Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические аспекты применения дидактических игр в воспитании и обучении).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность. Современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности. Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации деятельности детей. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми[1].
Игра – не только вид деятельности ребенка, но и средство для умственного и нравственного развития и воспитания. Умственное развитие - основополагающее образование, являющееся центральной частью общего психического развития ребенка-дошкольника во всей будущей жизни. В свою очередь, умственное развитие - сложный процесс, направленный на формирование познавательных интересов, знаний и умений. Игра, и в частности дидактическая, формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Теме игры и её влияния на развитие ребенка дошкольника посвящены многие исследования (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин). Педагоги создают целые системы дидактических игр (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, З. М. Богуславская, Е.О. Смирнова).
Цель работы - теоретически выявить и практически доказать значение дидактических игр как средства умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования дидактических игр как средства развития и поддержания познавательной активности ребенка.
2. Изучить особенности умственного развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Доказать эффективность использования дидактических игр в умственном воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Научно-методическая основа работы: литературные источники, публикации по вопросам педагогики, воспитания, образования.
Методы – анализ теоретической литературы, эксперимент, наблюдение, беседа, организация игр и игровых упражнений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты применения дидактических игр в воспитании и обучении
Таким образом, проанализировав существующие взгляды на понятие развития можно сделать вывод, что развитие - это динамический процесс, который свойственен любым явлениям. Все сферы природы, человеческая жизнь, регион, государство, мир все время находятся в движении, то есть меняются. В результате развития объект приобретает новое качественное состояние, в виде изменения его состава, структуры, свойств. Вследствие развития объекта могут возникать, изменяться или исчезать его элементы или связи. На рисунке изображены определения категории развитие и дано его собственное определение, которое является более обоснованным и учитывает пространственно -временные характеристики. Очевидно, что указанные свойства присущи многим сферам жизни и деятельности человека, государства, а особенно экономике.
1.Дидактические игры в педагогических системах.
1.1.Виды дидактических игр
Игра таит в себе потенциально большие возможности. По содержанию, особенности организации, развитию и воспитательному процессу, игры чрезвычайно разнообразны. Среди них выделяются дидактические игры. Они направлены на решающий момент конкретно обусловленных задач в обучении, но в них проявляется воспитательно-развивающий игровой процесс. Близки по педагогическому значению к дидактическим играм разнообразные занимательные задания, иначе их называют игровыми[2]. С помощью занимательного материала активизируются мыслительные процессы, развивается познавательная активность, наблюдательность, память, а также поддерживается интерес к изучаемому материалу.
Существуют разнообразные подходы к определению дидактической игры. Так, Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение дидактической игре: Дидактические игры – это игры, «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения»[3]. По мнению М. Г. Ермолаевой, дидактическая игра – это игра, которая направлена на решение конкретно поставленных задач для обучения школьников, но в тоже время в ней проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности во время обучения[4].
Дидактическая игра вызывает у детей более живой интерес к процессу познания, облегчает усвоение материала, является средством активизации познавательной деятельности. Учебная деятельность является основным типом деятельности в дидактической игре, которая входит в игровую, тем самым, приобретая очертания игровой совместной учебной деятельности. В дидактических играх ставится задача учебного характера, а именно обучающая задача[5]. Также стоит отметить, что при помощи дидактических игр ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по разным признакам, делает обобщения. Игра может занимать как все занятие, так и его фрагмент, в зависимости от обстоятельств. Результативность дидактической игры зависит от того, как она организуется и проводится. Положительных результатов в обучающем и воспитательном процессах у детей
с использованием игровых методов можно достичь при условии направленности в каждой игре. На выполнение программных задач определенных предметов — ознакомление с окружающим миром, обучение грамоте, математике[6].
Достаточно сложным вопросом в теории игр является вопрос классифицирования. До настоящего времени не принята единая классификация игр. Тем не менее, предлагается классифицировать игры: по степени активности детей; по содержанию; игры — путешествия; по наличию — отсутствию игрового материала; игры — поручения[7].
По своим функциям игры делятся:
1) обучающие — игры, в результате которых дети приобретают новые знания или приобретают их, когда происходит подготовка к игре;
2) контролирующие — игры, дидактическая цель которых состоит в, закреплении, проверке, повторении ранее полученных знаний;
3) обобщающие — игры, с помощью которых устанавливаются межпредметные связи, приобретаются умения действовать по-разному в ситуациях.
Дидактические игры различают также по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют у человека (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).
Ермолаева М. Г. в своей классификации берет за основу тип человеческой деятельности[8]. При такой классификации игры объединяются в следующие группы, условно их можно представить, как игры тела, игры ума, игры души.
В. С. Селиванов подразделяет дидактические игры в зависимости от формы организации на соревнования, дискуссии, ролевые и иммитационно-моделирующие[9]. По содержанию игровых действий он выделяет два класса игр:
1) Основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму[10]. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости решения задач. В данном случае основными действиями являются учебные действия, которые выполняются в игре[11];
2) Дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая, как по форме, так и по содержанию является основной.
Существует другая классификация дидактических игр. Эту классификацию предлагают Н. В. Седжи, Л. И. Смахина[12]. Классификация игр по содержанию, по наличию или отсутствию игрового материала, по степени активности детей.
1. По содержанию: по ознакомлению с окружающим миром; по развитию речи; развитию математических представлений; игры музыкальные.
2. По использованию игрового материала игры с игрушками; игры с картинками; настольно-печатные; словесные[13].
3. По степени активности детей: игры-занятия; игры-упражнения; авто
дидактические игры (игры со специальными предметами, манипулируя которыми ребенок постигает соотношение «больше меньше», «шире — уже», «выше — ниже») [14].
Совершенно другую классификацию дидактических игр предполагает С. Шмаков. Он делит все игры, один из видов интеллектуально—творческой деятельности детей, на следующие виды:
1. Физические и психологические игры-тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия);
2. Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальная игра; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры—автоматы, игровые методы обучения;
3. Социальные игры: творческие — сюжетно ролевые игры (подражательные, режиссерские, игры — драматизации); деловые игры (организационно-деятельные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитаационные);
4. Комплексные игры (коллективно—творческие, досуговая деятельность) [15].
Развернутую классификацию дидактических игр по нескольким параметрам предлагает Г. К. Селевко[16]. По видам деятельности: энергетические, социальные, интеллектуальные, релаксационные; трудовые, психологические. По этапам педагогического процесса: обобщающие; информационные; контрольные; тренинговые; диагностические[17]. По предметным областям: экономические; математические; физические; литературные. По описанию познавательной деятельности: творческие; продуктивные; репродуктивные. По игровым методикам: драматизация; соревнование; ролевые; деловые. По количеству участников: коллективные; групповые; парные; индивидуальные. По времени проведения: занимающие часть урока; занимающие весь урок. По функциям дидактические игры делятся: обучающие; контролирующие; обобщающие[18].
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что мир игр очень богат и разнообразен. Игры широко используются в педагогическом процессе. Но не стоит забывать, что каждая игра по своей функции уникальна, и содержит в себе различные положения[19]. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка. Если правильно подбирать игры, то можно спланировать и создать условия для нормального и комфортного развития личности ребенка[20].
Существенный признак дидактической игры — устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структура — это основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Структурные составляющие игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов).
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи[21].
Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, их основные отличия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Отличие детской и дидактической игр[22]