Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы промышленной политики
1.1 Понятия, отличия, объекты, средства, цели
1.2. Институциональные механизмы реализации промышленной политики
2. Опыт промышленной политики в разных странах
2.1. Новые преимущества промышленной политики: опыт стран Западной Европы
2.2.Преимущества трансформации европейской промышленности
2.3.Финансирование направлений инновационного развития промышленности
2.4. Основа общеевропейской промышленной политики
2.5. Новая промышленная стратегия Великобритании
2.6. Особенности развития промышленной политики экономически развитых стран
подобные структуры (в области климата, ИКТ и «новой» энергетики), в
2014 г. было запланировано создание трех KICs:
- «Здоровое население и активная старость»,
- «Устойчивые продуктовые цепочки»,
- «Эффективное использование природных ресурсов».
В 2018 г. будут созданы еще три структуры, включая KIC в области «новой» промышленности. ЕК финансирует только около 1/3 расходов KICs, остальное поступает из прочих источников.
2.5. Новая промышленная стратегия Великобритании
Политика коалиционного правительства Великобритании может служить примером нового подхода государства к развитию промышленности. В сентябре 2012 г. коалиционное правительство обнародовало новую долгосрочную промышленную стратегию, в которой были определены направления государственной поддержки инновационной деятельности частного бизнеса с четко сформулированными преимуществами, основанными на национальном опыте. В их числе:
- производственные системы,
- использование ресурсов,
- производственные процессы,
- композиционные материалы,
- бизнес модели.
Впервые представляет собой сочетание отраслевых мер, поддержку развития наиболее важных технологий и мероприятий «горизонтального» характера новая комбинированная или «горизонтально-вертикальная» («матричная») промышленная политика объединенного правительства.
Основные 5 приоритетных направлений новой промышленной стратегии [11]:
- расширение доступа бизнеса к финансовым ресурсам;
- стимулирование развития 11 ведущих промышленных секторов;
- поддержка развития 8 основных технологий;
- использование государственного заказа. Это необходимо для создания новых возможностей для компаний и эффективного функционирования производственных цепочек;
- повышение профессионального уровня кадров в основных секторах.
В список 8 ключевых технологий с наибольшим трансформационным эффектом были включены:
- спутниковая технология,
- обработка больших массивов данных,
- консервация энергии,
- новые материалы и нанотехнология,
- агротехнология,
- регенеративная медицина.
Вместе с этим, включают три типа отраслей преимущественных промышленных сектора, которые исполняют роль «локомотивов» британского промышленного роста и конкурентоспособности на мировых рынках:
1. сектора, обеспечивающие в том числе, новые возможности среды обитания:
- ветровая,
- нефтегазовая,
- атомная энергетика,
- строительство;
2. знание-емкие услуги:
- международное образование,
- информационная экономика,
- профессиональные и бизнес услуги);
3.прогрессивные отрасли, создающие продукт с наиболее высокой
добавленной стоимостью:
- автомобильная промышленность,
- авиакосмическая промышленность,
- медико-биологический сектор,
- агротехнический сектор.
Впервые были включены агротехнический сектор и международное образование в состав важнейших технологий - агротехнология в перечень приоритетных секторов. Одновременно правительство тесно работает с другими секторами в области определения основных вызовов (прежде всего, кадры) и возможностей (крупные инфраструктурные проекты).
Партнёрство с частным сектором в формулировании отраслевых стратегий с учетом специфики в направлении общей линии «решоринга»:
- процесс возврата выведенных за рубеж производств и разработки «национальных» компетенций;
- значительное увеличение масштабов государственного финансирования приоритетных направлений;
- создание инновационных центров на базе университетов, способствующих коммерциализации результатов ИРО.
Все вышеперечисленное – это основные черты промышленной политики объединенного правительства. Как «гибридную», в которой государственная поддержка ограниченного числа отраслей и технологий сочетается с проведением ИР по широкому фронту направлений можно охарактеризовать в целом новую политику коалиционного правительства.
Таким образом, формируются по пути мега трендов и европейских требований научные и технологические приоритеты трансформации европейской обрабатывающей промышленности. Всем заметны структурные изменения по:
- линии создания «зеленого» производства,
- ориентации на потребителя и персонификации,
- встраивание в единые цепочки создания добавленной стоимости, ориентации на работника.
Одновременно, как правило, определяются новыми требованиями и
возможностями, а также новыми технологиями исследовательские и инновационные направления промышленности в ЕС.
Как правило, строится новая промышленная политика ЕС с использованием механизмов различного вида:
- партнерств,
- сетей,
- кластеров,
- финансовых и нефинансовых государственно-частных партнерств.
Носит «матричный характер и представляет собой сочетание отраслевых мер, поддержки важнейших технологий и мероприятий «горизонтального» характера промышленная политика английского государства. Поддержка развития производственных отраслей с высокой добавленной стоимостью занимает основное место в новой долгосрочной стратегии. Инновационным центрам, способствующим коммерциализации результатов исследований и разработок, отводится большое значение в комплексе мер по стимулированию инновационного процесса в промышленности [15].
2.6. Особенности развития промышленной политики экономически развитых стран
Основы промышленной политики ФРГ были разработаны в начале 50-х гг. прошлого века. Тогда она ориентировалась на использовании избирательных мероприятий в отдельных секторах народного хозяйства. Одновременно решалась задача: в тех случаях, когда общегосударственные цели не могут быть достигнуты с помощью механизмов рыночной конкуренции, что – то необходимо было предпринять.
Характеристика промышленной политики наиболее экономически развитых стран представлена в приложении 2.
Рост интереса Германии к промышленной политике можно объяснить с
двух сторон. С одной стороны, для защиты своей национальной промышленности её активно используют партнёры по ЕС, особенно Франция. С другой стороны, необходимо подчеркнуть, что немецкая промышленность по-прежнему нуждается в целенаправленной поддержке государства для устранения её отставания по ряду важнейших направлений. К примеру, по инновациям и усилению территориальных хозяйственно-политических преимуществ Германии в целом и её отдельных регионов. Федеральное министерство экономики и технологий Германии в 2008 г. назвало промышленную политику «как штандартную политику, проводимую в интересах промышленности. Причем, её основной целью было создание благоприятных рамочных условий для промышленных инноваций, инвестиций и производства. Одновременно подчёркивается, что влияние на отраслевые сдвиги не относится к её приоритетам.
Стал относительно новым явлением в нынешнем веке процесс кластеризации немецких стандартов. Очень тесно с современной промышленной политикой связаны технологическая и инновационная политики германского государства, которые способствуют структурному обновлению немецкой экономики и активному внедрению инноваций.
Вместе с этим, направлениями господдержки инновационного развития, на которые в последние годы Германия особенно ориентируется, являются:
- улучшение условий для инновационной деятельности;
- совершенствование системы образования и научных исследований;
- финансовая поддержка инновационной активности компаний.
В 60-80-е гг. в центре французской промышленной политики были известны так называемые «большие программы». В настоящее время, некоторые из этих программ продолжают развиваться и активно поддерживаться государством. Например, атомная промышленность, космический сектор и авиация (табл. 2). Надо сказать, что такая
целенаправленная политика часто подвергается критике.
Для большинства индустриальных стран пик в области промышленной занятости приходится как раз на начало 70-х гг. Именно с этого момента наблюдается последующее снижение доли промышленности в общей занятости и в добавленной стоимости. И естественно, Франция не является исключением. Спад доли промышленности за 25 лет (1981-2006 гг.) в добавленной стоимости составил 9 пунктов, в занятости – 9,4 пункта и инвестициях – 14,8 пункта [12].
Начиная с 2002 г. по сравнению с главными мировыми конкурентами ещё более ухудшилось относительное положение промышленности Франции. Быстрое снижение торгового баланса, начиная с этой даты, с дефицитом 41
млрд. евро в 2007 г. является главным показателем этой отрицательной
направленности. При этом уменьшилась с 6,0 до 4,2 % за последние 10 лет и доля рынка мирового экспорта, приходящегося на Францию.
Финансовый и экономический кризис также не прибавил оптимизма. Французская промышленность тяжело переживает и текущий кризис. За 2008-2009 гг. в промышленности было сокращено 269 тыс. рабочих мест (8 %). Пострадали практически все отрасли: – 6 % в автомобильной промышленности, – 9 % в металлургии и т.д. Тем не менее, в конце прошлого десятилетия Франция ещё воспринималась как ведущая индустриальная держава, которая хочет ею и остаться.
Таблица 2
Главные технологические программы Франции
Программа |
Содержание программы |
Формы государственной поддержки |
Государственный бюджет |
Атомная промышлен-ность |
– Атомный реактор третьего поколения (EPR); – Участие в международной программе по слиянию атомов |
Государственные исследования и помощь предприятию AREVA |
- 550 млн. евро государственных расходов на R&D (2003 г.); - 30 млн. евро государственного финансирования частных расходов на R&D (в основном AREVA) |
Космическая промышлен-ность |
–Космическое наблю-дение; – Земное наблюдение; – Телекоммуникации (европейский спутник Galileo); –Космический транспорт (Ariane V и ISS) |
Государственные исследования, частично экстернализированные |
- 1,7 млрд. евро государственных расходов на R&D (2003 г.); - 150 млн. евро государственного финансирования частных расходов на R&D |
Авиационная промышлен-ность |
Развитие новых самолётов для коммерческих целей (A380, А350, А300-0G) |
Возмещаемые авансы для Airbus |
Возмещаемые авансы на 1,2 млрд. евро для А380 (2004 г.). Запрос на аванс для А350 (1 млрд. евро) |
В данный момент несколько причин снижения доли промышленности в общей занятости во Франции и в других развитых странах отмечают экономисты. Существенно выделяются внутренние и внешние факторы. При этом разделяются на факторы спроса и факторы предложения, внутренние факторы. Повышение степени открытости экономики и общая глобализация относится к внешним факторам.
В этих условиях, экономисты акцентируют свое внимание на двух
важных характеристиках промышленности Франции, которые, по общему мнению, и являются главными причинами недостаточной конкурентоспособности французской промышленности: отсутствие реальной секторной специализации. Как правило, состоит из промежуточных товаров промышленность Франции в значительной степени:
- стекло,
- текстиль,
- химия,
- электронные компоненты,
- металлургия.
Т.е. промышленная продукция Франции не является ни «high-tech», ни «low-tech». Но при всем этом по технологическому наполнению характеризуется как средне-технологическая. В результате, испытывает сильное конкурентное давление и со стороны стран с низкими трудовыми издержками, как Китай и Индия, и со стороны стран с высоким потенциалом технологической инновации, как Япония и США.
Количество и размер средних и малых предприятий во Франции - другая важная характеристика. Интересный факт, малые предприятия (от 10 до 250 работников) составляют 90 % всех предприятий во Франции, но только 17 % из них создают продукцию на экспорт.
В этих условиях наблюдается повышенный интерес к промышленной политике во Франции в последние несколько лет. Действительно, начиная с 2004 г., Жак Ширак поставил промышленность в центр национальных приоритетов развития. С 2007 г. Николя Саркози также проводил активную промышленную политику. Еще одно доказательство – 5 марта 2010 г. президентом были объявлены основные меры по развитию промышленности во Франции, направленные на улучшение конкурентоспособности французских промышленных предприятий.
Центральным звеном французской промышленной политики являются
инвестиции в инновации. Но самое главное при этом , стимулирование таких инвестиций в частном секторе, а также улучшение специализации французской промышленности в высоко-технологичных секторах.
Если говорить о России, то высокие темпы роста российской экономики во многом были обеспечены необъективными мировыми ценами на энергоносители и наращиванием физических объёмов экспорта сырья. Все это вызвало отсутствие мощных рыночных институтов поддержки диверсификации экономики, которые позволяют занять выгодное положение в системе международного разделения труда и специализироваться на выпуске и экспорте продуктов с высокой долей добавленной стоимости. На мировом рынке Россия представлена главным образом сырьём, т.к. объём и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров пока незначительны.