Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы промышленной политики
1.1 Понятия, отличия, объекты, средства, цели
1.2. Институциональные механизмы реализации промышленной политики
2. Опыт промышленной политики в разных странах
2.1. Новые преимущества промышленной политики: опыт стран Западной Европы
2.2.Преимущества трансформации европейской промышленности
2.3.Финансирование направлений инновационного развития промышленности
2.4. Основа общеевропейской промышленной политики
2.5. Новая промышленная стратегия Великобритании
2.6. Особенности развития промышленной политики экономически развитых стран
В 2010-2012 гг. Европейская Комиссия сформулировала основные направления развития промышленной политики и разработала рекомендации странам-членам по ускорению реализации намеченных задач. В результате были:
- определены барьеры модернизации,
- определены основные механизмы их преодоления,
- выделены приоритеты инновационного развития.
И тогда правительства ряда европейских стран, в частности, Франции, Германии, Испании и Великобритании, обнародовали национальные и региональные среднесрочные промышленные стратегии [4].
2.2.Преимущества трансформации европейской промышленности
Формируются в русле мега трендов, а также европейских вызовов научные и технологические преимущества трансформации европейской обрабатывающей промышленности. Термин «мега тренд» используется для описания фундаментальных социальных влияний. При этом, кроме известного существуют и скрытые общественные течения, которые проявляют себя с различной силой. Мега тренды могут наблюдаться в течение нескольких десятилетий, что позволяет рассматривать их как долгосрочные и долговременные явления. Современные глобальные мегатренды — это крупномасштабные, долгосрочные процессы мирового развития, определяющие качественное содержание текущего этапа эволюции миросистемы. При этом, как правило, являются основными движущими силами изменений такие факторы, как:
- социально-экономическая среда,
- сокращение цикла развития ключевых технологий,
- конкуренция развивающихся экономик,
- устойчивое развитие.
Причем, несомненно, опираются на систему взаимозависимых элементов:
- новые бизнес-модели,
- создание новой стоимости в виде продуктов и услуг,
- новые направления технических наук и технологии,
- прогрессивное машиностроение,
- трансформация промышленности
- инфраструктура и образование,
- развитие необходимой для этого научной и образовательной базы.
В этих условиях идут следующие структурные изменения:
- изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя. Это может быть достигнуто путем комплектации дополнительными элементами или принадлежностями;
- возложение личной, персональной ответственности на работников в соответствии с должностными инструкциями;
- включение потребителя в гибкий производственный процесс;
- создание «зеленого производства»;
- создание добавленной стоимости;
- встраивание в единые производственные цепочки;
- быстрое реагирование на изменения;
- интеграция продуктовых и процессных технологий;
- производство, ориентированное на потребителя;
- переход к многосторонней кооперации в производстве сложных систем;
- формирование Европейской производственной системы;
- ориентация интерфейса на работника.
В связи с этим, стратегия развития ЕС до 2020 г. определила шесть основных приоритетных направлений инновационного развития европейской промышленности:
- устойчивые строительство и сырьевые материалы;
- продукция на основе биотехнологии;
- ключевые стимулирующие технологии;
- передовые производственные процессы;
- «интеллектуальные» энергосистемы;
- «чистые» транспортные средства.
Безусловно, будет зависеть от комплекса мероприятий институционального и рыночного характера развитие данных направлений и формирование европейской промышленности на качественно новой основе, в числе которых: [8]
- функционирование новых координирующих структур:
- согласованное развитие инфраструктуры,
- координация научной, инновационной, кадровой политик,
- рамочные регуляторы Единого рынка,
- обеспечение кадрами;
- широкое использование дизайна и других нетехнологических инноваций;
- обеспечение доступа к рынкам и финансированию, включая:
- интеграцию отдельных промышленных секторов,
- развитие рынка «зеленых товаров и услуг,
- реформу рынка промышленных продуктов,
- развитие единого рынка охраны интеллектуальной собственности.
2.3.Финансирование направлений инновационного развития промышленности
Семилетняя Программа «Горизонт 2020» с общим объемом финансирования в 80 млрд. евро на период 2014-2020 гг. является крупнейшим общеевропейским финансовым инструментом стимулирования инновационного развития в Евросоюзе в текущем десятилетии. В общем направлении политики ЕС по формированию Инновационного Союза и единого Европейского инновационного пространства и в целях ликвидации дробления механизмов инновационной политики, в «Горизонт 2020» были объединены 3 европейские программы, действующие ранее:
- Рамочная программа ИР ЕС (FP),
- Рамочная программа по конкурентоспособности и инновациям (CIP),
- Европейский институт инноваций и технологии (EIT).
Весь инновационный процесс, в целях ускорения коммерциализации результатов ИР предусматривает:
- финансирование около рыночных проектов по созданию прототипов и демонстрационных проектов,
- введение нового механизма поддержки инновационных МСБ,
- упрощение бюрократических процедур,
- выделение текущих стратегических приоритетов, на первые 3 года.
Все эти процессы, так или иначе, охватывает новая программа.
Из трех основных блоков, тесно связанных между собой, работа в рамках которых вносит свой вклад в формирование инновационной и кадровой базы промышленности с высокой добавленной стоимостью состоит
«Горизонт 2020»:
1. «промышленное лидерство»:
- достижение лидерства в ключевых технологиях,
- поддержка инновационных МСБ,
- облегчение доступа к венчурному финансированию;
2. «передовая наука»:
- поддержка наиболее передовых научных идей и исследовательской инфраструктуры,
- зарождающиеся технологии,
- мобильность научных кадров;
3. «социальные вызовы»:
- здравоохранение,
- благосостояние;
- демографические изменения,
- биоэкономика,
- безопасные продукты питания,
- устойчивое сельское, морское хозяйство,
- изменение климата и рациональное использование ресурсов,
- устойчивая энергетика,
- транспорт,
- «новаторское» общество.
На поддержку конкретных новых индустриальных технологий, необходимых для модернизации промышленности, направлено 17,016 млрд. евро, что составляет 22,1% общего бюджета Программы. Этот блок занимает третье место по размеру финансирования после блоков «передовая наука» и «социальные вызовы». Поддержке различных видов государственно-частных партнерств в области разработки новой технологии уделено особое внимание в «Горизонт 2020».
Преимущества финансирования общеевропейской программы «Горизонт 2020» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества финансирования общеевропейской программы «Горизонт 2020»
Основные направления/ финансирование |
Млрд. евро |
% |
«Передовая наука», в т.ч.: |
24,4 |
31,7 |
- Фундаментальные исследования |
13,1 |
17,0 |
- Будущие и зарождающиеся технологии |
2,7 |
3,1 |
- Кадровый потенциал и мобильность |
6,2 |
8,0 |
- Научная инфраструктура |
2,4 |
3,2 |
«Промышленное лидерство», в т.ч.: |
17,0 |
22,1 |
- Ключевые технологии (микро и нано-электроника, фотоника, новые материалы, биотехнологии, эффективные производственные процессы, космос) |
13,6 |
17,6 |
- Доступ к рисковому финансированию |
2,8 |
3,7 |
- Инновации в МСБ |
0,6 |
0,8 |
«Социальные вызовы», в т.ч.: |
29,7 |
38,5 |
- Здравоохранение, демография, благосостояние |
7,5 |
9,7 |
- Продовольственная безопасность, устойчивое с/х, биоэкономика |
3,8 |
5,0 |
- «Зеленая» энергетика |
5,9 |
7,7 |
- «Интеллектуальный» транспорт |
6,3 |
8,2 |
- Климат, рациональное использование сырьевых ресурсов |
1,3 |
1,7 |
- Прочие |
1,7 |
2,2 |
Европейский институт инноваций и технологии |
2,7 |
3,5 |
Другие |
3,2 |
4,2 |
ВСЕГО |
77 |
100 |
В 2014 г. ЕК совместно с представителями ассоциаций, представляющих интересы более 1000 крупных и малых компаний, «запустила» 8 контрактных ГЧП, имеющих стратегическое значение для
развития европейской промышленности:
- «энергоэффективные здания»,
- «фабрика будущего»,
- «устойчивые перерабатывающие отрасли»,
- «зеленый автомобиль»,
- «робототехника»,
- «фотоника»,
- «высокомощные компьютеры»,
- «сети 5G».
Первые три из них уже были сформированы в 2009 г. для послекризисного восстановления экономики и продемонстрировали свою результативность в деле инновационного развития перспективных промышленных секторов. В 2014 г. 8 ГЧП на конкурсной основе было получено 1,45 млрд. евро. Ожидается, что 1 евро государственных средств привлечет от 3 до 10 евро частных инвестиций для разработки новых технологий, продуктов и услуг [14].
Расходы на ГЧП в области промышленности - «Фабрика будущего» в рамках программы ЕС «Горизонт 2020», по оценкам, составят около 500 млн.
евро в год. Общие затраты в 2014-2020 гг. составят около 7 млрд. евро, в т.ч. по направлениям:
- передовые производственные процессы - 26%;
- адаптивные и «умные» производственные системы – 26%;
- «человеко-центричное» производство – 7%;
- кооперированные и мобильные производственные структуры – 17%;
- виртуальные, цифровые и ресурсо-эффективные «фабрики» -17%;
- производство, ориентированное на потребителя – 7%.
В соответствии с приоритетными направлениями в дополнение к финансированию ИР через «Горизонт 2020», поддержка инновационных промышленных проектов на национальном уровне осуществляется через механизм структурных фондов с объемом финансирования в 100 млрд. евро на период 2014-2020 гг. При этом средства будут выделяться в соответствии с целями «интеллектуальной специализации». Это позволит странам-членам и регионам сконцентрировать инвестиции на направлениях, которые обладают конкурентными преимуществами, а также стимулируют создание трансевропейских цепочек создания добавочной стоимости.
2.4. Основа общеевропейской промышленной политики
С использованием механизмов различного вида партнерств, сетей и кластеров в промышленности ЕС строятся инновационные центры в институциональном плане развитие инновационной деятельности, включая:
- финансовые и нефинансовые частно-государственные партнерства,
- общеевропейские и национальные инновационные программы.
В настоящее время развиваются партнерства в области кадрового обеспечения «новой» промышленности. Основными элементами инновационной экосистемы ЕС являются следующие формы партнерств [6]:
- Европейские Технологические платформы (ЕТП)
- Европейские инновационные партнерства (EIP),
- Кластерно - сетевые структуры Европейского института
инноваций и технологии ((KICs) и (EIT).
- Контрактные и институализированные государственно-частные партнерства (ETI)
- Европейские промышленные инициативы (EII)
- Государственные партнерства (Сети ERA-NETs, Article 185 initiatives, Joint Programming Initiatives).
Технологические платформы (ЕТП) - главное звено в формировании научно-технологической стратегии широкого круга промышленных секторов в ЕС. В ЕТП объединены усилия компаний, исследовательских институтов, финансистов и регуляторов на европейском уровне в целях мобилизации критической массы национальных и общеевропейских, частных и
государственных ресурсов. ЕТП формируют:
- общее видение долгосрочного научно-технического развития своих секторов,
- вырабатывают стратегию ИР,
- конкретный план действий,
- «дорожную карту» практической реализации намеченных мероприятий.
В настоящее время большое значение придается новым кластерно-
сетевым общеевропейским структурам («Cообщества в области знаний и инноваций» KICs), создаваемым в рамках Европейского института инноваций и технологий ( EIT). В общеевропейской программе ИР «Горизонт 2020» на функционирование EIT выделено 2,7 млрд. евро на 2014-2020 гг. (3,5% общего бюджета Программы). KICs представляют собой новую общеевропейскую инновационную экосистему, которая объединяет сферы образования, ИР и предпринимательский бизнес в целях ускорения инновационного процесса.
Впервые участники инновационной среды совместно решают проблемы:
- трансфера идей,
- технологии,
- культуры,
- бизнес моделей.
В целом, эти структуры выполняют три основные функции:
- ориентация высшего образования на подготовку создателей и предпринимателей,
- капитализация синергетического эффекта от ГЧП,
- выработка рекомендаций для администраций по созданию благоприятной среды для инновационного предпринимательства.
В составе KICs, действующих 5-7 лет, национальные научные центры и региональные инновационные кластеры с инкубаторами. Уже работают три