Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подобные структуры (в области климата, ИКТ и «новой» энергетики), в

2014 г. было запланировано создание трех KICs:

  • «Здоровое население и активная старость»,
  • «Устойчивые продуктовые цепочки»,
  • «Эффективное использование природных ресурсов».

В 2018 г. будут созданы еще три структуры, включая KIC в области «новой» промышленности. ЕК финансирует только около 1/3 расходов KICs, остальное поступает из прочих источников.

2.5. Новая промышленная стратегия Великобритании

Политика коалиционного правительства Великобритании может служить примером нового подхода государства к развитию промышленности. В сентябре 2012 г. коалиционное правительство обнародовало новую долгосрочную промышленную стратегию, в которой были определены направления государственной поддержки инновационной деятельности частного бизнеса с четко сформулированными преимуществами, основанными на национальном опыте. В их числе:

  • производственные системы,
  • использование ресурсов,
  • производственные процессы,
  • композиционные материалы,
  • бизнес модели.

Впервые представляет собой сочетание отраслевых мер, поддержку развития наиболее важных технологий и мероприятий «горизонтального» характера новая комбинированная или «горизонтально-вертикальная» («матричная») промышленная политика объединенного правительства.

Основные 5 приоритетных направлений новой промышленной стратегии [11]:

  • расширение доступа бизнеса к финансовым ресурсам;
  • стимулирование развития 11 ведущих промышленных секторов;
  • поддержка развития 8 основных технологий;
  • использование государственного заказа. Это необходимо для создания новых возможностей для компаний и эффективного функционирования производственных цепочек;
  • повышение профессионального уровня кадров в основных секторах.

В список 8 ключевых технологий с наибольшим трансформационным эффектом были включены:

- спутниковая технология,

- обработка больших массивов данных,

- консервация энергии,

- новые материалы и нанотехнология,

- агротехнология,

- регенеративная медицина.

Вместе с этим, включают три типа отраслей преимущественных промышленных сектора, которые исполняют роль «локомотивов» британского промышленного роста и конкурентоспособности на мировых рынках:


1. сектора, обеспечивающие в том числе, новые возможности среды обитания:

  • ветровая,
  • нефтегазовая,
  • атомная энергетика,
  • строительство;

2. знание-емкие услуги:

  • международное образование,
  • информационная экономика,
  • профессиональные и бизнес услуги);

3.прогрессивные отрасли, создающие продукт с наиболее высокой

добавленной стоимостью:

  • автомобильная промышленность,
  • авиакосмическая промышленность,
  • медико-биологический сектор,
  • агротехнический сектор.

Впервые были включены агротехнический сектор и международное образование в состав важнейших технологий - агротехнология в перечень приоритетных секторов. Одновременно правительство тесно работает с другими секторами в области определения основных вызовов (прежде всего, кадры) и возможностей (крупные инфраструктурные проекты).

Партнёрство с частным сектором в формулировании отраслевых стратегий с учетом специфики в направлении общей линии «решоринга»:

- процесс возврата выведенных за рубеж производств и разработки «национальных» компетенций;

- значительное увеличение масштабов государственного финансирования приоритетных направлений;

- создание инновационных центров на базе университетов, способствующих коммерциализации результатов ИРО.

Все вышеперечисленное – это основные черты промышленной политики объединенного правительства. Как «гибридную», в которой государственная поддержка ограниченного числа отраслей и технологий сочетается с проведением ИР по широкому фронту направлений можно охарактеризовать в целом новую политику коалиционного правительства.

Таким образом, формируются по пути мега трендов и европейских требований научные и технологические приоритеты трансформации европейской обрабатывающей промышленности. Всем заметны структурные изменения по:

  • линии создания «зеленого» производства,
  • ориентации на потребителя и персонификации,
  • встраивание в единые цепочки создания добавленной стоимости, ориентации на работника.

Одновременно, как правило, определяются новыми требованиями и

возможностями, а также новыми технологиями исследовательские и инновационные направления промышленности в ЕС.

Как правило, строится новая промышленная политика ЕС с использованием механизмов различного вида:

  • партнерств,
  • сетей,
  • кластеров,
  • финансовых и нефинансовых государственно-частных партнерств.

Носит «матричный характер и представляет собой сочетание отраслевых мер, поддержки важнейших технологий и мероприятий «горизонтального» характера промышленная политика английского государства. Поддержка развития производственных отраслей с высокой добавленной стоимостью занимает основное место в новой долгосрочной стратегии. Инновационным центрам, способствующим коммерциализации результатов исследований и разработок, отводится большое значение в комплексе мер по стимулированию инновационного процесса в промышленности [15].

2.6. Особенности развития промышленной политики экономически развитых стран

Основы промышленной политики ФРГ были разработаны в начале 50-х гг. прошлого века. Тогда она ориентировалась на использовании избирательных мероприятий в отдельных секторах народного хозяйства. Одновременно решалась задача: в тех случаях, когда общегосударственные цели не могут быть достигнуты с помощью механизмов рыночной конкуренции, что – то необходимо было предпринять.

Характеристика промышленной политики наиболее экономически развитых стран представлена в приложении 2.

Рост интереса Германии к промышленной политике можно объяснить с

двух сторон. С одной стороны, для защиты своей национальной промышленности её активно используют партнёры по ЕС, особенно Франция. С другой стороны, необходимо подчеркнуть, что немецкая промышленность по-прежнему нуждается в целенаправленной поддержке государства для устранения её отставания по ряду важнейших направлений. К примеру, по инновациям и усилению территориальных хозяйственно-политических преимуществ Германии в целом и её отдельных регионов. Федеральное министерство экономики и технологий Германии в 2008 г. назвало промышленную политику «как штандартную политику, проводимую в интересах промышленности. Причем, её основной целью было создание благоприятных рамочных условий для промышленных инноваций, инвестиций и производства. Одновременно подчёркивается, что влияние на отраслевые сдвиги не относится к её приоритетам.

Стал относительно новым явлением в нынешнем веке процесс кластеризации немецких стандартов. Очень тесно с современной промышленной политикой связаны технологическая и инновационная политики германского государства, которые способствуют структурному обновлению немецкой экономики и активному внедрению инноваций.


Вместе с этим, направлениями господдержки инновационного развития, на которые в последние годы Германия особенно ориентируется, являются:

  • улучшение условий для инновационной деятельности;
  • совершенствование системы образования и научных исследований;
  • финансовая поддержка инновационной активности компаний.

В 60-80-е гг. в центре французской промышленной политики были известны так называемые «большие программы». В настоящее время, некоторые из этих программ продолжают развиваться и активно поддерживаться государством. Например, атомная промышленность, космический сектор и авиация (табл. 2). Надо сказать, что такая

целенаправленная политика часто подвергается критике.

Для большинства индустриальных стран пик в области промышленной занятости приходится как раз на начало 70-х гг. Именно с этого момента наблюдается последующее снижение доли промышленности в общей занятости и в добавленной стоимости. И естественно, Франция не является исключением. Спад доли промышленности за 25 лет (1981-2006 гг.) в добавленной стоимости составил 9 пунктов, в занятости – 9,4 пункта и инвестициях – 14,8 пункта [12].

Начиная с 2002 г. по сравнению с главными мировыми конкурентами ещё более ухудшилось относительное положение промышленности Франции. Быстрое снижение торгового баланса, начиная с этой даты, с дефицитом 41

млрд. евро в 2007 г. является главным показателем этой отрицательной

направленности. При этом уменьшилась с 6,0 до 4,2 % за последние 10 лет и доля рынка мирового экспорта, приходящегося на Францию.

Финансовый и экономический кризис также не прибавил оптимизма. Французская промышленность тяжело переживает и текущий кризис. За 2008-2009 гг. в промышленности было сокращено 269 тыс. рабочих мест (8 %). Пострадали практически все отрасли: – 6 % в автомобильной промышленности, – 9 % в металлургии и т.д. Тем не менее, в конце прошлого десятилетия Франция ещё воспринималась как ведущая индустриальная держава, которая хочет ею и остаться.

Таблица 2

Главные технологические программы Франции

Программа

Содержание программы

Формы государственной поддержки

Государственный бюджет

Атомная промышлен-ность

– Атомный реактор третьего поколения (EPR);

– Участие в международной программе по слиянию атомов

Государственные исследования и помощь предприятию AREVA

- 550 млн. евро государственных расходов на R&D (2003 г.);

- 30 млн. евро государственного финансирования частных расходов на R&D (в основном AREVA)

Космическая промышлен-ность

–Космическое наблю-дение;

– Земное наблюдение;

– Телекоммуникации (европейский спутник Galileo);

–Космический транспорт (Ariane V и ISS)

Государственные исследования, частично экстернализированные

- 1,7 млрд. евро государственных расходов на R&D (2003 г.);

- 150 млн. евро государственного финансирования частных расходов на R&D

Авиационная промышлен-ность

Развитие новых самолётов для коммерческих целей (A380, А350, А300-0G)

Возмещаемые авансы для Airbus

Возмещаемые авансы на 1,2 млрд. евро для А380 (2004 г.).

Запрос на аванс для А350 (1 млрд. евро)


В данный момент несколько причин снижения доли промышленности в общей занятости во Франции и в других развитых странах отмечают экономисты. Существенно выделяются внутренние и внешние факторы. При этом разделяются на факторы спроса и факторы предложения, внутренние факторы. Повышение степени открытости экономики и общая глобализация относится к внешним факторам.

В этих условиях, экономисты акцентируют свое внимание на двух

важных характеристиках промышленности Франции, которые, по общему мнению, и являются главными причинами недостаточной конкурентоспособности французской промышленности: отсутствие реальной секторной специализации. Как правило, состоит из промежуточных товаров промышленность Франции в значительной степени:

  • стекло,
  • текстиль,
  • химия,
  • электронные компоненты,
  • металлургия.

Т.е. промышленная продукция Франции не является ни «high-tech», ни «low-tech». Но при всем этом по технологическому наполнению характеризуется как средне-технологическая. В результате, испытывает сильное конкурентное давление и со стороны стран с низкими трудовыми издержками, как Китай и Индия, и со стороны стран с высоким потенциалом технологической инновации, как Япония и США.

Количество и размер средних и малых предприятий во Франции - другая важная характеристика. Интересный факт, малые предприятия (от 10 до 250 работников) составляют 90 % всех предприятий во Франции, но только 17 % из них создают продукцию на экспорт.

В этих условиях наблюдается повышенный интерес к промышленной политике во Франции в последние несколько лет. Действительно, начиная с 2004 г., Жак Ширак поставил промышленность в центр национальных приоритетов развития. С 2007 г. Николя Саркози также проводил активную промышленную политику. Еще одно доказательство – 5 марта 2010 г. президентом были объявлены основные меры по развитию промышленности во Франции, направленные на улучшение конкурентоспособности французских промышленных предприятий.

Центральным звеном французской промышленной политики являются

инвестиции в инновации. Но самое главное при этом , стимулирование таких инвестиций в частном секторе, а также улучшение специализации французской промышленности в высоко-технологичных секторах.

Если говорить о России, то высокие темпы роста российской экономики во многом были обеспечены необъективными мировыми ценами на энергоносители и наращиванием физических объёмов экспорта сырья. Все это вызвало отсутствие мощных рыночных институтов поддержки диверсификации экономики, которые позволяют занять выгодное положение в системе международного разделения труда и специализироваться на выпуске и экспорте продуктов с высокой долей добавленной стоимости. На мировом рынке Россия представлена главным образом сырьём, т.к. объём и номенклатура экспорта высокотехнологичных товаров пока незначительны.