешним многообразием различных формальных структур, реализующих промышленную политику в

разных странах и различных исторических условиях, выявить неизменные

характеристики институциональных регуляторов.

Веские основания для такого утверждения находятся в экономической теории. Если начать с Ж.-Б. Сэя, то можно проследить, что экономические системы могут достаточно успешно функционировать при самых разных общественных устройствах, которые относятся к различным государствам, еще в классических работах по политической экономии. Им присуще очень точно обнаруживать движущие силы промышленного развития и варианты наиболее эффективной реализации промышленной политики при всем различии формальных структур, обусловленном социально-политическими и разными факторами.

А вообще, надо сказать, что была и остается проблема отраслевой структуры промышленности фундаментальной проблемой любой промышленной политики. Причем, обеспечивается переходом от регулирования отраслей к регулированию технологий в современных условиях решение этой проблемы. В силу сказанного, можно утверждать, что это является общепризнанным преимуществом эффективной промышленной политики во всех развитых и в наиболее динамичных экономиках развивающихся стран. Даже упрощенный взгляд на проблему уже подводит к выводу, что регулирование технологий предполагает изменение:

  • масштабов,
  • границ,
  • характера поддержки.

Причем, это касается не только технологического развития, но и его отраслевой составляющей [9].

Опыт Японии, поскольку эта страна признана во всем мире классическим образцом исключительно грамотного подхода к формированию, реализации и постоянному развитию промышленной политики, представляет особый интерес. Министерство внешней торговли и промышленности, в рамках которого действует Совет по промышленной структуре, несет ответственность за промышленную политику в Японии. Это именно он разработал еще в 1963 году единую концепцию структурной политики, которая и стала основой государственного регулирования экономики в целом и промышленности, прежде всего. На протяжении примерно трех — четырех десятилетий гораздо больший упор делался именно на совершенствование отраслевой структуры. Причем только за пределами этого рубежа идет тот самый переход к регулированию технологий, о котором говорилось выше.