Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы промышленной политики
1.1 Понятия, отличия, объекты, средства, цели
1.2. Институциональные механизмы реализации промышленной политики
2. Опыт промышленной политики в разных странах
2.1. Новые преимущества промышленной политики: опыт стран Западной Европы
2.2.Преимущества трансформации европейской промышленности
2.3.Финансирование направлений инновационного развития промышленности
2.4. Основа общеевропейской промышленной политики
2.5. Новая промышленная стратегия Великобритании
2.6. Особенности развития промышленной политики экономически развитых стран
ВВЕДЕНИЕ
Все чаще поражают экономику отдельных государств финансовые кризисы. В этом случае происходит:
- сокращение производства,
- повышение уровня безработицы,
- сокращение инвестиций,
- значительные финансовые потери.
В результате развитые страны после общественных потрясений, как правило, делают следующее:
- производят пересмотр своих приоритетов,
- разрабатывают новые стратегии экономического и общественного развития.
Показывает многообразие вариантов эффективного пересмотра действующей финансовой системы анализ различных моделей достижения высоких темпов экономического роста развитых стран. Надо сказать, что в природе не существует единственно верной стратегии. Просто в каждой стране экономика зависима от воздействия различных факторов, которые необходимо учесть при разработке новой экономической стратегии. В этих условиях должна выбрать оптимальный вариант, который будет учитывать неповторимые характеристикиоо и особенности конкретной страны в период реформирования государственной власти. Изучение стратегий проведения промышленной политики, которые обязательно берут на вооружение различные развитые страны с целью роста экономического развития в период кризиса, на сегодняшний момент особенно актуально. Как концептуальные, так и практические вопросы построения промышленной политики, продолжают привлекать к себе внимание экспертов и политиков. Поэтому сегодня повышен интерес к этому еще продолжающимся экономическим кризисом и неясными перспективами дальнейшего развития, причин неудач, возможностей и особенностей «новой» промышленной политики. Также приобрела особую актуальность в последние годы, когда очевидной стала необходимость перехода на инновационную модель развития, тема формирования и реализации государственной промышленной политики в
России. На сегодняшний день возникает острая потребность в пересмотре
основ промышленной политики, если учитывать стратегическую цель
достижения Россией положения одного из лидеров XXI в. Также, необходимо призвать всех к действиям по изменению стратегии промышленной политики, учитывая:
- неудовлетворительное состояние некоторых фундаментальных макроэкономических факторов,
- неразвитости институтов,
- ресурсные и инфраструктурные ограничения,
- неэффективность взаимодействия бизнеса и государства,
- негативные тенденции в развитии человеческого капитала.
Это может означать:
- принципиальное изменение модели и приоритетов государственного развития,
- изменение форм государственной поддержки бизнеса,
- различные аспекты законодательного обеспечения,
- федеральные и региональные льготы промышленности.
Проще говоря, это означает разработку принципиально новой промышленной политики государства. В тоже время указанные проблемы уже решены или успешно решаются в различных странах. Поэтому усвоение полезного зарубежного опыта целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики перед лицом перечисленных проблем. Надо воспользоваться подходящей возможностью для получения новых сравнительных преимуществ на мировом рынке товаров и услуг и безотлагательно начать проведение промышленной политики, которая будет помогать созданию потенциала для производства, требуемый на мировом рынке продукции уже сегодня. Указанные обстоятельства обосновывают
актуальность изучения опыта промышленной политики в разных странах.
Целью данной работы является выявление особенностей современной промышленной политики развитых стран и принципы её управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение и рассмотреть сущность промышленной политики;
- рассмотреть особенности и проследить эволюцию промышленной политики;
- исследовать особенности опыта проведения промышленной политики
разных стран и возможности его использования в России.
1. Теоретические основы промышленной политики
1.1 Понятия, отличия, объекты, средства, цели
Промышленная политика – это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, а также отдельных аспектов этой деятельности, которые имеют отношение к :
- приобретению факторов производства,
- организации производства,
- распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта,
- жизненному циклу его продукции.
В разные исторические периоды различается по целям и составу применяемых методов и средств промышленная политика разных стран, а также одной страны.
Отличия промышленной политики от других видов экономической политики [5]:
1) Промышленная политика отличается от макроэкономической политики :
- своим объектом,
- целями,
- методами.
Причем, объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом, которое состоит из совокупности макроэкономических агрегатов.
Не входит в число целей промышленной политики:
- достижение макроэкономической стабильности,
- борьба с инфляцией,
- регулирование агрегированных показателей государственного бюджета,
- процентных ставок,
- резервных требований,
- валютного курса.
Может входить в число целей промышленной политики:
- долгосрочный экономический рост,
- увеличение притока инвестиций в производство.
Несомненно, когда государство проводит промышленную политику, оно, как правило, должно учитывать соответствующие макроэкономические факторы.
2) Промышленная политика отличается тем, что ее объектом является производственная деятельность хозяйствующих субъектов. При этом, не в коем случае, не перераспределительная деятельность государства от бюджетной и налоговой политики. Причем в рамках этих политик государство осуществляет перераспределение от налогоплательщиков к получателям бюджетных средств.
Здесь можно сказать, что конечно непосредственно влияют на состояние и деятельность производителей в то же время действия государства в сфере:
- налогового регулирования,
- государственного заказа,
- бюджетных инвестиций.
Производство услуг, традиционно относимых к «бюджетной сфере», но все чаще рассматриваемых в качестве именно производственной, а не перераспределительной деятельности - здравоохранение, образование является естественной (хотя и новой) сферой промышленной политики. Поэтому промышленная политика в перечисленных сферах пересекается с налоговой и бюджетной политикой.
3) Промышленная политика отличается от социальной политики, объектом воздействия которой является уровень и качество жизни отдельных групп населения тем, что занимается производственной деятельность предприятий, а не потреблением населения.
Целью государственного регулирования является обременение производителя социальными обязательствами, т.е.:
- регулирование цен и тарифов,
- предоставление льгот,
- квоты рабочих мест для определенных категорий людей.
Тогда в этих случаях социальная политика может оказывать существенное влияние на деятельность производителей. Также необходима тесная координация этих двух видов экономической политики.
4) Включается в промышленную политику в той мере, в какой ее цели напрямую связаны с производственной деятельностью российских производителей внешнеэкономическая политика:
- торговая политика,
- таможенное регулирование,
- деятельность государства в сфере международного торгового права,
- международное техническое регулирование,
- международное экологическое регулирование,
- военно-техническое сотрудничество (частично),
- регулирование иностранных инвестиций и некоторые другие сферы.
При этом, не входят в промышленную политику:
- валютное регулирование,
- регулирование нетрудовых видов миграции,
- получение и оказание гуманитарной помощи и т.д.
5) Пересекается с промышленной политикой в той степени, в какой затрагивает вопросы размещения производительных сил, а также использования земли и природных ресурсов региональная политика. Содержит многочисленные компоненты, напрямую не связанные с осуществлением производственной деятельности в то же время региональная политика, например:
- распределение федеральной финансовой помощи между регионами,
- социальное развитие регионов, и др.
Производитель товаров и услуг (производственное предприятие) объектом промышленной политики также может являться.
Объектом является производитель товаров и услуг – производственное предприятие в данном представлении промышленной политики. Такой подход является относительно новым. Объектом обычно были:
- крупные производственно-технологические комплексы,
- гигантские корпорации,
- целые отрасли.
Причем эти объекты обычно состояли в традиционной промышленной политике из крупных, капиталоемких производств. Однако произошедшие в последние десятилетия структурные перемены делает ограниченным и неожиданно другим традиционное представление об объекте промышленной политики:
- развитие новых финансовых инструментов,
- повышение роли знаний,
- информации и технологии в производственных процессах,
- организационные структуры,
- производственные технологии,
- глобализация производства,
- торговля и финансы.
Исходит из определенной модели объекта политического воздействия любая промышленная политика (приложение 1). Модель трактуется следующим образом [2]:
1) Производственное предприятие – это любой производитель товаров
и услуг, как для конечного, так и для промежуточного (производственного) потребления. Данная категория включает широкий перечень хозяйствующих субъектов – от промышленных и торговых предприятий всех типов и размеров до индивидуальных предпринимателей и учреждений, которые заняты оказанием платных и «бесплатных» (бюджетных) услуг. Не являются производственными предприятиями:
- органы государственной власти и управления;
- конечные потребители (домохозяйства);
- общественные организации:
- общественно - политические,
- благотворительные,
- религиозные
- международные;
- подразделения силовых структур:
- воинские части и подразделения,
- органы внутренних дел и т.д.
2) Потоки ресурсов, используемых предприятием в процессе производства, производимая им продукция и уплачиваемые им государству налоги и сборы показаны на модели, сплошными стрелками.
3) Условно делятся на 5 классов факторы производства, которые по праву используются производителем:
- земля,
- труд,
- капитал,
- финансовые ресурсы,
- фактор «знания, информация, технологии».
Здесь необходимо добавить, что для каждого из факторов существует свой рынок. При этом государство в РФ является одним из важнейших участников рынка финансовых ресурсов для производителей. Это касается и того, что государство также является основным владельцем земли и природных ресурсов.
4) Включает не просто физически произведенный товар или услугу, но все сопровождающие дополнительные услуги, включая сервисное и гарантийное обслуживание, страховку, кредитование и пр. «продукция» в данной модели.
5) Государство выполняет в данной модели пять типов функций:
- получатель налоговых платежей;
- потребитель произведенной продукции;
- поставщик факторов производства;
- регулятор рынков и деятельности производителя;
- политический субъект в рамках международной политики.
Государство реализует не терпящие возражений обязанности (показаны стрелками с крупным пунктиром) в качестве получателя налоговых платежей и регулятора. Оно также является равноправным субъектом по отношению к другим участникам рынка и/или иностранным государствам в рамках других функций.
6) Государство не может применять власть в рамках международных
отношений. Это может произойти непременно в связи с тем, что оно не обладает ею (властью), но может использовать политическое влияние (показано стрелкой с мелким пунктиром) всеми доступными средствами:
- участие в переговорах,
- заключение договоров,
- участие в международных организациях,
- различные средства силового давления (вплоть до проведения военных операций).
7) Промышленную политику в ходе выполнения всех перечисленных функций может осуществлять только государство.
Средства промышленной политики